Preview

Lex russica

Расширенный поиск

Свобода мирных собраний в оценках и выводах Венецианской комиссии и российское законодательство

https://doi.org/10.17803/1729-5920.2022.191.10.068-081

Резюме

   Статья посвящена учету в российском конституционном законодательстве правовых позиций Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианской комиссии) в сфере свободы мирных собраний. Свобода мирных собраний тесно связана с политической борьбой, взаимоотношениями гражданского общества с властью, она закрепляется на конституционном уровне и поэтому является чувствительной темой в правоприменительной практике и актуальной в специальных научных исследованиях, которых в российской и зарубежной науке конституционного права на сегодня имеется незначительное количество. Поэтому настоящая статья применительно к Российской Федерации ставит своей целью восполнить данный пробел. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа Руководящих принципов Венецианской комиссии по закреплению свободы мирных собраний в законодательстве европейских государств. Автором использовались следующие методы исследования: сравнительно-правовой, логический, институциональный, формально-юридический, сравнительно-правовой. В статье исследованы правовые принципы Венецианской комиссии по свободе мирных собраний и степень их учета в конституционном законодательстве Российской Федерации. Сделан вывод об узком понимании свободы мирных собраний, отраженном в формулировке «право собираться мирно, без оружия». В этой связи федеральный закон о собраниях посвящен не столько свободе мирных собраний, сколько праву собираться мирно, которое может быть ограничено государством в большей степени, чем свобода мирных собраний. Это создало основу для позитивистского регулирования свободы мирных собраний с широкими полномочиями органов публичной власти и возможностью ограничения права собираться мирно, без оружия, в то время как государство, по мнению Венецианской комиссии, должно создавать адекватные механизмы и процедуры для обеспечения того, чтобы свобода мирных собраний не подвергалась чрезмерному бюрократическому регулированию. Конституционный Суд РФ в значительной степени корректировал российское законодательство о публичных мероприятиях, приближая его к правовым позициям, выработанным Венецианской комиссией.

Об авторах

В. В. Гошуляк
Пензенский государственный университет
Россия

Виталий Владимирович Гошуляк, доктор юридических наук, профессор, директор

юридический институт

440026

Красная ул., д. 40

Пенза



Г. В. Синцов
Пензенский государственный университет
Россия

Глеб Владимирович Синцов, доктор юридических наук, профессор, проректор по международной деятельности

440026

Красная ул., д. 40

Пенза



Список литературы

1. Афанасьев С. Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России / С. Афанасьев // Сравнительное конституционное обозрение. — 2019. — № 4. — С. 131–143.

2. Березин А. А. Административно-правовое противодействие нарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность при проведении публичных мероприятий : автореф. дис. … канд. юрид. наук / А. А. Березин. — Саратов, 2015. — 26 с.

3. Вдовиченко К. Г. Уголовно-правовое противодействие преступлениям в сфере организации и проведения публичных массовых мероприятий : автореф. дис. … канд. юрид. наук / К. Г. Вдовиченко. — Краснодар, 2015. — 24 с.

4. Кондрашев А. А. Свобода собраний в России: системные дефекты законодательства и политико-правовая практика / А. А. Кондрашев // Сравнительное конституционное обозрение. — 2017. — № 6. — С. 24–44.

5. Костылева Е. Д. Соотношение позиций Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека по защите личных и политических прав / Е. Д. Костылева // Современный юрист. — 2019. — № 4 (29). — С. 80–95.

6. Международные акты о правах человека / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. — М., 1998. — 784 с.

7. Саленко А. В. Конституционно-правовое значение свободы мирных собраний: доктринальные и судебные подходы в России и Германии / А. В. Саленко // Российский юридический журнал. — 2019. — № 5 (128). — С. 9–17.

8. Саленко А. В. Свобода мирных собраний в Российской Федерации: несколько тезисов об актуальных проблемах / А. В. Саленко // Журнал российского права. — 2018. — № 1 (253). — С. 118–127.

9. Самбор Н. А. Административно-правовые аспекты права на свободу мирных собраний в Российской Федерации и ее судебная защита / Н. А. Самбор // Административное право и процесс. — 2021. — № 3. — С. 47–54.

10. Тарибо Е. В. Проблемы реализации свободы выражения мнений и свободы собраний в практике конституционного правосудия / Е. В. Тарибо // Конституционное и муниципальное право. — 2018. — № 2. — С. 20–31.

11. Храмова Т. М. Ограничения конституционной свободы собраний: сравнительно-правовой анализ : автореф. дис. … канд. юрид. наук / Т. М. Храмова. — М., 2015. — 31 с.

12. Яковенко М. А. Конституционное право граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий: теоретические и практические аспекты : автореф. дис. … канд. юрид. наук / М. А. Яковенко. — М., 2012. — 31 с.

13. Basil S. Alexander. Exploring a More Independent Freedom in Peaceful Assembly in Canada // Western Journal of Legal Studies. — 2018. — V. 8.

14. Hoffmann-Riem W. The Venice Commission of the European Council — Standards and Impact // The European Journal of International Law. — 2014. — Vol. 25. — № 2.


Рецензия

Для цитирования:


Гошуляк В.В., Синцов Г.В. Свобода мирных собраний в оценках и выводах Венецианской комиссии и российское законодательство. Lex russica. 2022;75(10):68-81. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2022.191.10.068-081

For citation:


Goshulyak V.V., Sintsov G.V. Freedom of Assembly in Opinions and Reports of Venice Commission and Russian Legislation. Lex Russica. 2022;75(10):68-81. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2022.191.10.068-081

Просмотров: 325


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)
ISSN 2686-7869 (Online)