Preview

Lex russica (Русский закон)

Расширенный поиск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ДОХОДОВ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.123.2.070-079

Полный текст:

Аннотация

В статье исследуются проблемы правового регулирования публичных доходов. Отмечая усложнение финансовой деятельности государства и местного самоуправления, использование в целях удовлетворения публичных интересов не только доходов бюджетов бюджетной системы РФ, но и доходов различных децентрализованных фондов денежных средств, в том числе находящихся в частной собственности (например, фондов негосударственных пенсионных фондов, агентства по страхованию вкладов, капитального ремонта), автор предлагает вместо категории «государственные (муниципальные) доходы» использовать более емкий термин «публичные доходы». Употребление данного термина, объединяющего все доходы всех публичных фондов денежных средств, позволит системно исследовать все общественные отношения в области формирования используемых в публичных целях фондов денежных средств. Выявлены проблемы сферы правового регулирования публичных доходов. Автором проведен анализ современного состояния сферы публичных доходов с точки зрения финансового права как отрасли законодательства и как отрасли права. В статье отмечается разрозненность нормативных правовых актов, наличие значительных коллизий. Уделено внимание проблемам закрепления системы обязательных бюджетных доходов, трудностям при определении перечня обязательных платежей, отсутствию единства терминологии. Исследованы в качестве системообразующих категорий «обязательные платежи» и «налоги и сборы». Автором обращается внимание на размывание границ публично-правового регулирования и использование гражданско-правовых методов при взимании публичных платежей (например, система природоресурсных платежей). Отмечено отсутствие финансово-правового регулирования сферы обязательных платежей, зачисляемых в децентрализованные денежные фонды. В статье показано, что соответствующая сфера правовой теории также не позволяет дать ответы на возникающие вопросы. В настоящее время не выделяется обособленный блок всех норм, регулирующих все отношения в области формирования публичных денежных фондов. Проведенное в статье исследование позволило прийти к выводам о необходимости совершенствования публичных доходов в двух направлениях - улучшение законодательного регулирования публичных доходов, устранение имеющихся пробелов и коллизий, а также формирование обособленного, самостоятельного финансово-правового института - института публичных доходов, что позволит комплексно исследовать все проблемы в области формирования публичных фондов и совершенствовать правовое регулирование данной сферы.

Об авторе

Н. В. Васильева
Байкальский государственный университет ; Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Россия


Список литературы

1. Грачева Е. Ю. Государственный финансовый контроль как важнейший инструмент обеспечения публичных интересов в условиях рынка // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2014. - № 4.

2. Грачева Е. Ю. К вопросу о сущности финансового права // Федеральные и региональные аспекты финансового права: круглый столк, посвященный 75-летию академика Н. И. Химичевой: тезисы выступлений (2-3 октября 2003 года) / под ред. Е. В. Покачаловой. - Саратов, 2004.

3. Крохина Ю. А. Финансовое право России. - М., 2007.

4. Нечай А. А. Проблемы правового регулирования публичных расходов // Очерки финансово-правовой науки современности / под общ. ред. Л. К. Вороновой, Н. И. Химичевой. - М.; Харьков, 2011.

5. Реут А. В. Понятие и элементы системы налогов и сборов // Финансовое право. - 2012. - № 1.

6. Седельникова Р. И. К вопросу о праве собственности на местный бюджет в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 9 (58) сентябрь.

7. Сергеев А. А. Разграничение налоговых и неналоговых платежей: конституционно-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 1.

8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1962.

9. Финансовое право / отв. ред. Н. И. Химичева. - М., 2012.

10. Халфина Р. О. Право как средство социального управления. - М., 1988.

11. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О связи" в связи с запросом Думы Корякского автономного округа».

12. Определение Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2008 г. № 1079-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рябинина Дениса Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 23 Федерального закона "Об оружии" и постановлением Правительства Российской Федерации "О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом 'Об оружии', а также за продление их действия"» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. № 3.

13. Проект Федерального закона № 1040802-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)» // URL: http://static. consultant.ru/obj/file/doc/fz_110416.pdf (дата обращения: 21 апреля 2016 г.).

14. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 3.

15. Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2007 г. № 326-О-П «По жалобе гражданина Седа-чева Алексея Владимировича на нарушение его конституционных прав статьями 4, 8, 9, 333.16, подпунктом 36 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации", пунктами 3 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1992 г. № 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации"» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. № 4.

16. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2006 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О связи" в связи с запросом Думы Корякского автономного округа» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. № 3.

17. Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 283-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 8 "О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров"» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. № 2.

18. Определение Московского городского суда от 13 ноября 2015 г. № 4г/5-11333/2015 «Об отказе в передаче кассационной жалобы на судебные акты по делу о взыскании задолженности по налогу и пени для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции».

19. СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

20. Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 15. Ст. 492.

21. СЗ. 2007. № 46. Ст. 5553


Для цитирования:


Васильева Н.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ДОХОДОВ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД. Lex russica (Русский закон). 2017;(2):70-79. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.123.2.070-079

For citation:


Vasilyeva N.V. IMPROVING PUBLIC REVENUE: A SYSTEMATIC APPROACH. Lex Russica. 2017;(2):70-79. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.123.2.070-079

Просмотров: 28


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)
ISSN 2686-7869 (Online)