Preview

Lex russica (Русский закон)

Расширенный поиск

Журнал "Lex russica (Русский закон)" - это научный юридический журнал, учрежденный Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА), посвященный фундаментальным проблемам теории права, эффективности правоприменения и совершенствованию законодательного процесса.

Также в журнале публикуются наиболее значимые научно-исследовательские работы (НИР), выполняемые по заказу федеральных органов исполнительной власти и других организаций, результаты иных научных проектов и научно-методических мероприятий Университета, в том числе научных совещаний, симпозиумов, конференций.

Содержит статьи ведущих ученых юристов.

  • Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - Роскомнадзор (свидетельство ПИ № ФС77-58927 от 5 августа 2014 г.) и Международным центром ISSN (ISSN 1729-5920).
  • Входит в перечень ВАК РФ.
  • Каждой статье присваивается индивидуальный международный индекс DOI.
  • Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
  • Включен в крупнейшую международную базу данных периодических изданий Ulrich's Periodicals Directory.
  • Журнал включен в справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант».
  • Журнал включен в научную электронную библиотеку «КиберЛенинка».

Текущий выпуск

Том 76, № 9 (2023)
Скачать выпуск PDF

ЧАСТНОЕ ПРАВО / JUS PRIVATUM 

9-20 5
Аннотация

Семейное предпринимательство имеет особую актуальность в современных условиях, поскольку оно объединяет семейные ценности и бизнес-интересы с учетом сложной международной политической обстановки и необходимости поиска новых инструментов социальной поддержки населения. Для него характерна высокая степень лояльности между семейными ценностями и бизнесом, что обеспечивает надежность и устойчивость предприятия. Кроме того, семейное предпринимательство позволяет решать социальные проблемы, такие как безработица и низкий уровень доходов населения. Это может быть важным фактором в экономическом развитии как отдельных регионов, так и всей страны.

В статье сделан вывод о том, что семейный бизнес может стать одним из ключей к выходу из сложной экономической обстановки. Многие зарубежные фирмы ушли с российского рынка в связи с санкциями недружественных государств; не сто́ит заменять их китайскими и иными зарубежными аналогами, необходимо вкладывать деньги в развитие семейных предприятий сегодня, чтобы завтра они смогли стать конкурентоспособными ячейками бизнеса и производили качественный и востребованный товар.

На основе анализа информации были определены возможные пути решения проблем в сфере семейного предпринимательства в Российской Федерации: создание специальных программ поддержки и помощи для начинающих семейных предпринимателей, включающих налоговые льготы, кредиты и помощь в поиске финансирования; целевое продвижение семейного предпринимательства в социальных сетях и СМИ; организация поддержки и обучения в области маркетинга, бизнес-планирования и бизнес-аналитики; обучение практическим навыкам для успешного ведения бизнеса; создание проектов по совместному использованию ресурсов и инфраструктуры для семейных предпринимателей. Разработаны прложения по созданию благоприятных условий для развития семейного бизнеса.

НАУКИ КРИМИНАЛЬНОГО ЦИКЛА / JUS CRIMINALE 

21-31 13
Аннотация

Современные исследования, направленные на выявление причин преступного поведения, уже давно вышли за пределы традиционных для науки представлений о социальной природе преступности. Множится количество научных работ, авторы которых возвращаются к идеям ломброзианства и обосновывают совершение преступления различными вариациями генетической предрасположенности. И даже судебная практика близка к тому, чтобы использовать достижения современной науки в качестве доказательств по уголовному делу.

Судебная статистика свидетельствует о некотором снижении количества ежегодно совершаемых насильственных преступлений. Однако их удельный вес в общей массе преступлений остается значительным. Специфический характер некоторых насильственных преступлений при рассмотрении сквозь призму личности преступника заставляет задуматься о природе возникновения преступного умысла и причинах преступного поведения.

Многообразие научных исследований предопределяет необходимость вычленения концептуальных положений, на основе которых можно делать выводы о причинах преступного поведения и выстраивать направления противодействия преступности. Одним из таких направлений можно назвать генетические исследования, связывающие совершение преступлений с наличием специфического «гена преступности» или признанием генетической предрасположенности некоторых лиц к совершению преступлений. Такие теории, безусловно, не бесспорны и не могут быть однозначно приняты в качестве истины в последней инстанции, однако проведенный анализ судебной практики, в том числе из собственного опыта автора настоящего исследования, позволяет сделать вывод о необходимости продолжения научных изысканий в данном направлении.

32-43 12
Аннотация

Проанализирован один из базовых институтов обеспечения уголовного судопроизводства России — наложение ареста на имущество. Приведена самая свежая практика районных (городских) судов, а также судов субъектов РФ, основанная на правовой позиции Верховного Суда РФ, в том числе в части нового пункта «д» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, регламентирующего вопросы конфискации транспортного средства, использованного при совершении преступлений, предусмотренных статьями 264.1, 264.2 или 264.3 УК РФ (не так давно внесены в УК РФ). Выделены ключевые особенности судебной практики по рассматриваемым вопросам обеспечения (в виде наложения ареста) и конфискации, хотя и не указанных напрямую в законе, но существенно влияющих на принятие судом решения о применении рассматриваемых норм. Доказано сильное влияние норм гражданского права на решение рассматриваемых вопросов в уголовном судопроизводстве, в частности приведена ссылка в апелляционном постановлении суда субъекта на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.

На конкретных примерах обоснована необходимость: дополнения ч. 1 ст. 73 УПК РФ пунктом 7.1, обязывающим сторону обвинения собирать доказательства для решения вопроса о наложении ареста на любое имущество, подлежащее конфискации; изменения п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2018 № 17, регламентирующего наложение ареста судом; распространения всех приведенных (проанализированных) норм и положений на ситуации с совершением преступлений, предусмотренных частями 2–6 ст. 264 УК РФ (добавление указанных составов преступлений в п. «д» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ); введения на законодательном уровне обязанности государственной регистрации сделок с транспортными средствами (их купли-продажи, мены, дарения и т.п.) с внесением в единый государственный реестр (по аналогии с ЕГРН) сведений об их собственниках (с созданием такого реестра).

44-58 7
Аннотация

Статья посвящена дискуссионным вопросам уголовной ответственности за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений на основе анализа российского законодательства, обобщения судебной практики и опыта зарубежных стран. Раскрывается понятие и содержание тайны связи, исследуется ее соотношение с другими видами охраняемой законом информации, дается уголовно-правовая оценка распространению взаимной корреспонденции без согласия одного из адресатов, рассматривается признак малозначительности деяния применительно к посягательствам на конституционные права человека. Телекоммуникационная тайна определяется как информация любого содержания, передаваемая с использованием проводных, радио, оптических или других электромагнитных систем, к которой ограничен доступ в соответствии с Конституцией РФ, иными нормативными правовыми и локальными актами. Предлагается закрепить положение о том, что уголовную ответственность за нарушение тайны связи может нести только лицо, которое не является адресатом переговоров, переписки и иных сообщений. Формулируются правила квалификации нарушения тайны связи по совокупности с преступлениями в сфере компьютерной информации, а также с незаконным получением и разглашением сведений, составляющих коммерческую тайну. Отмечается необходимость включения в ч. 2 ст. 138 УК РФ квалифицирующих признаков об использовании лицом информационно-телекоммуникационных сетей и о неправомерном доступе к критически важной инфраструктуре РФ. Критикуется отказ судов признавать нарушение тайны связи малозначительным деянием только из-за особой значимости объекта уголовно-правовой охраны. Устанавливается правило по устранению конкуренции уголовно-правовых норм об освобождении от ответственности за нарушение тайны связи путем применения статьи УК РФ, являющейся наиболее благоприятной для лица, совершившего преступление. В заключение предлагается новая редакция статьи уголовного закона о нарушении тайны переписки, телефонных переговоров и иных телекоммуникационных сообщений, предусматривающая состав преступления с административной преюдицией.

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / JUS PUBLICUM 

59-75 6
Аннотация

В статье раскрываются закономерности и проблемы эволюции национального эгоизма. Автор отмечает степень влияния национального эгоизма и его более опасных форм (национализма, расизма, шовинизма) на формирование экстремистских взглядов и убеждений. Рассматривается взаимосвязь этнокоррупции и национального эгоизма, которые являются эффективными инструментами геополитического воздействия. В связи с этим автор указывает на наличие угрозы, исходящей от этнокоррупции и национального эгоизма, для национальной безопасности РФ. Автор также отмечает важность и необходимость выявления криминологических и социальных закономерностей, влияющих на возникновение и развитие национального экстремизма в РФ. Национальный эгоизм возникает при такой политической и социально-экономической формации, при которой эгоизм не порицается на уровне общества или государства, при которой отсутствуют идеи интернационализма, отсутствует общая национальная идеолгия. Кроме того, национальный эгоизм представляет собой ответную, защитную реакцию на различные формы дискриминации по национальным признакам. Этнокоррупция имеет сходные с национальным эгоизмом признаки и способствует трансформации национального эгоизма в национальный экстремизм. Национальный эгоизм, развиваясь, способен трансформироваться в национализм. Национализм, развиваясь, способен трансформироваться в национальный экстремизм, и т.д.

В статье также раскрываются основные социально-экономические и нормативно-правовые причины, условия и обстоятельства, оказывающие влияние на возникновение и развитие национального эгоизма и этнокоррупции.

Нерациональное проявление национального эгоизма как в обществе, так и в различных институтах власти является криминогенным фактором, который негативно влияет не только на уровень антикоррупционной безопасности, но и на укрепление национального единства, территориальную целостность, незыблемость основ конституционного строя, экономический и национальный суверенитет РФ.

КИБЕРПРОСТРАНСТВО / CYBERSPACE 

76-85 6
Аннотация

Интернет-платформы обладают значительной властью над информационными потоками в глобальном масштабе в условиях массовой цифровизации современной жизни. В настоящее время интернет-платформы могут контролировать способность самовыражения миллиардов пользователей сети Интернет, в том числе российских. Концентрация наиболее популярных платформ в США, где сложился вакуум правового регулирования интернет-платформ, которые пользуются правовой защитой в качестве распространителей информации наряду с прессой и другими видами СМИ, привела к тому, что интернет-платформы активно создают систему цензуры информации, тщательно маскируя такую цензуру и придавая ей вид добросовестной модерации, направленной на борьбу с экстремизмом, недостоверной информацией, агрессией и другими противоправными явлениями. Цензура в своем цифровом воплощении принципиально отличается от цензуры, существовавшей в прошлом. Если ранее она была основана на нормативном регулировании и подробно регламентирована, то в настоящее время она скрыта и использует новые технические возможности. Являясь порождением американской политической системы, цензура со стороны интернет-платформ основана на политических предпочтениях их руководства. Используя историко-правовой анализ, в том числе анализируя историю цензуры начиная с момента ее появления и превращения в государственный институт, автор приводит к выводу о том, что цензура со стороны интернет-платформ представляет собой новый, ранее детально не описанный феномен, требующий отражения в законодательстве с целью обеспечения защиты конституционных прав пользователей. Эффективная защита конституционных прав интернет-пользователей невозможна без законодательного запрета цензуры со стороны интернет-платформ, международного сотрудничества, направленного на борьбу с данным явлением.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / PROBLEMA PRINCIPALE 

86-109 5
Аннотация

В статье предложен инструментарий моделирования перспектив общественного развития с применением факторного анализа как метода, в основе которого лежит математический анализ воздействия разнообразных обстоятельств на результаты правотворческой и правоосуществительной деятельности, определения ее эффективности. Сформулировано понятие «фактор» как доступный человеческому познанию феномен (явление-основание), вызывающий и обуславливающий возникновение другого феномена (явления-следствия); переходящая из одного состояния (стадии) в другое состояние (стадию) возможность и способность действовать либо собственно последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь. Определены и классифицированы базовые факторы (политические, экономические, социальные, духовные) и факторы-индикаторы, во взаимодействии которых и выявляются факторы правотворчества как результативные показатели. Таковыми являются интерпретируемые условия, причины, параметры, оказывающие влияние на правотворческий и правоосуществительный процесс и собственно результат этого процесса, в совокупности они образуют группу диагностических показателей. Указанные подходы основаны на сложившейся практике реализации документов стратегического планирования, принятых в Российской Федерации (общего целеполагания; целеполагания по отраслевому и территориальному принципу; прогнозирования; планирования и программирования), когда в качестве критериев достижения результата 51 государственной программы, реализуемой по восьми направлениям, используются целевые показатели (индикаторы) и определенные методики их расчета. Для целей факторного анализа при осуществлении правотворчества следует развивать возможности информационных систем. Предложена матрица факторной системы для создания научного образа, насыщенного представлениями о взаимодействии условий (факторов). На этой основе выявлены технологии факторного моделирования, определены их цели, типы и основные этапы, а также предпринят анализ правовой базы, регулирующей отношения в Арктической зоне Российской Федерации. Внесено предложение о разработке Арктического кодекса Российской Федерации. Предложенную методику можно достаточно эффективно использовать для совершенствования процессов правотворчества.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / NOVUS LEX 

110-120 7
Аннотация

Стремление нашей страны обеспечить благоприятные условия для создания конкурентоспособных цифровых инноваций и технологий обусловлено необходимостью достижения технологического суверенитета и обеспечения национальной безопасности. В этой связи на сегодняшний день крайне важно работать над повышением инновационной активности субъектов предпринимательства, в том числе посредством создания необходимой им инновационной инфраструктуры, в частности технопарков. Статья посвящена исследованию становления и развития технопарков в мире, а также генезису их правового регулирования в России. До недавнего времени регулирование технопарков носило фрагментарный характер, однако ситуация изменилась. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488‑ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» был дополнен нормами о технопарках в сфере высоких технологий. Применение методов сравнительно-правового и формально-юридического анализа позволило выявить положительные аспекты законодательной новеллы (предпринята попытка урегулировать технопарки в сфере высоких технологий на федеральном уровне, дано их определение), а также недостатки (возможность создания таких технопарков и получение мер поддержки только в случае соответствия их целям указанного Закона; отсутствие положений, регулирующих деятельность резидентов технопарка, и мер их поддержки). Сделан вывод о необходимости принятия самостоятельного федерального нормативного правового акта, регулирующего отношения, возникающие по поводу создания технопарков в сфере цифровых инноваций и технологий, установления стимулирующего правового режима предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций и технологий их резидентов, а также оценки эффективности технопарков. Предлагаются структура и содержание проекта нормативного правового акта о технопарках в сфере цифровых инноваций и технологий.

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА / PRO ET CONTRA 

121-132 5
Аннотация

Любая наука создает законы изучаемой области знания. Соответствующие законы были созданы математикой, логикой, юриспруденцией. Риторика представляет собой одну из древних областей знания, которая обрела научный статус одновременно с математикой и раньше, чем логика и юриспруденция. Основным объектом риторических практик, помимо политической деятельности, всегда была юридическая деятельность, в частности судопроизводство. Именно судебное красноречие сделало имя риторике. Красноречие развивалось и в области теории, и в области практики. Долгие века риторика являлась ведущей наукой в образовательной сфере и в сфере юриспруденции. Невозможно было стать юристом, не изучив риторики. В связи с развитием конкретных наук интерес к риторике оказался надолго утрачен, ранее почитаемая дисциплина приобрела репутацию устаревшей, годной лишь для введения слушателей в заблуждение. Однако во второй половине XX в. под влиянием радикальных экономических и политических преобразований в жизни общества были выдвинуты новые требования к речевой практике. Новый информационный взгляд на мир потребовал новой способности суждения, которой и стала неориторика. Неориторика, как и любая наука, нуждается в собственных законах, которые и представлены в данной статье. Законы риторики, действующие во всех сферах ее использования, в том числе и в юриспруденции, представляют собой закон соотношения слова и дела, закон адекватного описания, закон полного и завершенного повествования и закон аргументирующей речи в естественном языке. Все перечисленные законы могут нарушаться и нарушаются пользователем. Далеко не всегда возможно полное описание и законченное повествование, аргументирующая речь часто подменяется софизмами и паралогизмами. Однако подобные недостатки присущи и другим совокупностям законов. Предложенная конструкция законов представляет собой модель функционирования и дальнейшего развития риторики, роль которой в современном мире велика.

133-145 5
Аннотация

Яркой особенностью современного китайского общества является сохранение и развитие в новых условиях важных элементов его традиционной правовой культуры. В статье проводится анализ одного из таких элементов. Он получил свое название от имени государственного и партийного деятеля Ма Сиу (1899–1962 гг.) и представляет собой совокупность основных методов и принципов судебной системы страны, которыми в своей профессиональной деятельности должны руководствоваться судьи. Автор считает, что наиболее важным направлением развития метода Ма Сиу в современных условиях является открытость и доступность судебной власти, что проявляется в масштабном внедрении с 2013 г. в правовую систему страны электронного правосудия. Несомненное лидерство Китая в этой области не ослабляет, по мнению автора, внимания властей к совершенствованию ключевых принципов метода Ма Сиу, сущностью которых являются духовные и моральные основы «правосудия для народа». Эти основы проявляются в закреплении принципа верховенства закона, развитии института народных заседателей, а также повсеместном внедрении в судебную систему страны социалистических ценностей. Главной среди этих ценностей считается общественный, государственный и политический контроль за деятельностью судов, без чего правосудие отрывается от народа и превращается в фикцию, а принципы разделения властей и независимости судебной власти являются результатом заблуждений западной философской и общественно-политической мысли. Проведенный автором анализ принятых в последние годы законов КНР, а также опубликованных научных статей, комментариев и заявлений официальных властей позволяет сделать вывод о том, что, хотя ни в одном законе Китайской Народной Республики напрямую об этом не говорится, основная роль в контроле над судебной властью, безусловно, принадлежит Коммунистической партии Китая, подтверждая преемственность этой «прекрасной народной судебной традиции», возникшей еще в период деятельности Ма Сиу.

146-159 8
Аннотация

В юридической науке отсутствует единая точка зрения относительно критериев разграничения публичного и частного права. Более того, нет теории, которая получила бы признание со стороны большинства исследователей. Причина заключается в том, что ученые в своих трудах публичное и частное право анализируют в различных аспектах, в связи с этим выделяют такие критерии разграничения, которые в принципе не могут иметь универсальный характер.

В рамках статьи публичное и частное право предлагается рассматривать с позиции инструментальной теории и определять как систему правовых средств, предназначенных для удовлетворения соответственно публичных или частных интересов. Несомненным достоинством данной теории является то, что она не ориентирована на поиск универсальных критериев отграничения публичного права от частного, а предлагает сконцентрировать внимание на правовых средствах, направленных на создание условий, необходимых для удовлетворения разнообразных правовых интересов субъектов права.

Доказано, что публичное и частное право является составной частью правового обеспечения. Правовое обеспечение в зависимости от цели (вида удовлетворяемого интереса — публичного или частного) предложено подразделять на две разновидности: публично-правовое и частноправовое. Установлено, что частноправовое обеспечение интересов отличается от публично-правового следующим: допускает возможность выбора или изменения моделей поведения, предусмотренных нормативными правовыми средствами, путем проявления правовой инициативы со стороны субъектов права, причем формой реализации такой инициативы является саморегулирование; правоотношения по реализации правовых средств, возникающие в рамках частноправового обеспечения интересов, возникают между юридически равными субъектами; частноправовое обеспечение интересов призвано опосредовать такой вид деятельности, как правовая (правореализационная) деятельность; для частноправового обеспечения интересов характерен общедозволительный тип правового регулирования.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.