Preview

Lex russica

Расширенный поиск

Необходимость исследований эволюции метакогнитивных схем личности водителей в аварийных условиях

https://doi.org/10.17803/1729-5920.2018.136.3.115-127

Резюме

Автором проведен статистический анализ современных показателей дорожно-транспортной преступности. Установлено, что высокое число совершенных ДТП оказывает губительное воздействие не только на экономическую составляющую страны, но и на уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Несмотря на тенденцию сокращения количества дорожно-транспортных происшествий и числа пострадавших, уровень дорожно-транспортной аварийности в стране остается высоким. Поэтому преодоление рисков дорожно-транспортного травматизма, по мнению автора, должно строиться не только на основе усилий общественности, но и на устойчивой законодательной базе. Установлено, что человек является сложной саморегулируемой системой, способной, в зависимости от сложившейся ситуации, гибко использовать свои возможности для достижения требуемого результата и избегать при этом опасности. Одним из залогов его надежности служит профессиональная подготовка. А значит, при осуществлении мер предупредительного воздействия должны в не меньшей мере учитываться специфика неосторожных преступлений и личность водителя. Анализ основных социально-демографических особенностей осужденных, проведенный автором, позволил сформировать портрет личности дорожно-транспортного преступника. Выдвинуто предположение, что, если выделить наиболее значимые факторы влияния в жизни водителя, виновного в ДТП, станет возможным заранее целенаправленно формировать «правильную» среду развития законопослушного гражданина путем ликвидации негативных элементов. Разработка нового подхода в уголовной политике, связанного с исследованием психологических особенностей личности водителей транспортных средств, а также с исследованием проблематики эволюции метакогнитивной системы, сформированной под влиянием социальной среды, необходима как исследование способности водителя анализировать собственные мыслительные стратегии и управлять своей познавательной деятельностью, особенно в стрессовых ситуациях, когда в оценке ситуации важна каждая секунда. Тем самым, обусловив необходимость дальнейших исследований, но уже с позиции эволюции метакогнитивных схем личности преступника, сформированных под влиянием внешней среды, в опасных аварийных условиях, автор приходит к выводу о том, что расширение таких теоретических знаний позволит ученым разработать новые копинг-стратегии, которые станут верными средствами контроля водителем себя в стрессовых ситуациях.

Об авторе

Е. О. Яковлева
Юго-Западный государственный университет
Россия


Список литературы

1. Акишин А. А., Лопарев А. В. Основные причины и условия возникновения ДТП на территории России в 2014 году. Тяжесть последствий от ДТП // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2015. - № 3. - С. 354-356.

2. Байбарин А. А., Ефимова Е. О. Роль личности и ситуации при совершении дорожно-транспортных преступлений // Известия Юго-Западного государственного университета. - Серия «История и право». - 2013. - № 4. - С. 54-61.

3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - СПб. : Речь, 2000. - 237 с.

4. Карагачева М. В., Кедич С. И., Ситников В. Л., Старцева К. С. Жизнестойкость и копинг-стратегии - личностные ресурсы водителей // Человек и транспорт. Эффективность. Безопасность. Эргономика : материалы III Международной научно-практической конференции (15-18 сентября 2014 г., Санкт-Петербург). - СПб. : ПГУПС, 2014. - С. 50-53.

5. Панченко О. А., Гаража М. В., Плохих В. В. Психологические критерии надежности профессиональной деятельности водителей автомобильного транспорта // Актуальные проблемы транспортной медицины. - 2012. - № 3. - С. 60-63.

6. Петров А. И., Писцов А. В., Шаповалова Е. Н., Ворошилова Т. А. Место и роль водителя транспортного средства в формировании аварийной ситуации // Техника и технологии строительства. 2015. № 4 (4). - С. 23-31.

7. Петров В. Е. Методика психологической диагностики надежности водителя по управлению транспортным средством // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2015. - № 4 (36). - С. 91-96.


Рецензия

Для цитирования:


Яковлева Е.О. Необходимость исследований эволюции метакогнитивных схем личности водителей в аварийных условиях. Lex russica. 2018;(3):115-127. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2018.136.3.115-127

For citation:


Yakovleva E.O. Necessity to Research the Evolution of Meta-Cognitive Aspects of Individual Drivers in Emergencies. Lex Russica. 2018;(3):115-127. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2018.136.3.115-127

Просмотров: 391


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)
ISSN 2686-7869 (Online)