Имплементация Парижского соглашения по климату в правовых системах государств — участников ЕАЭС
https://doi.org/10.17803/1729-5920.2024.206.1.103-118
Резюме
Парижское соглашение по климату предусматривает принятие государствами-участниками обязательств, которые данный договор закрепляет как «определяемые на национальном уровне вклады» (ОНУВ). Цель этих обязательств — сократить выбросы парниковых газов и удержать прирост глобальной температуры значительно ниже 2 °C по сравнению с доиндустриальным уровнем. Данный механизм имеет ряд правовых особенностей: во-первых, каждое государство устанавливает ОНУВ самостоятельно, сообщает о них Конференции сторон Рамочной конвенции об изменении климата ООН (РКИК ООН), действующей в качестве совещания сторон Парижского соглашения, и регистрирует их в Секретариате. С этого момента возникает новое международно-правовое обязательство государства по реализации ОНУВ. Во-вторых, ОНУВ можно изменять, но только в сторону большей «амбициозности», то есть повысив целевые показатели по ограничению выбросов парниковых газов. В-третьих, Парижское соглашение не требует согласовывать национальные меры с остальными участниками договора — каждый участник Парижского соглашения представляет ОНУВ, который определяет объем собственных обязательств без участия других государств, в отличие от механизма, предусмотренного в ГАТТ и ГАТС, где государства — члены ВТО обязаны согласовывать свои национальные меры с остальными участниками (Goods schedule / Services schedule). В-четвертых, механизм контроля предусматривает первый этап подведения итогов в 2023 г., когда будет дана оценка хода достижения целей Парижского соглашения.
Сравнительный анализ ОНУВ государств — членов ЕАЭС, все из которых являются участниками Парижского соглашения, позволяет сделать несколько обобщений. Республика Казахстан и Российская Федерация заявили о достижении углеродной нейтральности к 2060 г., остальные государства — к 2050 г., часть государств (Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Казахстан) установили два целевых показателя выполнения ОНУВ: условный (достижение показателя при наличии международной финансовой поддержки и доступа к современным технологиям) и безусловный (достижение показателя за счет собственных средств). Уровень развития правовой базы для реализации ОНУВ Республики Армения, Республики Беларусь и Кыргызской Республики уступают уровню Российской Федерации и Республики Казахстан в части ограничения выбросов парниковых газов, оборота углеродных единиц и налогообложения углеродных выбросов (введение углеродного налога). На уровне ЕАЭС государства-члены приняли дорожную карту по климатической повестке, предстоит большая работа по разработке нормативно-правовой базы.
Ключевые слова
Об авторах
И. М. ЛифшицРоссия
Лифшиц Илья Михайлович, доктор юридических наук, профессор кафедры международного права
д. 32, стр. 1, Левобережная ул., г. Москва 125445
А. С. Смбатян
Россия
Смбатян Анаит Сергеевна, доктор юридических наук, профессор кафедры международного права
д. 32, стр. 1, Левобережная ул., г. Москва 125445
М. Р. Салия
Россия
Салия Марианна Романовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права
д. 32, стр. 1, Левобережная ул., г. Москва 125445
Список литературы
1. Венская конвенция о праве международных договоров. Комментарий / сост. А. Н. Талалаев (коммент.) ; отв. ред. Н. В. Захарова (предисл.). М. : Юрид. лит., 1997. 336 с.
2. Правовое обеспечение реализации принципов «зеленой» экономики в Республике Беларусь / под ред. Е. В. Лаевской. Минск : Четыре четверти, 2017.
3. Мигалева Т. Е., Подбиралина Г. В., Разумнова Л. Л. Сближение позиций государств — членов ЕАЭС по вопросам климатической повестки и углеродного регулирования // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. № 2 (40). С. 41–50.
4. Ситников С. В России начался эксперимент по квотированию выбросов парниковых газов // URL: https://empp.ru/assets/files/empp-alert-sakhalin.pdf (дата обращения: 05.09.2023).
5. Смбатян А. С., Салия М. Р. Климатическая повестка в деятельности ЕАЭС и его государств-членов // Международное экологическое право : материалы круглого стола XVIII Международного конгресса «Блищенковские чтения». Москва, 6 июня 2022 г. = International Environmental Law : Proceedings of the Roundtables Discussion of the XVII Blischenko Congress. Moscow, 6 June 2022 / отв. ред.: А. Х. Абашидзе, А. М. Солнцев. М. : РУДН, 2023. С. 148–156.
6. Соколова Н. А. Изменение климата: развитие международно-правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. № 12 (133). С. 177–184.
7. Солнцев А. М. Изменение климата: международно-правовое измерение // Московский журнал международного права. 2018. № 1. С. 60–78.
8. Dobson N. L. Extraterritoriality and Climate Change Jurisdiction Exploring EU Climate Protection under International Law. Hurt, 2021. 300 p.
9. Makarov I. A. Bridging the Gaps in the Polycentric Climate Change Regime // Global Governance in Transformation Challenges for International Cooperation / ed. by L. M. Grigoryev, A. Pabst. Springer, 2020.
10. Mayer B. Climate Change Mitigation as an Obligation under Customary International Law // Yale Journal of International Law. 2023. Vol. 48(1). P. 105–151.
11. Mayer B. Transparency under the Paris Rulebook: An Enhanced Transparency Framework? // Climate Law. 2019. Vol. 9:1. P. 40–64.
12. Ostrom E. Governing the commons. The evolution of institutions for collective action. Cambridge : Cambridge University Press, 1990. 280 p.
13. Rajamani L. The 2015 Paris Agreement: Interplay Between Hard, Soft and Non-Obligations // Journal of Environmental Law. 2016. № 28. P. 337–358.
Рецензия
Для цитирования:
Лифшиц И.М., Смбатян А.С., Салия М.Р. Имплементация Парижского соглашения по климату в правовых системах государств — участников ЕАЭС. Lex russica. 2024;77(1):103-118. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2024.206.1.103-118
For citation:
Lifshits I.M., Smbatyan A.S., Salia M.R. Implementation of the Paris Climate Agreement in the Legal Systems of the EAEU Member States. Lex Russica. 2024;77(1):103-118. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2024.206.1.103-118