Preview

Lex Russica. Закон русский

Расширенный поиск
№ 6 (2016)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

10-25 13
Аннотация
В статье рассматриваются правовые проблемы обеспечения прав собственности и суверенитета Российской Федерации на ее минеральные и иные природные ресурсы в интересах реализации законных интересов населения, нынешнего и будущих поколений для их благополучия, процветания, обеспечения достойной жизни, провозглашенных в Конституции Российской Федерации, конституциях и законодательстве большинства стран. По мнению автора, обострение энергетической ситуации на Земле обусловливает обсуждение правовых проблем обеспечения прав собственности и суверенитета Российской Федерации на ее минеральные и иные природные ресурсы, законных интересов населения, нынешнего и будущих поколений для их благополучия, процветания, обеспечения достойной жизни, формирования социальных, правовых государств, провозглашенных в Конституции РФ, конституциях и законодательстве большинства стран. Формирование государственного суверенитета на природные ресурсы начинается с провозглашения, формулирования и закрепления в национальном праве основных принципов охраны окружающей среды, отражающих устойчивое развитие (баланс экономики и улучшения состояния окружающей природной среды), сочетание рационального использования и охраны природного ресурса и его части в границах территорий (например, сочетание бассейнового и административно-территориального принципов) и всей страны в целом, с разграничения функций управления в области использования и охраны природных ресурсов и функций их хозяйственного использования, что может способствовать предупреждению деградации окружающей среды. Автор считает, что экологизация, в ходе которой определяются и регулируются экономические и экологические отношения, происходит не без конфликтов, поскольку экономический интерес и эксплуатация природных ресурсов часто превалируют в сознании многих граждан; отношения общества и природы обусловливают восприятие экономики не как цели развития, а как средства поддержания жизни настоящего и будущего поколений. Экологизированное законодательство призвано уравновешивать современные экономические и экологические приоритеты. Показано, что перспективы дальнейшего укрепления суверенитета и развития России не могут не предполагать совершенствования законодательства о прогнозировании, стратегическом планировании, об увеличении масштабности предварительной оценки важнейших проектов - узловых, реперных и отправных точек модернизации экономики и всей социальной жизни.
26-47 30
Аннотация
Основываясь на положениях теории публичного права, учитывая специфику природы как публичного блага, в статье теоретически обосновывается выделение экологоправовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности. В статье показано, что на современном этапе институт юридической ответственности, в том числе применительно к сфере взаимодействия и природы, получил интенсивное и во многом прогрессивное развитие. Автор считает, что, даже выделяя эколого-правовую (природоохранительную) ответственность за нарушение экологических требований в соответствии с доктриной, применяются санкции, предусмотренные законами, относящимися к традиционным отраслям, - административному, гражданскому, уголовному, дисциплинарному праву. Правовое содержание эколого-правовой (природоохранительной) ответственности ими не определяется. В том числе возмещение вреда природе регулируется гражданским правом и осуществляется в рамках гражданской ответственности. Показано, что существенной характеристикой гражданской ответственности является то, что она применятся на основе норм гражданского законодательства, наступает для участника гражданско-правового отношения в связи с нарушением им прав и охраняемых законом интересов другого лица, неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, предусмотренных гражданским законодательством или договором. Экологические интересы, интересы поддержания благоприятного состояния окружающей среды, экологического благополучия носят преимущественно публично-правовой, а не частноправовой характер и, соответственно, охраняются не гражданским законодательством. Признание эколого-правовой ответственности, направленной прежде всего на возмещение экологического вреда, как вида юридической ответственности, послужит сильным импульсом как для обеспечения возмещения такого вреда, так и для достижения более перспективной цели - создания условий благоприятного социально-экономического развития. Экономисты утверждают, что если не увеличить вложения в решение экологических проблем сейчас, в будущем убыток от них обойдется намного дороже.
48-60 12
Аннотация
В статье показано, что особенности отдельного экологического конфликта и их совокупности (экологической конфликтности) являются основаниями и критериями наступления разнообразных правовых последствий. Автор считает, что критерием признания конфликтов правовыми и, соответственно, эколого-правовыми выступает возможность применения экологического законодательства для воздействия на протекание конфликта. Показана необходимость правового регулирования эколого-правовых конфликтов. Она определяется приведенными характеристиками экологических конфликтов и экологической конфликтности - как развитыми в эколого-правовой литературе ранее, так и сформулированными в результате данного исследования. По мнению автора, социальная практика и природа права убедительно доказывают необходимость использования правовых средств (в широком смысле этого слова) для разрешения экологических конфликтов в интересах общества. Хорошо известно, что в структуре любой правовой системы цель упорядочения отношений, а следовательно - предупреждения потенциальных и разрешения возникших конфликтов, является важнейшей. В статье выделены элементы системы регулирования экологических конфликтов. Они образуют общую и особенную части и их перечень выглядит следующим образом. Общая часть могла бы включать в себя ряд самостоятельных институтов или групп правовых предписаний, относящихся ко всем видам экологических конфликтов. Особенная часть включает в себя нормы, регламентирующие порядки, т.е. процедуры разрешения отдельных экологических конфликтов, выделенных по тем или иным основаниям. Автор считает, что сейчас нецелесообразно вносить предложения о совершенствовании законодательства, поскольку применительно к регулированию экологических конфликтов эти вопросы еще не обсуждались в литературе должным образом. Вместе с тем уже назрела необходимость вначале на основе определенного обсуждения выявить потребность в принятии правовых предписаний, относящихся к правовому регулированию конфликтов, затем реализовать определенную последовательность их разработки, начав, естественно, с теоретического анализа и продолжив проектированием законодательных новелл.
61-81 13
Аннотация
Статья посвящена теоретическим аспектам правового обеспечения охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами. По результатам анализа законодательства выделяются теоретические особенности охраны окружающей среды при пользовании недрами как специального вида природоохранной деятельности. Особенности данной деятельности обуславливаются сложным характером соответствующих правоотношений, проявляющихся: 1) в особенностях природного объекта, подлежащего охране; 2) специальных требованиях законодательства, предъявляемых к содержанию проектной документации на пользование недрами, и к субъектам права пользования недрами; 3) особом порядке предоставления участков недр в пользование; 4) специфике природоохранных мероприятий, установленных действующим законодательством. На основе исследования наиболее проблемных теоретических аспектов толкования понятия «безопасность», а также анализа соотношения экологической безопасности с иными видами безопасности выявляется специфика обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами, обуславливаемая потенциальной экологической опасной деятельностью производственных объектов, связанных с пользованием недрами, для окружающей среды и здоровья человека. Формулируется понятие экологически опасной деятельности в сфере недропользования, приводится классификация данной деятельности по критерию возможных негативных последствий для окружающей среды и здоровья человека, доказывается необходимость введения дополнительных коэффициентов, которые должны влиять на порядок отнесения производственных объектов, связанных с пользованием недрами, к тому или иному классу опасности, а также обосновывается предложение о необходимости учета требований в сфере обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами в документах государственного стратегического планирования.
82-90 17
Аннотация
В статье рассмотрен широкий комплекс проблем в области государственного управления охраной окружающей среды, имеющих системный характер. К таковым автор относит: непоследовательность деятельности органов государственной власти в реализации государственной политики средствами государственного управления, изменение целей государственной политики и управления в области охраны окружающей среды, каковыми все больше становятся обеспечение экономической эффективности деятельности государства, игнорирование изменений содержания экологической функции, которая развивается вместе с обществом. Излагаются подходы, направленные на переосмысление указанных проблем и корректировку содержания деятельности государства. Показано, что системной проблемой совершенствования государственного управления в области охраны окружающей среды является проблема определения его целей. Она тесно связана с административной реформой, продолжающейся в государстве. Последняя своей задачей ставит повышение эффективности государства. Причем вслед за не самыми лучшими образцами административных реформ, проведенных в зарубежных государствах и реализующих так называемый концепт нового государственного менеджмента, эффективность государства измеряется экономической эффективностью деятельности государства и государственных органов. Отсюда - государственные услуги, перечень, количество и качество которых можно измерить в денежном эквиваленте. Автором выделяется системная проблема, заключающаяся в нерешенности вопроса о содержании экологической функции государства. Поскольку государственное управление в области охраны окружающей среды является способом реализации экологической функции государства, содержание последней предопределяет границы государственного воздействия на экологические отношения (экологическую сферу). Автор считает важным вопрос о том, охватывает ли экологическая функция государства всю сферу общественных экологических отношений.
91-102 1
Аннотация
Автор раскрывает ключевые термины водного права - водные объекты и водный фонд - в контексте разнообразных правоотношений. Автор выявляет соотношение этих терминов с понятием недвижимости, водохозяйственного комплекса, рассматривает их сквозь призму государственного наблюдения, учета и районирования водного фонда. Водные объекты общего пользования также не ушли от внимания автора. Применяются следующие методы научного исследования: исторический, сравнительного анализа и экстраполяции. Приводится опыт стран ЕС (Нидерландов) и Японии. Водный фонд России - не просто основа водного хозяйства, но и неизменная основа всей экономики. Снижение качества и количества водных ресурсов неизбежно пагубно скажется на жизни российского общества. Статья имеет разветвленное внутреннее строение, выраженное в подзаголовках. Автором дана постановка проблемы. В критическом ключе даны положения советского и затем российского законодательства. Акцент делается на ВК РФ 1995 и 2006 гг. Важное значение для автора имеет классификация водных объектов. Как указывается в ст. 5 ВК РФ, в зависимости от особенностей режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей водные объекты имеют непростую градацию. Для задач данной статьи прежде всего важно деление на поверхностные и подземные водные объекты. Исходя из ст. 5 ВК РФ, в понятие «поверхностный водный объект» входят не только водные массы, но и покрытые ими земли в пределах береговой линии. Здесь имеет место обязательный признак поверхностных водных объектов - соединение земли и воды. В связи с этим осмысляется сложный вопрос о том, имеют ли поверхностные водные объекты в своем составе недвижимость. Раскрывается значение мониторинга и учета водных объектов в специальном реестре для водохозяйственного комплекса, рассматриваются вопросы гидрографического районирования и водохозяйственной документации. Обращается внимание читателя на важную особенность России: многие водные объекты вообще не вовлечены или крайне слабо вовлечены в водохозяйственный комплекс. Например, многие сибирские реки пока не втянуты в орбиту водохозяйственного комплекса России и образуют резерв развития водного хозяйства. Между тем, не имея официальных пользователей (указанных в водном реестре), данные водные объекты нередко испытывают негативное воздействие от эпизодических пользователей.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

103-118 14
Аннотация
Автор анализирует взгляды экономистов и юристов о необходимости государственного регулирования сельского хозяйства, различные определения, предлагает собственное уточненное определение данной категории, под которой понимается совокупность организационных, экономических и иных воздействий государства на аграрные отношения через методы государственного регулирования в целях реализации государственной аграрно-экономической политики, тем самым рассматривая данную категорию как экономическую. При этом под методом государственного регулирования аграрных отношений автор понимает совокупность экономических приемов, посредством которых государство воздействует на субъекты сельского хозяйства. Автор предлагает уточнить классификацию методов государственного регулирования сельского хозяйства, выделяя, во-первых, статические методы государственного регулирования сельского хозяйства, воздействующие на условия функционирования субъектов сельского хозяйства, представляющие собой административные и экономические барьеры, которые субъекту сельского хозяйства необходимо преодолеть; во-вторых, динамические методы, воздействующие на имущественный интерес субъектов аграрных отношений через предлагаемые государством модели экономических отношений. Автор предлагает рассматривать «метод государственного регулирования аграрных отношений» как экономический институт, правовое обеспечение которого образует экономико-правовой институт, таковым, в частности, является институт обязательств. Это позволит отличать указанные категории от сложившегося в правовых науках термина «правовой институт» как звена классификации (отрасль, подотрасль, институт, подинститут, норма права). Обосновывается, что «правовое обеспечение» имущественного интереса субъектов сельского хозяйства, используемого в процессе государственного регулирования субъектов сельского хозяйства, во-первых, закрепляет имущественный интерес субъектов аграрных отношений через определение обязательства, во-вторых, регламентирует его, дополняя элементами правовой регламентации. Правовое обеспечение является выражением регулятивной функции права по отношению к имущественному интересу субъектов сельского хозяйства.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

119-131 12
Аннотация
Последние изменения земельного и экологического законодательства, связанные с исключением из состава особо охраняемых природных территорий такого вида, как лечебно-оздоровительные местности и курорты, существенно ухудшают их правовой режим. Законодательные инициативы, разработанные в отсутствие официальной концепции (стратегии) государственной политики развития курортного дела и без учета особой значимости этих территорий, приведут к значительному снижению уровня их защиты и охраны. Отказ от действующей классификации курортов повлечет за собой отмену законодательной и нормативной правовой базы в данной сфере регионального и муниципального уровней. Для повышения эффективности использования курортных территорий в России, обеспечения их охраны необходимо совершенствование правового регулирования всего комплекса общественных отношений в курортной сфере на научно обоснованной концептуальной основе, в первую очередь положениях концепции устойчивого развития. Она имеет принципиально важное значение для обеспечения устойчивого развития лечебно-оздоровительных местностей и курортов, направленного на достижение баланса экономических, социальных и экологических интересов и потребностей, а также учитывающего природно-климатические и другие особенности этих территорий. Перспективным для лечебно-оздоровительных местностей и курортов является ландшафтный подход, поскольку, как правило, они представляют собой уникальные ландшафты с лечебными природными ресурсами. Несмотря на отсутствие в России ландшафтного законодательства, использование ландшафтного подхода как инструмента территориального планирования для развития этих территорий имеет особое значение, поскольку он позволяет сначала оценить территорию в зависимости от свойств и состояния ландшафта, а затем принимать градостроительные и другие решения. Не менее значим для совершенствования законодательства в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов разработанный в доктрине экологического права экосистемный подход. Совершенствование правового регулирования отношений в данной сфере на основе этих концептуальных подходов должно реализовываться через пакетный принцип развития специального законодательства о лечебно-оздоровительных местностях и курортах, согласованного с нормами смежных отраслей законодательства - природоресурсного, санитарно-эпидемиологического, градостроительного и др.
132-145 14
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических вопросов развития российского земельного законодательства в современный период, выявлению и анализу основных тенденций его дальнейшего развития. Актуальность темы обусловлена происходящим в настоящее время реформированием правового регулирования земельных отношений в Российской Федерации, о чем свидетельствует принятие ряда федеральных законов, внесших существенные изменения в Земельный кодекс РФ и смежное законодательство, среди которых особое место занимает Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Автор обращается к дискуссии о соотношении земельного и гражданского законодательства при регулировании земельно-имущественных отношений, присоединяясь к критике Концепции развития гражданского законодательства в данной части и давая негативную оценку изменениям в правовом регулировании ограниченных вещных прав на земельные участки (права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения) в Земельном и Гражданском кодексах РФ. Автором показано, что современное реформирование земельного законодательства происходит в условиях отсутствия научной концепции его развития, что приводит, по существу, к обслуживающей роли земельного законодательства по отношению к смежным отраслям, прежде всего гражданскому и градостроительному праву. Рассмотрена связь реформирования земельного и смежного законодательства с направлениями государственной политики использования земельного фонда в РФ, акцентировано внимание на предстоящем переходе от деления земель на категории к территориальному зонированию. Проанализированы основные нововведения в порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам из государственной и муниципальной собственности, отмечены положительные и отрицательные стороны произошедших изменений.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

146-157 12
Аннотация
В статье автор обращается к обсуждению возможностей использования такого технического приема в совершенствовании экологического законодательства, как конкретизация правовых норм. Обращается внимание на особенности правового регулирования экологических отношений, которые требуют учета естественно-научных, технических и социально-экономических знаний. Объективно существующая в некоторых случаях неопределенность и неточность этих знаний способна привести к неопределенности правовых норм и снизить общую эффективность правового регулирования. О правовой неопределенности сегодня можно говорить применительно к проблемам изменения климата, сохранения биоразнообразия, обеспечения устойчивого развития. Выводы подтверждаются примерами законодательного регулирования в данных областях, а также высказываниями на этот счет авторитетных юристов-экологов. Эта проблема не имеет одного решения. Опираясь на достижения науки общей теории права, автор предложил возможность устранить правовую неопределенность экологического права, используя метод конкретизации. Вместе с тем использование этого метода требует гибкости. В одних случаях неопределенность норм является дефектом и нуждается в устранении. В других - с учетом научной, политической и экономической неясности относительно решения некоторых это-логических проблем - следует поддерживать так называемую позитивную неопределенность, конкретизируя абстрактные правовые нормы постепенно.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

158-169 14
Аннотация
В статье дан подробный анализ международного и внутригосударственного регулирования действий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, создания правового механизма защиты лиц, пострадавших и вынужденных покинуть районы с опасным для жизни и здоровья человека состоянием окружающей среды, попыток введения правового регулирования экологической миграции как элемента обеспечения экологической безопасности населения. В первую очередь проведенный анализ касается таких крупнейших экологических катастроф, как аварии на Чернобыльской АЭС и японской АЭС «Фукусима-1», экологическое бедствие, которое постигло районы, прилегающие к Аральскому морю. В этой связи в случаях долговременной стабилизации экологической обстановки на местности вопросы защищенности человека, его жизненно важных интересов, реализации права на благоприятную окружающую среду, обеспечения экологической безопасности могут быть решены только путем его перемещения - принудительного или добровольного - в район с более благоприятными условиями проживания. Соответственно, рассматривается необходимость создания правового механизма регулирования экологической миграции как составной части системы защищенности человека при резком ухудшении экологической обстановки вследствие природных катаклизмов и крупных аварий техногенного характера или в результате неразумной природохозяйственной деятельности человека. Сделан вывод о необходимости и своевременности закрепления в законодательстве Российской Федерации права человека и гражданина на защиту от опасного воздействия экологических катастроф и их последствий и следующего из него права человека и гражданина на миграцию из районов с неблагоприятной экологической обстановкой (экологическую миграцию).

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

170-183 18
Аннотация
Статья посвящена современным проблемам правового регулирования обеспечения экологической безопасности. Рассматриваются проблемы формирования государственной политики, реализации государственных и федеральных целевых программ, регламентирующих вопросы обеспечения экологической безопасности. Раскрывается система государственного стратегического планирования и прогнозирования как инструмент формирования долгосрочных приоритетов деятельности государства, реализации глобальных и крупномасштабных задач, обеспечения согласованности планов органов управления, увязки принимаемых в процессе государственного стратегического управления решений с бюджетными ограничениями на среднесрочный и долгосрочный периоды. Авторы утверждают, что экологические, природные и техногенные чрезвычайные ситуации - это толчок для пересмотра принципов и механизмов государственного антикризисного управления. Показано, что следует различать экологическую безопасность, экологическую политику, охрану окружающей среды и рациональное природопользование. В стратегических прогнозных документах эти понятия также различаются, хотя между ними много общего. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность имеют собственный предмет регулирования, но очень тесно связаны. До последнего времени было очевидно стремление всех без исключения субъектов государственного управления на всех уровнях власти разработать и принять свои концепции, стратегии, прогнозы, генеральные планы и другие многочисленные документы «стратегического» характера. Видимо, потребность в них была проявлением острой необходимости в осмыслении и определении сущности современного управления. Рыночные механизмы как инструменты управления не воспринимаются субъектами государственного управления наиболее эффективными и адекватными. Анализ, проведенный в статье, показал, что в настоящее время в стране формируются правовые основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ, позволяющие решать задачи повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны. Использование механизма стратегического планирования в интересах обеспечения экологической безопасности позволит создать условия для достижения целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ в соответствии с долгосрочными и среднесрочными приоритетами государственной политики.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

184-202 12
Аннотация
Статья посвящена анализу исторических особенностей формирования системы землевладения в странах Магриба. Показано, что в историческом аспекте системы землевладения в Магрибе подвергались изменениям. Они зависели от того, какие цивилизации существовали в этих странах, на них оказывали влияние религиозные факторы, колониальное правление. Автором рассмотрены правовые аспекты проблемы землевладения в Алжирской Народной Демократической Республике, Ливии, Королевстве Марокко, Тунисской Республике, Исламской Республике Мавритании. В статье показано, что доколониальный Алжир был главным образом крестьянским обществом, земля формировала основу имущественных отношений. Землевладения юридически и по обычному праву подразделялись на шесть различных категорий: mulk, arsh или sabega, waqf или habus, beylik или azel, mokhzen и muwat. Правовая система Ливии формировалась под влиянием османского права, французского, итальянского гражданского права, Египетского гражданского кодекса, кроме того, в стране действуют нормы исламского и обычного права. В период османского правления в Триполитании, Киренаике и Феззане - исторических областях Ливии - существовали различные виды землевладения. В Марокко существовало пять основных видов землевладения. Распределение земли в Марокко после независимости зависело главным образом от политических событий в стране. Тунис был первой страной в Магрибе, которая провела реформы западного образца, поскольку он подвергался иностранному влиянию.

ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

203-211 2
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы реализации принципов земельного права, обеспечивающих гарантии прав на землю при предоставлении или использовании земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами. Обоснована взаимосвязь правовых институтов предоставления земельных участков с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Актуальность обеспечения гарантии прав на землю связана с существованием огромного количества земельных участков, которые не прошли государственный кадастровый учет или которые в силу закона считаются ранее учтенными, но их границы не установлены в соответствии действующим законодательством, в том числе если сведения о координатах характерных точек их границ не занесены в государственный кадастр недвижимости, а также земельные участки, данные о которых в части отнесения к землям той или иной категории земель отсутствуют. Акцентировано внимание на выявление правообладателей земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, права которых могут быть затронуты при выдаче разрешения на использование земельного участка без его предоставления и при установлении сервитута для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в связи с включением в Земельный кодекс РФ новых глав V.1-V.6 и VII.1. Новые нормы Земельного кодекса РФ применительно к защите прав на земельные участки, находящиеся в частной собственности, позволяют вновь обратиться к смыслу норм п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ о государственной собственности на землю при образовании и распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также при возникновении споров о границах земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности. Показан дисбаланс публичных и частных интересов в новых нормах земельного законодательства, предусматривающих установление сервитута для ведения работ, связанных с пользованием недрами, или использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

212-224 18
Аннотация
В статье исследуются отечественные и международные правовые акты, раскрываются проблемы формирования эффективного механизма правового регулирования по обеспечению продовольственной безопасности РФ. Установлено, что проблемы агропромышленного комплекса должны выявляться комплексно и рассматриваться в период разработки и реализации государственных программ развития сельского хозяйства, с устранением всех препятствий, мешающих производству, переработке и распределению продуктов питания. Раскрыты пробелы в законодательстве по нейтрализации внутренних и внешних реальных угроз продовольственной безопасности России: резкого роста цен на продовольствие; заполнения рынка импортными продуктами; ажиотажного спроса населения; сокращения объемов среднедушевого потребления; нарушения норм качества и безопасности продовольственной продукции; роста продовольственной автаркии регионов. Определено, что при определении мер правового регулирования проблем в сфере продовольственного обеспечения, правовых средств нейтрализации угроз продовольственную безопасность следует рассматривать как фактор нормативного правового поддержания национальной безопасности в ее внутреннем и внешнем состоянии. Выявлены жизненно важные интересы личности, общества и государства: наличие достаточного объема продовольственных ресурсов; экономическая и физическая доступность продовольствия; качество и безопасность поставляемого на рынок продовольствия. Исследованы основные причины относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства: низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли; обновления основных производственных фондов; дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности; недостаточная правовая определенность в вопросе оборота земель сельскохозяйственного назначения; сокращение наиболее ценных пахотных земель; вывод земель из сельскохозяйственного оборота; рост долговых обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей; отсутствие средств для технического и технологического перевооружения сельскохозяйственного производства. Рекомендовано с учетом требований ВТО, Таможенного союза ЕАЭС скорректировать внутреннею и внешнюю экономическую политику государства в области агропромышленного комплекса для бесперебойного обеспечения населения продовольствием. Внести изменения иц дополнения в федеральные законы «О развитии сельского хозяйства», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», разработать и принять федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации». Рассмотреть возможность внесения дополнений и изменений в Таможенный и Налоговый кодексы РФ с целью применения тарифной квоты на товары, поступающие из других стран.

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА / PRO ET CONTRA

225-233 12
Аннотация
На страницах журнала «Lex Russica» (2015, № 6) появилась рецензия на коллективную монографию «Социокультурная антропология права», соредактором и соавтором которой я имел честь выступить. В связи с высказанными критическими замечаниями представляется важным сформулировать перспективы и не до конца решенные проблемы социокультурной антропологии права как научно-исследовательской программы. Рецензенты отмечают, что в работе недостаточно освещен важный вопрос о роли объективных интересов отдельных личностей и социальных групп, а также большинства населения; что авторы книги фактически игнорируют объективные (не зависящие от воли людей и их менталитета) факторы воздействия, участвующие в формировании норм права. Однако объективность в социальных науках с позиций постклассической (постнеклассической) эпистемологии отличается от классического образца научной объективности, сформированной естествознанием, тем, что она имманентно интерсубъективна. Это не отрицает, но заставляет переосмыслить объективность: она конструируется людьми, их социальными представлениями, опосредованными историческим и социокультурным контекстом. Интерсубъективность свидетельствует о том, что право - социальное явление, опосредующее и одновременно включающее межличностные взаимодействия. Объективность правового института - это социальное представление, интериоризируемое в правосознание отдельных индивидов, воспроизводимое их практиками. Правовая культура как знаковое опосредование прав, выполняет одну из своих важнейших функций - источника правообразования, наделяя юридической значимостью социальные события и процессы. Интересы включаются в правовые типизации юридической повседневности и входят в мотивацию практик людей - носителей статуса субъекта права. Люди руководствуются индивидуальными мотивами поведения, удовлетворяют соответствующие потребности, соотнося их с юридическими экспектациями - ожиданиями адекватного поведения со стороны контрагента по взаимодействию и требованиями нормы права. При этом в юридической повседневности человек руководствуется преимущественно тремя основными мотивами, которые находятся в сложном пересечении и зачастую взаимодополняют друг друга: укрепления личной социальной значимости (например, карьерный рост); максимизации полезности (личной пользы); обеспечения стабильности существования (снижение нагрузки, увеличение предсказуемости, конформность), - с учетом соотнесения с возможным, должным или запрещенным поведением, сформулированным в норме права и конкретной жизненной ситуацией.
234-241 12
Аннотация
В статье проводится анализ современного развития бюджетного права как подотрасли финансового права, исходя из принципа социальной направленности финансово-правового регулирования. Выделяются и рассматриваются факторы, способствующие достижению социальной направленности бюджетного права. Исходным признается осуществление социально ориентированной бюджетно-правовой политики, проводится исследование ее основных направлений в современных реалиях. Социально направленному развитию бюджетного права способствует также реализация принципов права и принципов социального государства. В частности, в данном контексте исследуются принципы справедливости и равноправия. К вышеуказанным факторам следует отнести и обеспечение баланса частных и публичных интересов при осуществлении бюджетно-правового регулирования. Последний фактор рассматривается с учетом применения ан-тропосоциокультурного подхода в финансовом праве. Анализ российской бюджетно-правовой политики в современных условиях позволяет сделать вывод о соответствии отдельных ее аспектов некоторым принципам социального государства и принципам, действующим в бюджетном праве. В то же время вопросы формирования и реализации социально ориентированной бюджетно-правовой политики требуют дальнейшего научного исследования и воплощения на практике. Предлагаются направления реализации вышеуказанной политики. Во-первых, справедливое распределение средств государственных и местных бюджетов, в том числе между различными отраслями народного хозяйства, сферами публичного управления, публично-правовыми образованиями. Во-вторых, стимулирование субъектов бюджетных и иных правоотношений к ответственному, а значит, и социально значимому поведению. В-третьих, широкое использование бюджетно-правовых стимулов социальной направленности, требующих последовательного законодательного совершенствования. К таким стимулам следует отнести, например, межбюджетные субсидии, субсидии физическим и юридическим лицам, бюджетные кредиты, материнский (семейный) капитал. В-четвертых, дальнейший учет бюджетным законодательством социальных факторов. Предлагается закрепление в Бюджетном кодексе РФ требования обязательного финансирования расходных обязательств в социальной сфере (социальных обязательств) в полном объеме. Кроме того, целесообразно реконструировать в бюджетном законодательстве в структуре бюджетных расходов понятие защищенных статей, к которым следует отнести и расходы в социальной сфере.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

242-246 12
Аннотация
В обзоре, посвященном научно-практической конференции «Актуальные вопросы реализации Стратегии государственной антинаркотической политики», состоявшейся 3 марта 2016 г. в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА), говорится об основных проблемах, которые обсуждались ее участниками: новые наркоугрозы; международное сотрудничество в противодействии незаконному обороту наркотических средств; совершенствование так называемого антинаркотического законодательства; повышение эффективности Национальной комплексной системы реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков; организация наркологической помощи; общественно-государственное партнерство как основа создания системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркоманов и др.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)