Проблема фактического воспитания ребенка: методологический взгляд
https://doi.org/10.17803/1729-5920.2020.163.6.018-032
Резюме
Фиксируя ситуацию доктринального отставания в освоении проблемы фактического воспитания несовершеннолетнего, автор обращается к ее исследованию с позиций инструментального подхода. На феноменологическом уровне теоретическому анализу подвергнуты сущностные признаки фактического воспитания: неявность как социального явления, казуистичность, неоднородность социальных поводов для возникновения, явочная добровольность, безвозмездность, непрозрачность круга фактических воспитателей, сохранение непрерывной связи с семьей ребенка, отсутствие юридической связанности с моментом возникновения и прекращения этого вида фактических отношений. На междисциплинарном уровне исследуется внеправовая грамматика фактического воспитания с включением в сферу исследования тесно связанных с ним других социальных явлений, конструкций и институтов, обеспечивающих адекватное научное восприятие этой теоретической конструкции в юриспруденции. Используя политико-правовой подход, дополняющий традиционный догматический подход к исследованию проблемы фактического воспитания, автор преследует цель расширить доктринальные границы решения проблемы фактического воспитания в ее правовом ракурсе, создавая предпосылки для будущих исследований темы в условиях ее методологической подготовленности. Авторские выводы по результатам исследования основаны на том, что правовая проблема фактического воспитания лежит в лоне проблематики семейного воспитания, а не между семейным воспитанием и формами учрежденческой защиты детства, как это нередко позиционируется в науке семейного права. Нормативность отношений по семейному воспитанию ребенка, обеспечиваемая за счет многочисленных актов международного права по вопросам детствосбережения, национальных конституционных норм, а также адресно воспроизводимая на уровне принципов семейного законодательства, общих положений отдельных институтов и конструкций, не позволяет однозначно утверждать, что сегодняшнее законодательное отношение к фактическому воспитанию никак не согласовано с семейно-правовой догматикой.
Ключевые слова
Об авторе
Е. Г. КомиссароваРоссия
доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права , профессор кафедры гражданского права и процесса Института государства и права
ул. Букирева, д. 15, г. Пермь, Россия, 614990
Список литературы
1. Аблятипова Н. А. Институт фактического воспитания в семейном праве Украины // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Серия : Юридические науки. — 2009. — Т. 22 (61). — № 1. — С. 122—128.
2. Абрамова Е. Н., Аверченко Н. Н., Байгушева Ю. В. Гражданское право : учебник. — М. : Велби, 2010. — Т. 3. Ч. 2.
3. Алферова О. С. Правовое положение фактических воспитателе // Семейное право на рубеже ХХ— ХХI веков: к 20-летию Конвенции о правах ребенка : материалы Международной научно-практической конференции, г. Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 18 декабря 2010 г. — М.: Статут, 2011. — С. 313—315.
4. Батурина Н. И., Медведева И. М. Основания возникновения отношений по фактическому воспитанию ребенка и круг лиц, относящихся к фактическим воспитателям по Семейному кодексу Российской Федерации // Вестник Волгоградской академии МВД РФ. — 2018. — № 1 (44). — С. 47—53.
5. Булаевский Б. А. Концепция совершенствования семейного законодательства как необходимость // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 5 (78). — С. 41—45.
6. Веденеев Ю. А. Юриспруденция: между догматическим наследием и языком новой аналитики // Lex russica. — 2019. — № 4. — С. 31—55.
7. Воронина З. И. Институт фактического воспитания в семейном праве // Правоведение. — 1992. — № 5. — С. 98—102.
8. Воронина З. И. Правовые формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: дис. ... канд. юрид. наук. — СПб., 1993. — 234 с.
9. Герасимов В. Н. Приоритет семейного воспитания как принцип семейного права : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2006. — 22 с.
10. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. — СПб. : Петрополис, 1998. — 272 с.
11. Гражданское право / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М. : Статут, 1999. — Т. 3. — 560 с.
12. Гришаев С. П. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. — 2-e изд., перераб. и доп. — СПС «Гарант», 2018.
13. Гуляева Н. И. Семейно-правовое регулирование отношений между ребенком и другими членами семьи, не являющимися его законными представителями: дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2006. — 172 с.
14. Касаткина А. Ю. Семейные ценности в доктрине семейного права и семейного законодательства Российской Федерации // Семейное и жилищное право. — 2020. — № 1. — С. 18—20.
15. Королев Ю. А. Комментарий к семейному кодексу (постатейный). — М. : Юстицинформ, 2003. — 416 с.
16. Короткова Л. Н. Правовой статус фактического воспитателя детей // Правоведение. — 1983. — № 3. — С. 82—85.
17. Косенко Е. В. Средства и методы научного познания семейного права // Вестник Пермского университета. Серия : Юридические науки. — 2015. — № 3 (29). — С. 107—115.
18. Кузнецова Е. В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Труды Института государства и права Российской академии наук. — 2009. — № 4. — С. 248—258.
19. Левушкин А. Н. Методология науки семейного права // Методологические проблемы цивилистических исследований : сб. научных статей / отв. ред. А. В. Габов, В. Г. Голубцов, О. А. Кузнецова. — М. : Статут, 2016. — С. 116—126.
20. Левушкин А. Н. Методология науки семейного права в системе методологии юридической науки // Роль и значение юридической науки в развитии общества : сборник материалов круглого стола (11 декабря 2015 г.). — М. : Проспект, 2016. — 160 с.
21. Левушкин А. Н., Чепурная К. А. Методология исследования брачно-семейных отношений // Юридическая наука и практика. — 2016. — № 1. — Т. 12. — С. 73—78.
22. Манакова Р. П. Пояснительная записка к концепции проекта нового Семейного кодекса Российской Федерации // Семейное и жилищное право. — 2012. — № 4. — С. 26—42.
23. Матвеев П. А. Особенности правового регулирования воспитательной деятельности в замещающей семье // Молодой ученый. — 2010. — № 6. — С. 238—246.
24. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / отв. ред. И. Ю. Козлихин, Ю. А. Сандулов. — СПб. : Лань, 2000. — 608 c.
25. Поливанова К. Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование. — 2015. — Т. 7. — № 2. — С. 1—11.
26. Саралиева З. Х. Субинститут родительства в современных семейных системах // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. — 2014. — № 2 (34). — С. 118—123.
27. Тарасов Н. Н. История и методология юридической науки: методологические проблемы юриспруденции : учебное пособие для вузов. — М. : Юрайт, 2019. — 218 с.
28. Татаринцева Е. А. Модели правоотношений по воспитанию ребенка в семье и тенденции их формирования в национальном семейном праве. — М.: Юстицинформ, 2018. — 134 с.
29. Татаринцева Е. А. Фактическое воспитание как основание возникновения семейных правоотношений // Вестник Тверского государственного университета. Серия : Право. — 2014. — № 4. — С. 113—123.
30. Усачева Е. А. Социальное отцовство (материнство): постановка проблемы // Российский юридический журнал. — 2019. — № 6. — С. 115—120.
31. Шершеневич Г. Ф. Революция и Гражданское уложение // Еженедельная юридическая газета. — 1906. — № 1. — С. 8—12.
32. Штомпка П. Социология социальных изменений / пер. с англ. под ред. В. А. Ядова. — М. : Аспект Пресс, 1996. — 416 с.
Рецензия
Для цитирования:
Комиссарова Е.Г. Проблема фактического воспитания ребенка: методологический взгляд. Lex russica. 2020;73(6):18-32. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2020.163.6.018-032
For citation:
Komissarova E.G. The Problem of Actual Parenting: A Methodological View. Lex Russica. 2020;73(6):18-32. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2020.163.6.018-032