Социальное доверие и нормативно-правовое измерение в опыте китайского общества: ценностный аспект
https://doi.org/10.17803/1729-5920.2025.227.10.082-089
Резюме
В статье анализируется влияние социокультурного и нормативного измерения на пространство социального доверия в опыте китайского общества. Исследование взаимодействия права и доверия на примере китайского общества показывает интеграцию традиционных и инновационных аспектов; правовая институционализация доверия проводится при обеспечительной функции традиционных ценностей. Само доверие выступает в качестве механизма, который обеспечивает функционирование правовых, политических, экономических отношений. Опыт Китая демонстрирует значимость ресурса социального доверия в формировании и обеспечении развития правовых, политических, экономических институтов. Доверие позволяет общественной системе Китая эффективно осуществлять управление, минимизировать риски внешнего воздействия, повышать оперативность процессов. Анализ примера Китая показывает ключевую роль социокультурного потенциала общества в формировании уникального пространства доверия внутри страны и его влияние на конструирование внешнеполитических отношений. Доверие позволяет достичь и реализовать ключевые принципы международной коммуникации: открытость, прозрачность, объяснимость, сохраняя в то же время баланс внутреннего и внешнего, безопасности и развития. Данные подходы, согласно позиции автора, обладают перспективой применения в России.
Ключевые слова
Об авторе
С. В. ВолодинаРоссия
Володина Светлана Вячеславовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права.
д. 9, Садовая-Кудринская ул., Москва 125993
Список литературы
1. Борисов А. В., Босов А. В., Жуков Д. В. Стратегия исследований и разработок в области искусственного интеллекта: государственная политика КНР // Системы и средства информатики. 2022. № 1. С. 18–33.
2. Иванов А. В., Данилов С. А. Социальное доверие и институциональный порядок общества в социо-культурном контексте западных и восточных культур: сравнительный анализ // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-8. С. 1852–1859.
3. Ломанов А. В. Россия и Китай в «новую эпоху»: вызовы и перспективы // Китай в мировой и региональной политике. 2020. № 25. С. 34–50.
4. Семенов А. В. Проблема доверия между Россией и Китаем в ковидную и постковидную эпоху // Восточный альманах : сборник научных статей. Вып. VI / Дипломатическая академия МИД РФ. М. : Квант Медиа, 2022. С. 125–140.
5. Трощинский П. В. Первая сессия ВСНП 14-го созыва и законодательное развитие КНР // Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 2022 : монография / гл. ред. К. В. Бабаев, А. В. Лукин ; Ин-т Китая и современной Азии РАН. М. : ИКСА РАН, 2023.
6. Феофанов А. О. Реклама. Новые технологии в России : Психология рекламы. Формирование имиджа. Политическая реклама. СПб., 2004. 384 с.
Рецензия
Для цитирования:
Володина С.В. Социальное доверие и нормативно-правовое измерение в опыте китайского общества: ценностный аспект. Lex russica. 2025;78(10):82-89. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2025.227.10.082-089
For citation:
Volodina S.V. Social Trust and the Regulatory Dimension in the Experience of Chinese Society: Axiological Aspect. Lex Russica. 2025;78(10):82-89. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2025.227.10.082-089





















