Preview

Lex russica (Русский закон)

Расширенный поиск

Границы личного пространства преподавателя и рабочего пространства образовательной организации (правовой аспект)

https://doi.org/10.17803/1729-5920.2020.163.6.033-043

Полный текст:

Аннотация

В статье предлагается использовать выражение «личное пространство» для обозначения «частного» в период осуществления профессиональной деятельности. Под личным пространством понимается индивидуальное по содержанию и параметрам пространство, окружающее человека с его личными связями и коммуникациями, используемыми в личных целях, и отграниченное от сферы труда и других публичных отношений, в пределах которого для комфортного автономного существования человек самостоятельно определяет режим своего и чужого поведения (в том числе устанавливает контакты с одними лицами, не допускает проникновения других лиц, предметов, природных явлений). Личное пространство можно представить в составе частной жизни. Соответственно, притязание на личное пространство входит в субъективное право на тайну и неприкосновенность частной жизни. Правовая оценка вторжения в личное пространство работника зависит от вида и объема действий работодателя, вида технического средства, принадлежности технического средства работнику или работодателю, вида обрабатываемой информации (данных), порядка принятия локального нормативного акта. Границы личного  пространства работника определяются как баланс между интересом работника в тайне и неприкосновенности частной жизни и интересом работодателя в достижении качества и эффективности трудовой деятельности, обеспечении безопасности работников, имущества и информации. В статье обосновывается необходимость включения в локальные акты образовательных организаций запрета для преподавателей во время своих учебных  занятий использовать мобильный телефон, а также оставлять телефон в режиме приема звуковых входящих сигналов. Сформулированы ограничения делать селфи на рабочем месте в периоды, свободные от проведения учебных занятий. Доказывается, что в целях уважения частной жизни целесообразно предусмотреть в законе возможность отказа преподавателя от разрешения на обработку образовательной организацией его персональных данных, не имеющих отношения к трудовой деятельности и целям, изложенным в Трудовом кодексе РФ, без негативных последствий для работника.

Об авторе

М. Н. Малеина
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Россия

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права, заслуженный юрист РФ

Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993



Список литературы

1. Малеина М. Н. Правовой взгляд на проявление нетрадиционных способностей (качеств) человека // Государство и право. — 1994. — № 2. — С. 122—129.

2. Мельников М. В., Моисеева З. Ф. Граница между личным и публичным пространством и ее особенности на примере социальной сети Instagram // Теория и практика общественного развития. ― 2016. ― № 10. ― С. 32—37.

3. Романова Ю. Э. Использование видеонаблюдения для контроля за поведением работников // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. ― 2006. ― № 12. ― С. 19—25.

4. Стружков А. Читать или не читать? Перлюстрация корпоративной электронной почты // Системный администратор. ― 2011. ― № 6. ― С. 6—7.

5. Стюфеева И. В. Труд под присмотром // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

6. Филатова Е. В. Профессиональная деятельность и личная жизнь преподавателя университета в Германии: в поисках жизненного баланса // Сибирский педагогический журнал. ― 2012. ― № 7. ― С. 220—223.


Для цитирования:


Малеина М.Н. Границы личного пространства преподавателя и рабочего пространства образовательной организации (правовой аспект). Lex russica (Русский закон). 2020;73(6):33-43. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2020.163.6.033-043

For citation:


Maleina M.N. Boundaries of the Private Space (Privacy) of an Educator and the Working Space of the Educational Organization (A Legal Aspect). Lex Russica. 2020;73(6):33-43. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2020.163.6.033-043

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)
ISSN 2686-7869 (Online)