Preview

Lex russica (Русский закон)

Расширенный поиск

Совершенствования государственного экологического контроля (надзора)

Полный текст:

Аннотация

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Реализации задачи охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности способствует проведение эффективного и действенного контроля в области охраны окружающей среды - государственного экологического контроля. По мнению автора, государственный экологический контроль представляет собой установленную нормативными актами деятельность органов государственной власти и управления по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Однако сегодня сложившаяся форма контроля, ориентированная прежде всего на принуждение и подчинение, во многом исчерпала себя. В современных условиях необходим переход к предупредительному, превентивному контролю, к «контролю в виде сервиса». Чтобы государственный экологический надзор в Российской Федерации был действительно эффективным и соответствовал уровню экономически развитых стран, его необходимо реструктуризировать и усилить, привести в настоящую упорядоченную систему. Для совершенствования государственного экологического контроля (надзора) автором предлагается реализовать в совокупности ряд мер, среди которых привлечение независимых и добросовестных экологических аудиторов при проведении государственного экологического контроля в условиях постоянного сокращения штатов специалистов для ликвидации недостатка квалифицированных кадров. Увеличение численности инспекторского состава на местах, в том числе путем введения института внештатных экологических аудиторов, позволит укрепить природоохранные учреждения, чтобы в достаточном объеме выполнять установленные природоохранным законодательством функции. Увеличение численности инспекторского состава на местах, в том числе путем введения института внештатных экологических инспекторов за счет привлечения экологических аудиторов, позволит укрепить природоохранные учреждения, чтобы в достаточном объеме выполнять установленные природоохранным законодательством функции. Для этого будет целесообразно дополнить административные регламенты исполнения Росприроднадзором государственной функции по осуществлению государственного экологического надзора соответствующими положениями. Серьезным шагом может стать регламентация взаимоотношений экологических аудиторов и государственных инспекторов на основе нового Федерального стандарта аудиторской деятельности (ФСАД) «Взаимодействие независимых аудиторов с государственными контролерами».

Об авторе

Л. В. Чхутиашвили
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Россия


Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.

2. В ряде федеральных законов, закрепляющих вопросы осуществления экологического контроля, цели контроля либо не определяются (например, в Федеральном законе от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»), либо формулируются обобщенно (например, в Федеральных законах от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

3. Постановление Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» (вместе с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре) // СЗ РФ. 2014. № 20. Ст. 2535.

4. Правила осуществления государственного экологического надзора регулируются постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре»

5. Казаченко Г. Б., Самойленко Е. В. Проблемы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного контроля (надзора) // Законодательство и экономика. 2007. № 7. № 9 (118) сентябрь 2016

6. Приказ Минприроды России от 29.06.2012 № 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Росприроднадзором государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора» (зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2012 № 25824) // Российская газета. 2013. 23 янв

7. приказ Минприроды России от 26.08.2008 № 192 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» (зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2012 № 25824) // Российская газета. 2013

8. Чхутиашвили Л. В. Стандарты аудита в системе его государственного регулирования // Российская юстиция. 2012. № 2. С. 21-23

9. Валеев Р. М. Роль контроля в системе международного сотрудничества государств в XXI веке // Российский ежегодник международного права. - СПб., 2001.

10. Государственный и общественный контроль в СССР / под ред. В. И. Туровцева. - М., 1970.

11. Жаворонкова Н. Г., Максимов Е. Л. Обеспечение экологической безопасности в контексте Стратегии национальной безопасности России // Lex Russica. - 2009. - № 6.

12. Ибатуллин У. Г. Рынок экологических услуг: экологический аудит // Экономика природопользования. Обзорная информация. - 2001. - № 1.

13. Казаченко Г. Б., Самойленко Е. В. Проблемы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного контроля (надзора) // Законодательство и экономика. - 2007. - № 7.

14. Макаров С. Зарубежный опыт развития деятельности в области экологического аудирования // Аудитор. - 1997. - № 10.

15. Основин B. C. Основы науки социального управления. - Воронеж, 1971.

16. Серов Г. П., Никитин А. Т., Фомин С. А. Экологический аудит. - М., 2000.


Для цитирования:


Чхутиашвили Л.В. Совершенствования государственного экологического контроля (надзора). Lex russica (Русский закон). 2016;(9):155-162.

For citation:


Chkhutiashvili L.V. Improvement of State Environmental Control (Supervision). Lex Russica. 2016;(9):155-162. (In Russ.)

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)