Preview

Lex Russica. Закон русский

Расширенный поиск

Коалиционные соглашения между политическими партиями: зарубежный опыт и российские перспективы

https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.122.1.172-185

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируются основные подходы к теории и практике заключения коалиционных соглашений между политическими партиями в зарубежных государствах. По мнению автора, данный опыт может быть полезен в российской практике. Отдельно рассматривается вопрос о возможности судебной защиты данных соглашений, при этом приводятся до этого не освещавшиеся в российской юридической науке израильская и немецкая правовые доктрины по данному вопросу. Констатируется, что существует и проблема облечения политических решений в юридическую форму. Например, политическая элита принимает решение, согласно которому определенные политические силы не должны допускаться к представительству в парламенте. Это политическое решение может быть оформлено в виде конкретных законодательных актов. Конечно, это скорее негативный пример, но он показывает, что право, по сути, может выступать в качестве инструмента легитимации политических решений. Другой пример: модель процесса принятия решений, которой пользуются внутри политической партии, может быть трансформирована в механизм на законодательном уровне. Выделяются следующие компоненты, которые, как правило, присутствуют в коалиционных соглашениях: основы государственной политики в различных сферах; распределение постов в правительстве, процедурные вопросы, в том числе порядок формирования различных органов коалиции и порядок принятия ими решений. Делается вывод, что предметом соглашения между политическими партиями в Государственной Думе могут быть, пожалуй, лишь совместные действия, в частности голосование по определенным законопроектам либо за или против конкретной кандидатуры (кроме Председателя Правительства), чье назначение относится к компетенции нижней палаты, например при голосовании по вопросу об утверждении кандидатуры Председателя Счетной палаты Российской Федерации. Другое дело, что такие соглашения, скорее всего, будут носить характер устных договоренностей, заключаемых ad hoc (несмотря на то, что план законодательной работы Государственной Думы утверждается заранее), при этом переговорный процесс будет носить очень быстрый характер.

Об авторе

С. С. Заикин
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Россия


Список литературы

1. Гельман В. Я. Сильная исполнительная власть: Президент и его Правительство // Политическая социология и современная российская политика / под ред. Г. В. Голосова, Е. Ю. Мелешкиной. - СПб., 2000.

2. Краснов М. А., Шаблинский И. Г. Российская система власти: треугольник с одним углом. - М., 2008.

3. Мониторинг конституционных новостей. Декабрь 2012 - январь 2013 года // Сравнительное конституционное обозрение. - 2013. - № 1.

4. Одинцова М. И. Экономика права. - М., 2007.

5. Krezmer D. Political Agreements - a critical introduction // Israel Law Review. - 1992. - Vol. 26. - Nо. 4.

6. Zamir I. Political Contracts // Israel Law Review. - Vol. 26. - Nо. 4.


Для цитирования:


Заикин С.С. Коалиционные соглашения между политическими партиями: зарубежный опыт и российские перспективы. Lex Russica. Закон русский. 2017;(1):172-185. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.122.1.172-185

For citation:


Zaikin S.S. The Coalition Agreement between the Political Parties: Foreign Experience and Russian Perspectives. Lex Russica. 2017;(1):172-185. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.122.1.172-185

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)