Preview

Lex Russica. Закон русский

Расширенный поиск

Концепция транснационального потребительского права в современном мире

https://doi.org/10.17803/1729-5920.2019.152.7.020-028

Полный текст:

Аннотация

В статье проводится анализ изменений, произошедших в регулировании трансграничных договорных отношений с участием потребителей в связи с развитием информационно-телекоммуникационных технологий и электронной торговли. Исследуется понятие «транснациональный онлайн-контракт» и влияние «цифрового элемента» на характеристику договорных связей; дается классификация онлайн-контрактов в зависимости: 1) от предмета онлайн-контракта; 2) характеристик сторон, вовлеченных в онлайн-договорные отношения; 3) процесса заключения и исполнения онлайн-контракта. Обращается внимание на тот факт, что новые способы заключения договоров предопределили появление новых подходов к квалификации отдельных аспектов договорных отношений сторон, в частности, это касается определения момента заключения договора, проведения различий между офертой и приглашением к оферте в условиях онлайн-взаимодействия, оценки действительности онлайн-контрактов и механизмов разрешения споров онлайн.

В статье анализируются последствия глобализация торговли на потребительских рынках, механизмы регулирования транснациональных потребительских отношений в контексте электронной коммерции. Отмечается, что глобализация торговли указала на необходимость выработки транснационального подхода к регулированию электронной коммерции, унификации и гармонизации соответствующих правовых инструментов. Автором исследуются шаги, предпринятые в этом направлении в рамках ЮНСИТРАЛ, ЕС, представителями американского бизнеса. Делается вывод о том, что политика США в отношении защиты прав потребителей направлена на реализацию экономических интересов бизнеса, что способствует конкуренции и коммерческому процветанию на рынке, но при этом подвергает потребителей риску при заключении онлайн-контрактов. Такой подход противоречит политике ЕС, которая продвигает социальное регулирование для обеспечения максимальной защиты потребителей.

Отдельно рассматривается lex mercatoria как источник транснационального потребительского права.

Об авторе

О. В. Муратова
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Россия

Муратова Ольга Вячеславовна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела международного частного права 

117218,  г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, д. 34



Список литературы

1. Казаченок С. Ю. Развитие lex electronica как предпосылка включения в арбитражное соглашение условия об онлайн-арбитраже // Современное право. — 2014. — № 10. — С. 124—130.

2. Мажорина М. В. Международное частное право в условиях глобализации: от разгосударствления к фрагментации // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2018. — № 1.

3. Терентьева Л. В. Концепция суверенитета государства в условиях глобализационных и информационно-коммуникационных процессов // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2017. — № 1.

4. Терентьева Л. В. Понятие киберпространства и очерчивание его территориальных контуров // Правовая информатика. — 2018. — № 4.

5. Al-Bayati M. Reform of the Iraqi Private International Law on Transnational Online Contracting: Lessons from the EU and the USA : PhD thesis. — Prifysgol Bangor University, 2014.

6. Calliess P.-G. Grenzüberschreitende Verbraucherverträge: Rechtssicherheit und Gerechtigkeit auf dem elektronischen Weltmarktplatz. — Mohr Siebeck, 2006.

7. Davidson A. The Law of Electronic Commerce. — Cambridge University Press, 2009.

8. Reed C. Electronic Commerce // Computer Law: The Law and Regulation of Information Information Technology / C. Reed and J. Angel (eds). — 6th edn. — Oxford University Press, 2007.

9. Reich N. Transnational Consumer Law-Reality or Fiction? // Penn State International Law Abstract. — 2009. — Vol. 27.

10. Rowland D., Kohl U. and Charleswoth A. Information Technology Law. — 4th edn. — Routledge, 2012.

11. Svantesson D. Je. B. Private International Law and the Internet. — 2nd edn. — Wolters Kluwer, 2012.

12. Winn J. K. and Webber M. The Impact of EU Unfair Contract Terms Law on US Business-to-Consumer Internet Merchants // The Business Lawyer. — 2006. — Vol. 29.


Для цитирования:


Муратова О.В. Концепция транснационального потребительского права в современном мире. Lex Russica. Закон русский. 2019;(7):20-28. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2019.152.7.020-028

For citation:


Muratova O.V. The Concept of Transnational Consumer Law in the Modern World. Lex Russica. 2019;(7):20-28. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2019.152.7.020-028

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)