
Журнал Lex russica представляет собой площадку для междисциплинарного обсуждения российскими и зарубежными теоретиками и практикующими юристами ключевых проблем публичного (международного, уголовного, административного, конституционного и пр.) и частного (гражданского, семейного, трудового и пр.) права.
Цель журнала – публикация результатов передовых академических изысканий в области юридических наук, способных благотворно повлиять на последующее развитие научных исследований в области национального и международного права, а также применение полученных результатов в юридической практике.
В журнале публикуются научные статьи, представляющие оригинальные научные исследования по актуальным, фундаментальным и прикладным аспектам частного и публичного права, а также законодательства; рецензии на научные труды (книги, монографии и пр.); критические или обзорные комментарии правоприменительной практики (результаты правового анализа обзоров судебной практики, позиций по конкретным делам или абстрактных разъяснений); тематические обзоры на законопроекты.
Издание рассчитано на широкую целевую аудиторию – ученых (кандидатов или докторов наук), практикующих юристов (в том числе, адвокатов, арбитражных управляющих и пр.), представителей судейского корпуса, нотариусов, сотрудников правоохранительных органов, представителей органов государственной власти и местного самоуправления, обучающихся высших учебных заведений любого уровня (бакалавров, магистров, специалистов, аспирантов и пр.), а также иных лиц, профессионально интересующихся проблемами права.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - Роскомнадзор (свидетельство ПИ № ФС77-58927 от 5 августа 2014 г.)
Периодичность журнала – 12 номеров в год
Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по научным специальностям:
- 5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки (юридические науки)
- 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки (юридические науки)
- 5.1.3. Частно-правовые (цивилистические) науки (юридические науки)
- 5.1.4. Уголовно-правовые науки (юридические науки)
- 5.1.5. Международно-правовые науки (юридические науки)
Каждой статье присваивается международный идентификатор DOI, регистрируемый в CrossRef.
Журнал включен в базы данных и другие информационные ресурсы:
- Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)
- Ulrich's Periodicals Directory
- Справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант».
Текущий выпуск
ЮБИЛЕЙ / LIBER AMICORUM
В статье анализируется творческий путь Игоря Андреевича Исаева — авторитетного ученого в области истории государства и права, философии права, теории государства и права. Предпринята попытка проследить этапы становления И. А. Исаева как исследователя, формирование и трансформацию его научных интересов, проанализированы основные идеи и выводы, которыми руководствовался юбиляр. Предложен анализ его основных трудов с указанием ключевых мыслей, повлиявших на формирование соответствующих сфер научного познания. Отмечены его идеи, ставшие основой для многих современных теорий и научных школ. Несмотря на то что И. А. Исаев прошел непростой преподавательский и профессиональный путь, его творческий пытливый ум всегда занимали сложные и важные вопросы — в области как теории права, так и теории государства, истории права и философии. Наибольший научный интерес вызывали проблемы, связанные с взаимодействием власти и государства. Вклад И. А. Исаева в науку и ее развитие неоценим, и как один из способов отдать дань уважения творчеству великого мастера подготовлена настоящая работа.
12 декабря 2024 г. исполнилось 70 лет замечательному теоретику права, автору постклассической коммуникативной теории права, профессору кафедры теории и истории права и государства Санкт- Петербургского государственного университета — Андрею Васильевичу Полякову. В статье описываются основные вехи его творческого пути. А. В. Поляков начинал как историк политических и правовых учений и заслуженно считается одним из лучших знатоков творчества Л. И. Петражицкого, В. С. Соловьева, П. И. Новгородцева и других дореволюционных отечественных классиков. Их идеи во многом вывели ученого на трактовку правовой коммуникации как основания правовой реальности, а принципа взаимного правового признания прав и обязанностей как сущностного признака права. Несколько лет назад в творчестве А. В. Полякова произошел «натуралистический поворот», который призван придать бо́льшую научность его постклассической коммуникативной теории права. Основываясь на данных нейронаук и эволюционной биологии, Андрей Васильевич демонстрирует, что правовая коммуникация и принцип взаимного правового признания имеют биологические предпосылки, которые сегодня обнаруживаются в нейронных процессах головного мозга. Это не редуцирует поведение и право к биологии, но дает основания для конвергенции юриспруденции и естествознания. Эта натуралистическая программа исследования права в настоящее время, по мысли А. В. Полякова, дополняется коммуникативной антропологией права. Несмотря на то что эксплицировать природу права с помощью такой натуралистической программы достаточно сложно: для этого надо решить проблему взаимодополнительности физических процессов, протекающих в головном мозге человека, и психических феноменов, образующих его самость, отрицать ее перспективность не приходится. Поздравляя А. В. Полякова с юбилеем, выражу уверенность, что его изыскания относительно природы права будут и дальше радовать научную общественность.
ЧАСТНОЕ ПРАВО / JUS PRIVATUM
В статье рассмотрена история формирования специального правового режима деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, определены перспективные направления его развития в контексте обеспечения структурных изменений российской экономики, подняты проблемы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства и формирования приоритетов их государственной поддержки, предложена корректировка целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства. В ходе исследования проанализированы тенденции дифференциации рассматриваемого специального правового режима и распространения его элементов на деятельность иных экономических субъектов, выделяемых как по отраслевому признаку (горизонтальный трансфер), так и по масштабам бизнеса (вертикальный трансфер). Дана критическая оценка регулирования креативных (творческих) индустрий за периметром профильного законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства. Сформулированы предложения по формированию правового режима поддержки хозяйствующих субъектов, превысивших предельные размер дохода и (или) численность работников, установленные для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе предложено законодательное закрепление термина «сверхсредние предприятия». Сделан вывод о необходимости дальнейшей персонализации правового режима субъектов малого и среднего предпринимательства и смежных сегментов бизнеса с учетом отраслевого критерия и потенциала их роста, осуществляемой на основании анализа с использованием алгоритмов искусственного интеллекта данных о предоставляемых мерах поддержки, применяемых льготных условиях ведения деятельности (включая налоговые), финансовых результатах, динамике развития и продолжительности существования бизнеса.
Последовательное развитие унификационных и гармонизационных процессов на пространстве регулирования трансграничных частноправовых отношений, определяемое потребностями оборота и сопряженное с технологическим, санкционным, миграционным, эпидемиологическим и иными факторами современных правовых (и шире — цивилизационных) трансформаций, сменой глобализационной парадигмы построения международных отношений на модель глобального регионализма, обусловливает необходимость постижения смыслов эволюции создаваемого таким образом единообразного или стремящегося к единому знаменателю правового регулирования. Факторы, закономерности, исторические особенности, современные тенденции и перспективы сближения правовых систем посредством инструментов унификации и гармонизации частного права в статье предлагается рассматривать в разрезе меметики — развивающегося междисциплинарного направления, применяемого различными отраслями научного знания для объяснения тех или иных аспектов эволюции человеческой культуры. Выявлено, что унификация и гармонизация частного права выступают важнейшими механизмами трансграничного отбора мемов, обеспечивающими сближение правовых систем и достижение единообразия регламентации частноправовых отношений с иностранным элементом на межгосударственном и негосударственном, универсальном и региональном уровнях. Сделаны выводы об эволюции форм, характера и акторов унификации и гармонизации частного права с развитием общественных отношений.
В условиях необходимости интенсификации импортозамещения инновационной продукции, в первую очередь в социально значимых сферах, особую роль приобретает возможность правомерного применения российскими организациями не используемых или недостаточно используемых в Российской Федерации зарубежных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов без согласия патентообладателей с извещением их и выплатой вознаграждения в установленном законодательством порядке. Однако в российских нормативных актах недостаточно конкретизированы необходимые для этого правовые механизмы. Особого внимания заслуживает необходимость существенной модернизации правового инструментария использования по решению российского Правительства объектов патентной охраны без согласия патентообладателей в интересах национальной безопасности (ст. 1360 ГК РФ). По результатам комплексного анализа отечественного и зарубежного опыта правового регулирования патентных правоотношений, а также с учетом международных обязательств Российской Федерации были разработаны предложения по модернизации данной правовой нормы с целью интенсификации процессов импортозамещения. Так, предложено ввести модель, при которой формируются перечни не используемых или недостаточно используемых на территории Российской Федерации изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, после публикации которых любые заинтересованные российские организации, соответствующие общим установленным критериям, смогут подать заявки об использовании включенных в них результатов интеллектуальной деятельности. Данная модель представляется более эффективной и оптимальной для решения стоящих перед Россией задач по комплексному и широкомасштабному импортозамещению с целью решения задач по обеспечению национального технологического суверенитета.
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / JUS PUBLICUM
В статье рассмотрены вопросы организации и проведения прокурорских проверок, представлены результаты авторских исследований, посвященных основам тактики надзорной деятельности прокуратуры. Тактика разрабатывается для достижения целей и выполнения задач каждой надзорной стадии, а в ходе данного процесса выявляются проблемы, связанные с надзорной деятельностью. Анализ научных и практических источников привел к обнаружению несовершенства нормативного правового регулирования надзорной деятельности прокуратуры, характерного для органов прокуратуры советского и современного периодов. Такое положение дел негативно влияет на развитие надзорной деятельности органов прокуратуры РФ, уровень состояния законности в государстве и совершенствование профессиональных навыков прокурорских работников. Поскольку тактика является одним из главных факторов повышения эффективности, автором предложен к использованию в практической деятельности прокуроров алгоритм разработки и реализации тактики надзорной деятельности прокуратуры. В содержание предложенного алгоритма входят конкретные элементы, формирующие универсальную конструкцию по их использованию на любой из надзорных стадий в зависимости от условий надзорной ситуации. Результаты исследования показали, что указанный алгоритм реализуется по принципу основных алгоритмических конструкций в информатике. Ввиду трудоемкости процесса разработки тактики автор предлагает использовать для этого цифровые технологии, что позволит более рационально распределять рабочее время, обрабатывать и хранить в органах прокуратуры бо́льшие объемы информации, полученной при осуществлении надзорной деятельности.
События, послужившие основанием для изменения федерального законодательства, регламентирующего общественные отношения, складывающиеся в период мобилизации или в военное время, актуализируют также потребность в пересмотре основ правоохранительной деятельности граждан в составе народной дружины. В Российской Федерации базовым нормативным актом в этой сфере является Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». В целях совершенствования деятельности народных дружинников использованы эмпирические методы исследования фактически складывающихся отношений. В статье приведены результаты опроса 818 граждан и 545 народных дружинников. Социологическое анкетирование было рассчитано на получение сведений об особенностях информирования общественности о результатах деятельности народных дружин. Поэтому анкеты были направлены в первую очередь не в мегаполисы, а в субъекты РФ, удаленные территориально от центральных регионов России. Опрос проводился в Алтайском крае, Архангельской, Костромской, Липецкой, Тамбовской, Рязанской, Самарской областях, Республике Карелии, Удмуртской Республике. Научным итогом стали новые идеи, затрагивающие вопросы совершенствования деятельности народных дружин.
В статье проанализированы последствия воздействия санкций 2022–2024 гг. на практику международных расчетов, систематизированы меры противодействия и стабилизации ситуации, внесены предложения по совершенствованию отечественного законодательства и права ЕАЭС в целях обеспечения экономической безопасности страны и Союза, защиты интересов участников внешнеэкономической деятельности. Разделяя убежденность ученых в необходимости закрепления в валютном законодательстве специального валютного режима в чрезвычайных для экономики условиях, автор акцентирует внимание на взаимном влиянии положений валютного законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и права ЕАЭС, что и должно быть учтено в положениях о таком спецрежиме. Границы нового регионального наднационального финансового рынка оформляются под воздействием рестрикций, отечественное законодательство, в том числе в сфере платежей во взаимной торговле, меняется с учетом вызовов цифровизации. Обеспечению экономической безопасности в целом и защите участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих международные расчеты, будут способствовать: исключение любого влияния недружественных акторов на стратегически важную инфраструктуру финансового рынка страны; сотрудничество государств ЕАЭС, иных государств регионального финансового рынка в сфере обращения цифровых финансовых активов и применения национальных цифровых валют во взаимных расчетах, что должно быть отражено в праве Союза, соглашениях на уровне ШОС и БРИКС, а также федеральных законах; создание наднациональной платежной системы и системы передачи финансовых сообщений с возможным подключением к ним новых игроков на финансовых рынках.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / JUS GENTIUM
В статье рассматривается система конституционного надзора в Китае, призванная обеспечить строгое соответствие Конституции всех законов и нормативных актов, включая международные договоры, выступая при этом ключевым инструментом защиты единства правовой системы. Представлены различные концепции проверки на соответствие Конституции в китайской юридической доктрине, прослежены взаимосвязи между системой проверки на соответствие Конституции и системой регистрации и проверки. В заключение раскрываются роль и недостатки системы проверки на соответствие Конституции в Китае и предлагаются новаторские решения, направленные на совершенствование системы. Подчеркивается, что китайская система проверки на соответствие Конституции является особым механизмом конституционного надзора, сформированным с учетом особенностей политической системы и разделения власти в Китае после 2017 г., и коренным образом отличается от системы судебного конституционного контроля, реализуемой в европейской части континента. Возможно усовершенствовать систему, конкретизировав критерии проверки, обеспечив более активное участие общественности в вопросах надзора и приняв специальный закон или иной нормативный акт о конституционном надзоре. Кроме того, система проверки на соответствие Конституции в Китае только начинает развиваться, и поэтому всё еще существуют проблемы, которые предстоит решить.
КИБЕРПРОСТРАНСТВО / CYBERSPACE
В статье рассмотрены основные перспективы и риски использования искусственного интеллекта в правотворческой деятельности и правовой аналитике в России и за рубежом. Актуальность темы определяется растущей практикой применения ИИ в самых разных сферах юридической деятельности, включая правотворчество, и при этом неудовлетворительной степенью ее научной разработанности. Отмечено, что в правовой аналитике с помощью искусственного интеллекта можно быстро определить, какие законы регулируют однородные общественные отношения, сделать соответствующую подборку, выявить правовые коллизии и пробелы в правовом регулировании. Становится возможным также оперативный анализ правовых норм или механизма правоприменения. Необходимо разработать адекватные алгоритмы для автоматической обработки и классификации нормативных актов, поскольку даже в рамках одной правовой системы они имеют различную форму и структуру; анализирующая их система должна быть способна адаптироваться к различным источникам данных. Применение ИИ в правотворчестве имеет следующие преимущества: значительное увеличение скорости обработки данных; возможность находить тенденции, ошибки и противоречия в больших объемах информации; возможность быстро сравнивать любые документы и составлять (предлагать) новые на основе имеющихся образцов и т.д. Выявлены следующие недостатки: существует опасность, что искусственный интеллект может принимать неправильные решения или обладать предвзятостью при формулировке текстов законопроектов; автоматическое составление законопроектов может привести к утрате человеческого влияния на законотворческий процесс, что может нарушать базовые принципы демократии и вызвать катастрофические последствия.
НАУЧНЫЕ СОБРАНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ / CONVENTUS ACADEMICI
В статье дан обзор панельной дискуссии «Морское страхование: как не разбиться о скалы?», прошедшей 26 марта 2025 г. Модератором дискуссии выступил заведующий кафедрой морского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Михаил Кротов. В рамках панельной дискуссии обсуждались важные и острые вопросы в области морского страхования и морского права в целом. В дискуссии приняли участие представители профессионального юридического сообщества, заинтересованные в развитии отношений в области морского права. Спикеры анализировали особенности национального регулирования, международные акты, обсуждали способы и средства преодоления выявленных несовершенств и оптимальные модели правового регулирования. Была создана необходимая площадка для конструктивного и продуктивного диалога, результаты которого могут быть положены в основу дорожной карты по реформированию специального регулирования.
ISSN 2686-7869 (Online)