Preview

Lex russica

Расширенный поиск

Журнал Lex russica представляет собой площадку для междисциплинарного обсуждения российскими и зарубежными теоретиками и практикующими юристами ключевых проблем публичного (международного, уголовного, административного, конституционного и пр.) и частного (гражданского, семейного, трудового и пр.) права.

 

Цель журнала – публикация результатов передовых академических изысканий в области юридических наук, способных благотворно повлиять на последующее развитие научных исследований в области национального и международного права, а также применение полученных результатов в юридической практике.

 

В журнале публикуются научные статьи, представляющие оригинальные научные исследования по актуальным, фундаментальным и прикладным аспектам частного и публичного права, а также законодательства; рецензии на научные труды (книги, монографии и пр.); критические или обзорные комментарии правоприменительной практики (результаты правового анализа обзоров судебной практики, позиций по конкретным делам или абстрактных разъяснений); тематические обзоры на законопроекты.

 

Издание рассчитано на широкую целевую аудиторию – ученых (кандидатов или докторов наук), практикующих юристов (в том числе, адвокатов, арбитражных управляющих и пр.), представителей судейского корпуса, нотариусов, сотрудников правоохранительных органов, представителей органов государственной власти и местного самоуправления, обучающихся высших учебных заведений любого уровня (бакалавров, магистров, специалистов, аспирантов и пр.), а также иных лиц, профессионально интересующихся проблемами права.

 

Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - Роскомнадзор (свидетельство ПИ № ФС77-58927 от 5 августа 2014 г.)

 

Периодичность журнала – 12 номеров в год

 

Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по научным специальностям:

  • 5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки (юридические науки)
  • 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки (юридические науки)
  • 5.1.3. Частно-правовые (цивилистические) науки (юридические науки)
  • 5.1.4. Уголовно-правовые науки (юридические науки)
  • 5.1.5. Международно-правовые науки (юридические науки)

Каждой статье присваивается международный идентификатор DOI, регистрируемый в CrossRef.

 

Журнал включен в базы данных и другие информационные ресурсы:

  • Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)
  • Ulrich's Periodicals Directory
  • Справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант».

Текущий выпуск

Том 78, № 6 (2025)
Скачать выпуск PDF

ЮБИЛЕЙ / LIBER AMICORUM

9-15 107
Резюме

В статье анализируется творческий путь Игоря Андреевича Исаева — авторитетного ученого в области истории государства и права, философии права, теории государства и права. Предпринята попытка проследить этапы становления И. А. Исаева как исследователя, формирование и трансформацию его научных интересов, проанализированы основные идеи и выводы, которыми руководствовался юбиляр. Предложен анализ его основных трудов с указанием ключевых мыслей, повлиявших на формирование соответствующих сфер научного познания. Отмечены его идеи, ставшие основой для многих современных теорий и научных школ. Несмотря на то что И. А. Исаев прошел непростой преподавательский и профессиональный путь, его творческий пытливый ум всегда занимали сложные и важные вопросы — в области как теории права, так и теории государства, истории права и философии. Наибольший научный интерес вызывали проблемы, связанные с взаимодействием власти и государства. Вклад И. А. Исаева в науку и ее развитие неоценим, и как один из способов отдать дань уважения творчеству великого мастера подготовлена настоящая работа.

16-26 65
Резюме

12 декабря 2024 г. исполнилось 70 лет замечательному теоретику права, автору постклассической коммуникативной теории права, профессору кафедры теории и истории права и государства Санкт- Петербургского государственного университета — Андрею Васильевичу Полякову. В статье описываются основные вехи его творческого пути. А. В. Поляков начинал как историк политических и правовых учений и заслуженно считается одним из лучших знатоков творчества Л. И. Петражицкого, В. С. Соловьева, П. И. Новгородцева и других дореволюционных отечественных классиков. Их идеи во многом вывели ученого на трактовку правовой коммуникации как основания правовой реальности, а принципа взаимного правового признания прав и обязанностей как сущностного признака права. Несколько лет назад в творчестве А. В. Полякова произошел «натуралистический поворот», который призван придать бо́льшую научность его постклассической коммуникативной теории права. Основываясь на данных нейронаук и эволюционной биологии, Андрей Васильевич демонстрирует, что правовая коммуникация и принцип взаимного правового признания имеют биологические предпосылки, которые сегодня обнаруживаются в нейронных процессах головного мозга. Это не редуцирует поведение и право к биологии, но дает основания для конвергенции юриспруденции и естествознания. Эта натуралистическая программа исследования права в настоящее время, по мысли А. В. Полякова, дополняется коммуникативной антропологией права. Несмотря на то что эксплицировать природу права с помощью такой натуралистической программы достаточно сложно: для этого надо решить проблему взаимодополнительности физических процессов, протекающих в головном мозге человека, и психических феноменов, образующих его самость, отрицать ее перспективность не приходится. Поздравляя А. В. Полякова с юбилеем, выражу уверенность, что его изыскания относительно природы права будут и дальше радовать научную общественность.

ЧАСТНОЕ ПРАВО / JUS PRIVATUM

27-43 69
Резюме

В статье рассмотрена история формирования специального правового режима деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, определены перспективные направления его развития в контексте обеспечения структурных изменений российской экономики, подняты проблемы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства и формирования приоритетов их государственной поддержки, предложена корректировка целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства. В ходе исследования проанализированы тенденции дифференциации рассматриваемого специального правового режима и распространения его элементов на деятельность иных экономических субъектов, выделяемых как по отраслевому признаку (горизонтальный трансфер), так и по масштабам бизнеса (вертикальный трансфер). Дана критическая оценка регулирования креативных (творческих) индустрий за периметром профильного законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства. Сформулированы предложения по формированию правового режима поддержки хозяйствующих субъектов, превысивших предельные размер дохода и (или) численность работников, установленные для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе предложено законодательное закрепление термина «сверхсредние предприятия». Сделан вывод о необходимости дальнейшей персонализации правового режима субъектов малого и среднего предпринимательства и смежных сегментов бизнеса с учетом отраслевого критерия и потенциала их роста, осуществляемой на основании анализа с использованием алгоритмов искусственного интеллекта данных о предоставляемых мерах поддержки, применяемых льготных условиях ведения деятельности (включая налоговые), финансовых результатах, динамике развития и продолжительности существования бизнеса.

44-56 49
Резюме

Последовательное развитие унификационных и гармонизационных процессов на пространстве регулирования трансграничных частноправовых отношений, определяемое потребностями оборота и сопряженное с технологическим, санкционным, миграционным, эпидемиологическим и иными факторами современных правовых (и шире — цивилизационных) трансформаций, сменой глобализационной парадигмы построения международных отношений на модель глобального регионализма, обусловливает необходимость постижения смыслов эволюции создаваемого таким образом единообразного или стремящегося к единому знаменателю правового регулирования. Факторы, закономерности, исторические особенности, современные тенденции и перспективы сближения правовых систем посредством инструментов унификации и гармонизации частного права в статье предлагается рассматривать в разрезе меметики — развивающегося междисциплинарного направления, применяемого различными отраслями научного знания для объяснения тех или иных аспектов эволюции человеческой культуры. Выявлено, что унификация и гармонизация частного права выступают важнейшими механизмами трансграничного отбора мемов, обеспечивающими сближение правовых систем и достижение единообразия регламентации частноправовых отношений с иностранным элементом на межгосударственном и негосударственном, универсальном и региональном уровнях. Сделаны выводы об эволюции форм, характера и акторов унификации и гармонизации частного права с развитием общественных отношений.

57-66 41
Резюме

В условиях необходимости интенсификации импортозамещения инновационной продукции, в первую очередь в социально значимых сферах, особую роль приобретает возможность правомерного применения российскими организациями не используемых или недостаточно используемых в Российской Федерации зарубежных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов без согласия патентообладателей с извещением их и выплатой вознаграждения в установленном законодательством порядке. Однако в российских нормативных актах недостаточно конкретизированы необходимые для этого правовые механизмы. Особого внимания заслуживает необходимость существенной модернизации правового инструментария использования по решению российского Правительства объектов патентной охраны без согласия патентообладателей в интересах национальной безопасности (ст. 1360 ГК РФ). По результатам комплексного анализа отечественного и зарубежного опыта правового регулирования патентных правоотношений, а также с учетом международных обязательств Российской Федерации были разработаны предложения по модернизации данной правовой нормы с целью интенсификации процессов импортозамещения. Так, предложено ввести модель, при которой формируются перечни не используемых или недостаточно используемых на территории Российской Федерации изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, после публикации которых любые заинтересованные российские организации, соответствующие общим установленным критериям, смогут подать заявки об использовании включенных в них результатов интеллектуальной деятельности. Данная модель представляется более эффективной и оптимальной для решения стоящих перед Россией задач по комплексному и широкомасштабному импортозамещению с целью решения задач по обеспечению национального технологического суверенитета.

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / JUS PUBLICUM

67-77 69
Резюме

В статье рассмотрены вопросы организации и проведения прокурорских проверок, представлены результаты авторских исследований, посвященных основам тактики надзорной деятельности прокуратуры. Тактика разрабатывается для достижения целей и выполнения задач каждой надзорной стадии, а в ходе данного процесса выявляются проблемы, связанные с надзорной деятельностью. Анализ научных и практических источников привел к обнаружению несовершенства нормативного правового регулирования надзорной деятельности прокуратуры, характерного для органов прокуратуры советского и современного периодов. Такое положение дел негативно влияет на развитие надзорной деятельности органов прокуратуры РФ, уровень состояния законности в государстве и совершенствование профессиональных навыков прокурорских работников. Поскольку тактика является одним из главных факторов повышения эффективности, автором предложен к использованию в практической деятельности прокуроров алгоритм разработки и реализации тактики надзорной деятельности прокуратуры. В содержание предложенного алгоритма входят конкретные элементы, формирующие универсальную конструкцию по их использованию на любой из надзорных стадий в зависимости от условий надзорной ситуации. Результаты исследования показали, что указанный алгоритм реализуется по принципу основных алгоритмических конструкций в информатике. Ввиду трудоемкости процесса разработки тактики автор предлагает использовать для этого цифровые технологии, что позволит более рационально распределять рабочее время, обрабатывать и хранить в органах прокуратуры бо́льшие объемы информации, полученной при осуществлении надзорной деятельности.

78-92 35
Резюме

События, послужившие основанием для изменения федерального законодательства, регламентирующего общественные отношения, складывающиеся в период мобилизации или в военное время, актуализируют также потребность в пересмотре основ правоохранительной деятельности граждан в составе народной дружины. В Российской Федерации базовым нормативным актом в этой сфере является Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». В целях совершенствования деятельности народных дружинников использованы эмпирические методы исследования фактически складывающихся отношений. В статье приведены результаты опроса 818 граждан и 545 народных дружинников. Социологическое анкетирование было рассчитано на получение сведений об особенностях информирования общественности о результатах деятельности народных дружин. Поэтому анкеты были направлены в первую очередь не в мегаполисы, а в субъекты РФ, удаленные территориально от центральных регионов России. Опрос проводился в Алтайском крае, Архангельской, Костромской, Липецкой, Тамбовской, Рязанской, Самарской областях, Республике Карелии, Удмуртской Республике. Научным итогом стали новые идеи, затрагивающие вопросы совершенствования деятельности народных дружин.

93-111 67
Резюме

В статье проанализированы последствия воздействия санкций 2022–2024 гг. на практику международных расчетов, систематизированы меры противодействия и стабилизации ситуации, внесены предложения по совершенствованию отечественного законодательства и права ЕАЭС в целях обеспечения экономической безопасности страны и Союза, защиты интересов участников внешнеэкономической деятельности. Разделяя убежденность ученых в необходимости закрепления в валютном законодательстве специального валютного режима в чрезвычайных для экономики условиях, автор акцентирует внимание на взаимном влиянии положений валютного законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и права ЕАЭС, что и должно быть учтено в положениях о таком спецрежиме. Границы нового регионального наднационального финансового рынка оформляются под воздействием рестрикций, отечественное законодательство, в том числе в сфере платежей во взаимной торговле, меняется с учетом вызовов цифровизации. Обеспечению экономической безопасности в целом и защите участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих международные расчеты, будут способствовать: исключение любого влияния недружественных акторов на стратегически важную инфраструктуру финансового рынка страны; сотрудничество государств ЕАЭС, иных государств регионального финансового рынка в сфере обращения цифровых финансовых активов и применения национальных цифровых валют во взаимных расчетах, что должно быть отражено в праве Союза, соглашениях на уровне ШОС и БРИКС, а также федеральных законах; создание наднациональной платежной системы и системы передачи финансовых сообщений с возможным подключением к ним новых игроков на финансовых рынках.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / JUS GENTIUM

112-126 45
Резюме

В статье рассматривается система конституционного надзора в Китае, призванная обеспечить строгое соответствие Конституции всех законов и нормативных актов, включая международные договоры, выступая при этом ключевым инструментом защиты единства правовой системы. Представлены различные концепции проверки на соответствие Конституции в китайской юридической доктрине, прослежены взаимосвязи между системой проверки на соответствие Конституции и системой регистрации и проверки. В заключение раскрываются роль и недостатки системы проверки на соответствие Конституции в Китае и предлагаются новаторские решения, направленные на совершенствование системы. Подчеркивается, что китайская система проверки на соответствие Конституции является особым механизмом конституционного надзора, сформированным с учетом особенностей политической системы и разделения власти в Китае после 2017 г., и коренным образом отличается от системы судебного конституционного контроля, реализуемой в европейской части континента. Возможно усовершенствовать систему, конкретизировав критерии проверки, обеспечив более активное участие общественности в вопросах надзора и приняв специальный закон или иной нормативный акт о конституционном надзоре. Кроме того, система проверки на соответствие Конституции в Китае только начинает развиваться, и поэтому всё еще существуют проблемы, которые предстоит решить.

КИБЕРПРОСТРАНСТВО / CYBERSPACE

127-143 76
Резюме

В статье рассмотрены основные перспективы и риски использования искусственного интеллекта в правотворческой деятельности и правовой аналитике в России и за рубежом. Актуальность темы определяется растущей практикой применения ИИ в самых разных сферах юридической деятельности, включая правотворчество, и при этом неудовлетворительной степенью ее научной разработанности. Отмечено, что в правовой аналитике с помощью искусственного интеллекта можно быстро определить, какие законы регулируют однородные общественные отношения, сделать соответствующую подборку, выявить правовые коллизии и пробелы в правовом регулировании. Становится возможным также оперативный анализ правовых норм или механизма правоприменения. Необходимо разработать адекватные алгоритмы для автоматической обработки и классификации нормативных актов, поскольку даже в рамках одной правовой системы они имеют различную форму и структуру; анализирующая их система должна быть способна адаптироваться к различным источникам данных. Применение ИИ в правотворчестве имеет следующие преимущества: значительное увеличение скорости обработки данных; возможность находить тенденции, ошибки и противоречия в больших объемах информации; возможность быстро сравнивать любые документы и составлять (предлагать) новые на основе имеющихся образцов и т.д. Выявлены следующие недостатки: существует опасность, что искусственный интеллект может принимать неправильные решения или обладать предвзятостью при формулировке текстов законопроектов; автоматическое составление законопроектов может привести к утрате человеческого влияния на законотворческий процесс, что может нарушать базовые принципы демократии и вызвать катастрофические последствия.

НАУЧНЫЕ СОБРАНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ / CONVENTUS ACADEMICI

144-149 351
Резюме

В статье дан обзор панельной дискуссии «Морское страхование: как не разбиться о скалы?», прошедшей 26 марта 2025 г. Модератором дискуссии выступил заведующий кафедрой морского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Михаил Кротов. В рамках панельной дискуссии обсуждались важные и острые вопросы в области морского страхования и морского права в целом. В дискуссии приняли участие представители профессионального юридического сообщества, заинтересованные в развитии отношений в области морского права. Спикеры анализировали особенности национального регулирования, международные акты, обсуждали способы и средства преодоления выявленных несовершенств и оптимальные модели правового регулирования. Была создана необходимая площадка для конструктивного и продуктивного диалога, результаты которого могут быть положены в основу дорожной карты по реформированию специального регулирования.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.