Preview

Lex russica

Расширенный поиск

Репрессивная политика на транспорте в первой половине 1930-х гг

https://doi.org/10.17803/1729-5920.2018.138.5.064-071

Резюме

Автор анализирует репрессии на транспорте в первой половине 1930-х гг. Изучение данной темы осложняется отсутствием полных статистических данных, а также труднодоступностью архивных документов. Тем не менее на основании имеющихся материалов автор приходит к следующим выводам. В первой половине 1930-х гг. на транспорте были организованы массовые репрессии, которые отличались применением мер наказаний, в основном не связанных с лишением свободы. Это привело к тому, что наличие судимости у работников транспорта стало обычным делом. Поэтому в 1935-1936 гг. руководство стремилось уменьшить количество репрессированных на транспорте и одновременно ужесточить применяемые меры репрессии. По мнению автора, репрессивная политика первой половины 1930-х гг. напоминает принцип маятника, т.к. в результате управленческих ошибок руководства органы транспортной юстиции то раскручивали маховик репрессий, то останавливали их. Кроме того, автор отмечает, что данная политика проводилась в рамках кампанейского правосудия. Обращают на себя внимание систематические сбои в исполнении указаний центра органами транспортной юстиции на местах вплоть до конца 1934 г. Поэтому деятельность органов юстиции на транспорте, по мнению автора, стала удовлетворять руководство страны только с середины 1935 г., т.е. для организации и становления системы органов транспортной юстиции потребовалось около 5 лет. Автор приходит к выводу о большом количестве нарушений советского законодательства в ходе репрессий первой половины 1930-х гг. на транспорте, а также о создании «двойного дна» в советском праве. По мнению автора, репрессии первой половины 1930-х гг. являлись «тренировкой» для органов транспортной юстиции в целях подготовки репрессий второй половины 1930-х гг.

Об авторе

Д. Н. Шкаревский
Сургутский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Кодинцев А. Я. Органы транспортной юстиции СССР в 30-е годы XX в. // Транспортное право. 2007. № 4. С. 34-39

2. Шкаревский Д. Н. Проблемы изучения советской транспортной юстиции // История государства и права. 2012. № 6. С. 18-20

3. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. 9474. Оп. 16. Д. 80. Л. 76.

4. ГАРФ Ф. 9474. Оп. 16. Д. 13. Л. 2.

5. Итоги и перспективы работы органов по борьбе с преступностью на железнодорожном транспорте // Советская юстиция. 1932 № 16. С. 25-27.

6. ГАРФ. Ф. 9474. Оп. 42. Д. 212. Л. 28.

7. Сборник циркуляров и разъяснений прокурора СССР, действующих на 1 сентября 1936 г. / сост. Б. Со-лерс, Д. Орлов. М., 1936. С. 130.

8. ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 10. Д. 101. Л. 18.

9. ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 8. Д. 157. Л. 11.

10. Центр. архив обществ.-политич. истории Москвы. Ф. 1936. Оп. 1. Д. 23. Л. 10.

11. ГАРФ Ф. 8131. Оп. 17. Д. 170. Л. 73.

12. Сборник циркуляров и разъяснений прокурора СССР, действующих на 1 сентября 1936 г. С. 106-107.

13. Центр. архив обществ.-политич. истории Москвы. Ф. 1246. Оп. 1. Д. 4. Л. 124.

14. ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 10. Д. 105. Л. 30.

15. Тарасов-Родионов. Методика расследования к. р. преступлений // Советская юстиция. № 17. 1933. С. 16-17.

16. ГАРФ. Ф. 9492. Оп. 1. Д. 10. Л. 28.

17. ГАРФ. Ф. 9474. Оп. 16. Д. 93. Л. 13.

18. Менделеева. Организационная перестройка дорожных судов // Советская юстиция. 1936. № 7. С. 12.

19. ГАРФ. Ф. 9474. Оп. 42. Д. 426. Л. 54.

20. ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 38. Д. 3. Л. 15.

21. ГАРФ. Ф. 9474. Оп. 16. Д. 94. Л. 86.

22. ГАРФ. Ф. 9474. Оп. 16. Д. 252. Л. 54 ; Д. 76. Л. 98.

23. ГАРФ. Ф. 9474. Оп. 16. Д. 92. Л. 17.

24. ГАРФ. Ф. 9474. Оп. 16. Д. 93. Л. 6.

25. ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 17. Д. 174. Л. 48.

26. ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 17. Д. 170. Л. 73.

27. ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 17. Д. 170. Л. 73.

28. ГАРФ. Ф. 9474. Оп. 16. Д. 85. Л. 98-102.

29. Б. а. Неправильное применение репрессии // Социалистическая законность. 1935. № 1. С. 42-50.

30. ГАРФ. Ф. 9492. Оп. 1а. Д. 2. Л. 86.

31. ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 11. Д. 201. Л. 127.

32. Сборник постановлений и разъяснений ВС СССР, действующих на 1 января 1936 г. / под ред. А. Винокурова. М., 1936. С. 46-50.

33. ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 16. Д. 2. Л. 1а.

34. Сегал Г. К итогам майского совещания судебно-прокурорских работников ж.-д. транспорта // Социалистическая законность. 1935. № 7. С. 7-9.

35. Сегал Г. Осенне-зимние перевозки и задачи транспортной прокуратуры // Социалистическая законность. 1935. № 8. С. 5-6.

36. Б. а. Итоги и перспективы работы органов по борьбе с преступностью на железнодорожном транспорте // Советская юстиция. - 1932. - № 16. - С. 25-27.

37. Б. а. Неправильное применение репрессии // Социалистическая законность. - 1935. - № 1. - С. 42-50.

38. Б. а. Совещание прокуроров водного транспорта // Социалистическая законность. - 1937. - № 2. - С. 71-73.

39. Кодинцев А. Я. Органы транспортной юстиции СССР в 30-е годы XX в. // Транспортное право. - 2007. - № 4. - С. 34-39.

40. Менделеева. Организационная перестройка дорожных судов // Советская юстиция. - 1936. - № 7. - С. 12.

41. Мерэн Г. Выше качество работы водно-транспортных судов // Советская юстиция. - 1936. - № 33. - С. 5-6.

42. Мерэн Г. Практика и задачи водно-транспортных судов // Советская юстиция. - 1936. - № 11. - С. 6.

43. ГАРФ. Ф. 9492. Оп. 1. Д. 10. Л. 53, 54, 51, 50.

44. ГАРФ. Ф. 9492. Оп. 1. Д. 10. Л. 50, 49.

45. ГАРФ. Ф. 9492. Оп. 1 а. Д. 1. Л.1.

46. ГАРФ. Ф. 9474. Оп. 16. Д. 85. Л. 154, 155, 156об

47. Миронов С. О работе и ближайших задачах Водной прокуратуры // Социалистическая законность. 1936. № 11. С. 39-41

48. Миронов С. Указ. соч. С. 39-41.

49. Б. а. Совещание прокуроров водного транспорта // Социалистическая законность. 1937. № 2. С. 71-73.

50. Миронов С. О работе и ближайших задачах Водной прокуратуры // Социалистическая законность. - 1936. - № 11. - С. 39-41.

51. Сборник постановлений и разъяснений ВС СССР, действующих на 1 января 1936 г. / под ред. А. Винокурова. - М., 1936. - 280 с.

52. Сборник циркуляров и разъяснений прокурора СССР, действующих на 1 сентября 1936 г. / сост. Б. Солерс, Д. Орлов. - М., 1936. - 330 с.

53. Сегал Г. К итогам майского совещания судебно-прокурорских работников ж.-д. транспорта // Социалистическая законность. - 1935. - № 7. - С. 7-9.

54. Сегал Г. Осенне-зимние перевозки и задачи транспортной прокуратуры // Социалистическая законность. - 1935. - № 8. - С. 5-6.

55. Тарасов-Родионов. Методика расследования к.р. преступлений // Советская юстиция. - № 17. - 1933. - С. 16-17.

56. Шкаревский Д. Н. Проблемы изучения советской транспортной юстиции // История государства и права. - 2012. - № 6. - С. 18-20.

57. Мерэн Г. Практика и задачи водно-транспортных судов // Советская юстиция. 1936. № 11. С. 6


Рецензия

Для цитирования:


Шкаревский Д.Н. Репрессивная политика на транспорте в первой половине 1930-х гг. Lex russica. 2018;(5):64-71. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2018.138.5.064-071

For citation:


Shkarevsky D.N. Repressive Policy on Transport in the First Half of the 1930s. Lex Russica. 2018;(5):64-71. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2018.138.5.064-071

Просмотров: 651


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)
ISSN 2686-7869 (Online)