Preview

Lex russica

Расширенный поиск

Семейное предпринимательство: правовое регулирование и государственная поддержка

https://doi.org/10.17803/1729-5920.2025.220.3.009-020

Резюме

«Семейный бизнес» — правовой концепт с весьма гибким содержанием, подвижность которого объясняется сложностью определения границ самой семьи. В составе легального категориального аппарата его можно использовать как средство дополнительного воздействия на ценностную сферу человека. Легальной фиксации значения такого концепта — превращения на уровне федеральных законов в юридическое понятие с определенным содержанием — не требуется. Активное государственное стимулирование семейного бизнеса путем создания широких преференций может иметь отрицательные последствия, связанные со злоупотреблениями, в том числе с маскировкой бизнеса под семейный. Для поддержки семейного предпринимательства предпочтительно использование юридической модели публичного конкурса, проводимого по критериям, определенным региональными властями. На федеральном уровне целесообразно формирование фонда поддержки семейного бизнеса, который бы участвовал в финансировании конкурсов и их проведении совместно с властями регионов. Возможен и более основательный, требующий широкого общественного обсуждения подход: в условиях кризиса института семьи, обострения демографических проблем учреждение на основании федерального закона Семейного фонда могло бы стать важной институциональной предпосылкой для поиска путей их решения. Организация конкурсов для семейного бизнеса могла бы стать одним из главных направлений деятельности такого фонда.

Об авторе

В. А. Болдырев
Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия
Россия

Болдырев Владимир Анатольевич, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права 

д. 5, Александровский парк, г. Санкт-Петербург 197046



Список литературы

1. Беккелдиева А. Т., Беккулова Д. К., Мурзубраимова Д. У., Зулпукарова А. К. Определение термина «концепт» в современной лингвистике // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 10-6 (78). С. 81–86.

2. Богдан В. В. Семейный бизнес в социальных сетях: эффект бабочки // Семейный бизнес & качество правовой среды : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. Н. Левушкин. М. : Проспект, 2022. С. 19–34.

3. Богданов Д. Е. Постмодерн в российском частном праве: взаимодействие правовой и судебной доктрины // Lex russica. 2021. Т. 74. № 11. С. 102–123.

4. Болдырев В. А., Кархалев Д. Н. Советская семейно-демографическая политика в памятниках права периода Великой Отечественной войны // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2024. № 3. С. 162–179.

5. Болдырев В. А., Бодункова С. А. Прекращение юридических лиц и правовая политика: от анализа данных к прогнозированию последствий // Журнал российского права. 2024. Т. 28. № 2. С. 42–54.

6. Дерюшева О. И. Раздел (выдел) недвижимого имущества супругов // Российское правосудие. 2011. № 5 (61). С. 78–91.

7. Добровольская Е. В. О типах концептов в когнитивных и лингвокультурологических исследованиях // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». 2020. № 1. С. 69–75.

8. Дубынин В. А. Мозг и его потребности. От питания до признания. М. : Альпина нон-фикшн, 2021. 576 с.

9. Ершова И. В. Женское предпринимательство: от эмпирики и доктрины к правовому регулированию // Lex russica. 2022. Т. 75. № 8. С. 9–22.

10. Ершова И. В., Шишмарева Т. П., Енькова Е. Е. Правовой статус самозанятых как субъектов предпринимательства: проблемы и перспективы реформирования // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». 2021. Т. 14. № 11. С. 1648–1659.

11. Канеман Д. Думай медленно… решай быстро : пер. с англ. М. : АСТ, 2021. 653 с.

12. Касьян Л. А. Термин «концепт» в современной лингвистике: различные его толкования // Вестник Югорского государственного университета. 2010. № 2 (17). С. 50–53.

13. Кванина В. В., Громова Е. А., Спиридонова А. В. Государственная поддержка женского предпринимательства // Женщина в российском обществе. 2020. № 4. С. 52–65.

14. Керимова Ч. Э. Термин «концепт» в современной когнитивной лингвистике // Филология. 2016. № 3 (3). С. 78–80.

15. Киселев А. С. Семейное предпринимательство как инструмент социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан в России // Lex russica. 2023. Т. 76. № 9. С. 9–20.

16. Лагойда Н. Г. Проблема стабильности брака и роста числа разводов в современном обществе // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 2. С. 86–96.

17. Лагонда Г. Брачные экспектации как психологическая основа супружеских отношений // Развитие личности. 2010. № 3. С. 84–98.

18. Маликов И. Г. О соотношении терминов «концепт» и «понятие» в современной когнитивной лингвистике // Вестник Университета Российской академии образования. 2011. № 2. С. 76–78.

19. Мурзина Ю. С., Русяева И. А. Какие отношения в семейном бизнесе способствуют прибыльности предприятия? // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Т. 6. № 4 (24). С. 95–122.

20. Мурзина Ю. С., Русяева И. А. Тип семейных отношений у предпринимателей сферы малого семейного бизнеса // Национальный психологический журнал. 2022. № 1 (45). С. 30–42.

21. Перспективы легализации семейного предпринимательства / А. В. Барков, Л. А. Баркова, Т. В. Белова [и др.]. М. : Проспект, 2023. 296 с.

22. Талеб Н. Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса / пер. с англ. Н. Караева. М. : КоЛибри, АзбукаАттикус, 2023. 768 с.

23. Харари Ю. Н. Homo Deus. Краткая история будущего. М. : Синдбад, 2022. 496 с.

24. Хачатрян Л. А. Современный брак — результат эволюции семейно-брачных отношений // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. № 1 (5). С. 89–100.

25. Худояров Р., Низаметдинов А. Малый и средний бизнес в условиях глобализации мировой экономики // Центральноазиатский журнал образования и инноваций. 2023. Т. 2. № 6-2. С. 188–193.

26. Шулятиков И. С. Термин «концепт» в современной лингвистике // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 12. С. 98–102.

27. Jamil M., Stephens S., Md Fadzil A. F. Sustainability in family business settings: a strategic entrepreneurship perspective // Journal of Family Business Management. 2024. P. 1–19.

28. Miroshnychenko I., Vocalelli G., De Massis A., Grassi S., Ravazzolo F. The COVID-19 pandemic and family business performance // Small Business Economics. 2024. Vol. 62. P. 213–241.

29. Pahnke A., Schlepphorst S., Schlömer-Laufen N. Family business successions between desire and reality // Journal of Business Venturing Insights. 2024. Vol. 21. Article No. e00457. P. 1–9.

30. Stock Ch., Pütz L., Schell S., Werner A. Corporate Social Responsibility in Family Firms: Status and Future Directions of a Research Field // Journal of Business Ethics. 2024. Vol. 190. P. 199–259.

31. Wu S., Chirico F., Fan D., Ding J., Su Y. Foreign market exit in family firms: Do historical military and cultural frictions matter? // Journal of World Business. 2024. Vol. 59. Iss. 1. Article 101504. P. 1–16.


Рецензия

Для цитирования:


Болдырев В.А. Семейное предпринимательство: правовое регулирование и государственная поддержка. Lex russica. 2025;78(3):9-20. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2025.220.3.009-020

For citation:


Boldyrev V.A. Family Entrepreneurship: Legal Regulation and Government Support. Lex Russica. 2025;78(3):9-20. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2025.220.3.009-020

Просмотров: 171


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)
ISSN 2686-7869 (Online)