Сущность права в свете объективного идеализма и натуралистического дуализма
https://doi.org/10.17803/1729-5920.2024.213.8.130-139
Резюме
Двойственная природа права заключается в том, что, с одной стороны, оно выступает объективным общественным регулятором, с другой стороны, специфика его уникального восприятия предполагает формирование субъективного правосознания. Каждый раз, сталкиваясь с правовыми феноменами, человек переживает эмоции, осознает их и реагирует определенным образом. Формируемая при этом правовая реальность не ментальная категория в голове отдельного индивида, ее объективизация выступает основой для построения социальных коммуникаций и установления общепризнанных границ дозволенного. Специфика правовых феноменов требует уточнения их сущностных признаков для обособления от других объектов окружающего мира. Особое значение в этом контексте имеет признак супервентности, который опосредует детерминированность права базовыми культурными, идейными, социально-экономическими предпосылками. Целью статьи является поиск актуальных методологических инструментов для объяснения онтологической сущности права на основе концептуальных подходов объективного идеализма Платона и натуралистического дуализма Д. Чалмерса. Эти концепции представляются более удачными для объяснения правовых феноменов, чем материалистические концепции, так как позволяют признать самостоятельность онтологического статуса не только у физических явлений. Сознание наполнено интеллигибельными объектами, которые не обладают вещественностью, но обладают собственной сущностью. Идентичность и интенсивность восприятия правовых абстракций подтверждают реальность юридической действительности. В работе используются диалектический, исторический, логический, герменевтический, социологический, формально-юридический, прогностический и другие методы познания.
Об авторе
П. Л. ЛихтерРоссия
Лихтер Павел Леонидович, кандидат юридических наук, доцент кафедры частного и публичного права
д. 40, Красная ул., г. Пенза 440026
Список литературы
1. Аристотель. Метафизика // Собрание сочинений : в 4 т. / ред. В. Ф. Асмус, З. Н. Микеладзе, И. Д. Рожанский, А. И. Доватур. Т. 1. М. : Мысль, 1976–1983.
2. Витгенштейн Л. Философские исследования // Языки как образ мира. М. ; СПб., 2003.
3. Кант И. Критика чистого разума // Сочинения : в 8 т. Т. 3 / под общ. ред. А. В. Гулыги. М. : ЧОРО, 1994. 741 с.
4. Лихтер П. Л. Супервентность правовой реальности: проблема онтологического статуса эссенциальных и феноменальных элементов // Журнал российского права. 2023. Т. 27. № 2. С. 20–32.
5. Платон. Законы // Собрание сочинений : в 4 т. / общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М. : Мысль, 1990–1994.
6. Чалмерс Д. Сознающий ум : В поисках фундаментальной теории. М. : УРСС : Либроком, 2013. 512 с.
7. Auffarth A. Die platonische Ideenlehre. Inaugural-Dissertation. Marburg, 1883.
8. Blackburn S. Moral realism // Morality and Moral Reasoning / ed. by J. Casey. London : Methuen, 1971. 224 p.
9. Chalmers D. Facing up to the problem of consciousness // Journal of Consciousness Studies. 1995. No. 2 (3). P. 200–219.
10. Chisholm R. Perceiving: a philosophical study. Ithaca, N. Y. : Cornell University Press, 1957. 224 p.
11. Davidson D. Mental Events // Experience and Theory / ed. by L. Foster, J. W. Swanson. Clarendon Press, 1970. P. 207–224.
12. Hare R. M. Supervenience // Proceedings of the Aristotelian Society. 1984. No. 58. P. 1–16.
13. Lewis D. On the Plurality of Worlds. Oxford ; New York : Blackwell, 1986. 276 p.
14. Moore G. E. Philosophical Studies. London : Routledge & Kegan Paul Ltd., 1922. 364 p.
15. Pippin R. B. Kant’s Theory of Form: An Essay on the Critique of Pure Reason. New Haven ; London : Yale University Press, 1982. 247 p.
16. Ryle G. The Concept of Mind. London : Hutchinson, 1949. 340 p.
Рецензия
Для цитирования:
Лихтер П.Л. Сущность права в свете объективного идеализма и натуралистического дуализма. Lex russica. 2024;77(8):130-139. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2024.213.8.130-139
For citation:
Likhter P.L. The Essence of Law in the light of Objective Idealism and Naturalistic Dualism. Lex Russica. 2024;77(8):130-139. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2024.213.8.130-139