Резюме
В статье проводится анализ современного развития бюджетного права как подотрасли финансового права, исходя из принципа социальной направленности финансово-правового регулирования. Выделяются и рассматриваются факторы, способствующие достижению социальной направленности бюджетного права. Исходным признается осуществление социально ориентированной бюджетно-правовой политики, проводится исследование ее основных направлений в современных реалиях. Социально направленному развитию бюджетного права способствует также реализация принципов права и принципов социального государства. В частности, в данном контексте исследуются принципы справедливости и равноправия. К вышеуказанным факторам следует отнести и обеспечение баланса частных и публичных интересов при осуществлении бюджетно-правового регулирования. Последний фактор рассматривается с учетом применения ан-тропосоциокультурного подхода в финансовом праве. Анализ российской бюджетно-правовой политики в современных условиях позволяет сделать вывод о соответствии отдельных ее аспектов некоторым принципам социального государства и принципам, действующим в бюджетном праве. В то же время вопросы формирования и реализации социально ориентированной бюджетно-правовой политики требуют дальнейшего научного исследования и воплощения на практике. Предлагаются направления реализации вышеуказанной политики. Во-первых, справедливое распределение средств государственных и местных бюджетов, в том числе между различными отраслями народного хозяйства, сферами публичного управления, публично-правовыми образованиями. Во-вторых, стимулирование субъектов бюджетных и иных правоотношений к ответственному, а значит, и социально значимому поведению. В-третьих, широкое использование бюджетно-правовых стимулов социальной направленности, требующих последовательного законодательного совершенствования. К таким стимулам следует отнести, например, межбюджетные субсидии, субсидии физическим и юридическим лицам, бюджетные кредиты, материнский (семейный) капитал. В-четвертых, дальнейший учет бюджетным законодательством социальных факторов. Предлагается закрепление в Бюджетном кодексе РФ требования обязательного финансирования расходных обязательств в социальной сфере (социальных обязательств) в полном объеме. Кроме того, целесообразно реконструировать в бюджетном законодательстве в структуре бюджетных расходов понятие защищенных статей, к которым следует отнести и расходы в социальной сфере.