Глава государства — функция Президента Республики Беларусь
https://doi.org/10.17803/1729-5920.2021.176.7.148-160
Резюме
По мнению автора статьи, глава государства — это не должность, не звание, не какой-либо государственный орган, а функция Президента Республики Беларусь, наравне с функцией гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Функция главы государства неизменна и обусловлена его положением в системе органов государственной власти. В данной функции проявляется природа и сущность института президентства, которая не может быть сведена к конкретным действиям или практике, поэтому реализуется через осуществление полномочий в различных организационных формах. В этой связи понятие «президент», в отличие от «главы государства», является не статичным, а динамичным, поскольку перечень прав и обязанностей Президента Республики Беларусь является открытым.
Полномочия — это однозначные, предметные права и обязанности Президента, легитимирующиеся из функций и выраженные в различных организационных формах его деятельности. При этом характеристика полномочий Президента способна лишь показать внешнюю сторону его деятельности. Полномочия Президента, в отличие от функций, — величина переменная. Функция главы государства осуществляется Президентом через представительские, легитимационные, арбитражные, контрольные, нормотворческие, кадровые, интеграционные, символистские и церемониальные государственные полномочия.
Функция главы государства — это превосходство и предшествие Президента перед всеми государственными должностными лицами. В соответствии с ней персонифицируется представление о Республике Беларусь. Данная функция позволяет Президенту Республики Беларусь быть главным публичным представителем и действовать от имени белорусского государства как внутри него, так и в международных отношениях. Это результат получения государством статуса законного государства, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, посредничество между ними. Конституционная функция главы государства обусловливает необходимость наличия у Президента инструментов власти — действующих в рамках данной функции государственных органов.
Ключевые слова
Об авторе
И. Г. СкороходБеларусь
Скороход Игорь Георгиевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права
Партизанский просп, д. 26, г. Минск, 220006
Список литературы
1. Абрамович А. М. Конституционная реформа: проблемы и перспективы // Юридическая наука и образование в Белорусском государственном университете: история и современность: к 95-летию юрид. фак. : сб. науч. тр. / редкол.: Т. М. Михалева (гл. ред.) [и др.] ; под ред. Т. М. Михалевой [и др.]. — Минск : БГУ, 2020. — С. 7–11.
2. Баглай М. В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. — М. : Бек, 1998. — 516 с.
3. Василевич Г. А. Белорусская юридическая энциклопедия : в 4 т. — Минск : ГИУСТ БГУ, 2007. — Т. 1.
4. Вегера И. В. Особенности реализации законодательной и контрольной функции Парламента в отношении декретов Президента // Вестн. Полоцк. гос. ун-та. — 2015. — № 6. — С. 95–99.
5. Веремеенко В. М., Веремеенко М. Д. Конституционное право : учеб. пособие. — Минск : Изд-во Гревцова, 2014. — 488 с.
6. Громыко О., Улида Д. Президент Гродно, или Последний владелец Августовок: продолжение истории семьи О’Бриен де Ласси // Вечерний Гродно. — 2019. — 10 нояб. — С. 3.
7. Демичев Д. М. Конституционное право : учебник. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. — 416 с.
8. Демичев Д. М. Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь // Правовые аспекты экон. развития Респ. Беларусь : материалы II респ. науч.-практ. конф. (г. Минск, 15 июн. 2007 г.) : сб. докладов, статей и науч. сообщений / науч. ред. Г. Б. Шишко. — Минск, 2008. — С. 15–24.
9. Ипатов В. Д. Институт президентства в Республике Беларусь и его конституционное развитие // Конституция Республики Беларусь как ценностный выбор: 25 лет свершений и преобразований : сб. ст. 34 Паречина С. Г. Институт президентства: история и современность / под общ. ред. Е. В. Матусеви Респ. науч.-практ. конф., 4 мар. 2019 г., Минск, Респ. Беларусь / редкол.: Г. А. Василевич (гл. ред.) [и др.]. — Минск, 2019. — С. 8–11.
10. Карпович Н. А. Глава государства: конституционно-правовой статус // Беларуская думка. — 2019. — № 3. — С. 15–23.
11. Кивле Г. А., Сомов М. Д. Взаимоотношения парламента с главой государства // Конституционное и муниципальное право. — 2011. — № 11. — С. 42–47.
12. Коктыш М. Г. Глава государства — гарант процессов формирования идеологии белорусского государства // Весн. Брестского ун-та. — 2014. — № 2. — С. 69–75.
13. Конституционное право : учеб. пособие / Г. А. Василевич, Л. В. Саленик ; учр. образования «Акад. М-ва внутр. дел. Респ. Беларусь. — Минск : Акад. МВД, 2019. — 411 с.
14. Конституция Российской Федерации : энцикл. слов. / В. А. Туманов, В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин [и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп. В. А. Тумановым. — М. : Большая рос. энцикл., Юрист, 1997. — 318 с.
15. Краснов М. А. Статус главы государства как элемент авторитарного потенциала президента // Государство и право. — 2015. — № 5. — С. 5–16.
16. Кутафин О. Е. Глава государства : монография. — М. : Проспект, 2013. — 560 с.
17. Майлыбаев Б. А. Сроки президентства как политическая проблема // Право и политика. — 2001. — № 4 (16). — С. 34–38.
18. Марзалюк И. А. От монарха к Президенту: институт главы государства в Беларуси // Беларуская думка. — 2019. — № 7. — С. 64–71.
19. Масловская Т. С. Конституционные основы внешнеполитических полномочий Президента Республики Беларусь // Беларусь в современном мире : тезисы докладов V Междунар. науч. конф., посвящ. 85-летию Белорус. гос. ун-та, Минск, 3 нояб. 2006 г. / редкол.: А. В. Шарапо [и др.]. — Минск : БГУ, 2007. — С. 129–130.
20. Масловская Т. С. Неприкосновенность как элемент конституционно-правового статуса президента в зарубежных государствах // Право и демократия : cб. науч. тр. вып. 19 / редкол. : В. Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. — Минск : БГУ, 2008. — С. 60–71.
21. Нарутто С. В., Таева Н. Е., Шугрина Е. С. Конституционное право России : учебник. — 4-е изд. — М. : РИОР : Инфра-М, 2020. — 435 с.
22. Паречина С. Г. Институт президентства: история и современность / под общ. ред. Е. В. Матусевича. — Минск : ИСПИ, 2003. — 163 с.
23. Паречина С. Г. Эволюция института президентства в Республике Беларусь // Право и демократия : сб. науч. тр. Вып. 13 / отв. ред. В. Н. Бибило. — Минск : БГУ, 2002. — 291 с.
24. Политика: наука об управлении государством : сборник : пер. с др.-греч. / Платон, Аристотель. — М. : Эксмо : СПб., Terra fantastica, 2003. — 859 с.
25. Роуз Р. Россия как общество песочных часов : Конституция без граждан // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. — 1998. — № 2 (23). — С. 70–77.
26. Рыбак С. В. Римское право : учебник. — М. : Юстиция, 2021. — 284 с.
27. Сергеев Н., Фадеев А. Завершение формирования плюралистического авторитаризма в Республике Беларусь перед выборами 2019–2020 гг. // Постсоветский материк. — 2019. — № 3 (23) — С. 5–33.
28. Скурко П. Брестский мир и таинственный Ворон. Гид по украинским местам Бреста // Наша история. — 2020. — № 12 (29). — С. 32–42.
29. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. — М. : Изд-во полит. литературы, 1963. — 544 с.
30. Ханько Д. Н. Конституционно-правовой статус республиканского главы государства: особенности правового регулирования // Весн. Беларус. гос. ун-та. — 2012. — № 2. — С. 102–106.
31. Черниловский З. М. Институт президентуры в свете исторического опыта // Советское государство и право. — 1991. — № 6. — С. 110–116.
32. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран : учебник. — 9-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : Инфра-М, 2019. — 528 с.
Рецензия
Для цитирования:
Скороход И.Г. Глава государства — функция Президента Республики Беларусь. Lex russica. 2021;74(7):148-160. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2021.176.7.148-160
For citation:
Skorokhod I.G. Head of State: Function of the President of the Republic of Belarus. Lex Russica. 2021;74(7):148-160. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2021.176.7.148-160