Платформенные отношения как предмет правового регулирования
https://doi.org/10.17803/1729-5920.2025.228.11.009-033
Резюме
Статья посвящена анализу платформенной экономики как специфического предмета (скорее, даже совокупности связанных между собой предметов) правового регулирования, выявлению проблемных аспектов формирования правового регулирования. В работе рассмотрена ретроспектива формирования подходов и собственно регулирования в России; проанализированы положения Федерального закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации»; показана сложность определения понятия «цифровая платформа»; дана оценка структуры указанного Закона, в том числе в сравнении с ранее принятыми законами, регулирующими отношения между субъектами, использующими платформы, между субъектами и лицом, обеспечивающим функционирование платформы (владельцем, оператором), а также иные, тесно связанные с этими двумя группами отношения (или платформенные отношения); исследован терминологический аппарат Закона. Показаны основные проблемные точки регулирования, которые появились после принятия данного Закона, а именно множественность определения понятия «цифровая платформа» и наличие понятий-аналогов (агрегатор в законодательстве о защите прав потребителей). Авторы полагают необходимым провести ревизию действующего регулирования, унифицировать в необходимых случаях терминологию, устранить возникшие противоречия.
Об авторах
А. В. ГабовРоссия
Габов Андрей Владимирович, доктор юридических наук, член-корреспондент РАН, и. о. заведующего сектором гражданского и предпринимательского права, главный научный сотрудник Российской академии наук
д. 10, Знаменка ул., г. Москва 119019
С. П. Саяпин
Россия
Саяпин Сергей Петрович, кандидат юридических наук, научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права Российской академии наук
д. 10, Знаменка ул., г. Москва 119019
Список литературы
1. Вавилин Е. В. Цифровой рубль: формирование механизма правового регулирования // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 486. С. 201–206.
2. Габов А. В. Правовое регулирование краудфандинга в России. Белгород : НИУ «БелГУ», 2020. 348 с.
3. Габов А. В. Цифровая платформа как новое правовое явление // Пермский юридический альманах. 2021. № 4. С. 13–82.
4. Карапетян А. А. Правовое регулирование деятельности цифровых платформ и антимонопольный контроль: практика применения // Российское конкурентное право и экономика. 2024. № 2 (38). С. 38–45.
5. Кошель А. С., Кузьминов Я. И., Кручинская Е. В., Лесив Б. В. Поиск регуляторного оптимума деятельности цифровых платформ (сравнительный анализ) // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2025. Т. 18. № 2. С. 4–58.
6. Маслов А. О. Антимонопольные требования к функционированию цифровых платформ: правовой аспект : дис. … канд. юрид. наук. М., 2022. 196 с.
7. Правовое обеспечение совершения сделок купли-продажи товаров на маркетплейсах (цифровых торговых платформах): участники, договоры, платформенная занятость, налогообложение : монография / отв. ред. Л. В. Андреева. М. : Проспект, 2025. 240 с.
8. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М. : Инфра-М, 2007. 495 с.
9. Савенков А. Н. Новый технологический уклад и социогуманитарные вызовы // Государство и право. 2025. № 1. С. 14–36.
10. Саяпин С. П. Гражданско-правовое регулирование инвестиционных отношений с использованием цифровых платформ : дис. … канд. юрид. наук : 5.1.3. М., 2024. 229 с.
11. Тироль Ж. Экономика для общего блага / пер. с фр. И. Е. Шевелевой ; науч. ред. перевода М. Левин. М. : Изд-во Института Гайдара, 2020. 696 с.
12. Филиппова С. Ю., Харитонова Ю. С. Цифровые платформы в праве и право цифровых платформ: новые вызовы законодателю и пути их решения // Правоведение. 2025. № 1. С. 58–75.
13. Хоменко Е. Г. Об особенностях функционирования платформы цифрового рубля // Хозяйство и право. 2023. № 10. С. 91–102.
14. Шаститко А. Е., Маркова О. А. Агрегаторы вокруг нас: новая реальность и подходы к исследованию // Общественные науки и современность. 2017. № 4. С. 5–15.
15. Шаститко А. Е., Паршина Е. Н. Рынки с двусторонними сетевыми эффектами: спецификация предметной области // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 1 (55). С. 5–18.
16. Armstrong M. Competition in two-sided markets // The RAND journal of economics. 2006. Vol. 37. No. 3. P. 668–691.
17. Caillaud B., Jullien B. Chicken and egg: Competition among intermediation service providers // The RAND Journal of economics. 2003. Vol. 34. No. 2. P. 309–328.
18. Evans D. The antitrust economics of multi-sided platform markets // Yale Journal on Regulation. 2003. Vol. 20. Iss. 2. P. 325–381
19. Filistrucchi L., Geradin D., van Damme E., Affeldt P. Market Definition in Two-Sided Markets: Theory and Practice (March 16, 2013). TILEC Discussion Paper No. 2013-009, Tilburg Law School Research Paper No. 09/2013.
20. Hagiu A., Wright J. Multi-sided platforms // International Journal of Industrial Organization. 2015. No. 43. P. 162–174.
21. Rochet J. C., Tirole J. Platform competition in two-sided markets // Journal of the European Economic Association. 2003. No. 4. P. 990–1029.
22. Rochet J. C., Tirole J. Two-sided markets: a progress report // The RAND Journal of Economics. 2006. Vol. 37. No. 3. P. 645–667.
Рецензия
Для цитирования:
Габов А.В., Саяпин С.П. Платформенные отношения как предмет правового регулирования. Lex russica. 2025;78(11):9-33. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2025.228.11.009-033
For citation:
Gabov A.V., Sayapin S.P. Platform Relations as a Subject of Legal Regulation. Lex Russica. 2025;78(11):9-33. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2025.228.11.009-033





















