Preview

Lex russica

Расширенный поиск

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.123.2.223-228

Резюме

Статья посвящена малоисследованной проблеме конституционно-правового регулирования системы образования, его оценке как конституционной ценности. Проанализирован правовой аспект реформы образования, ведущейся в течение последних двух десятилетий. Данный процесс рассматривается в качестве двухэтапного. Отмечается, что на первом этапе (1990-е гг.) имело место хроническое недофинансирование образовательной системы, был нанесен удар по морально-нравственным основам российского общества, подрывающий уважение к учительскому и преподавательскому труду. Результатом этого стал уход из средней и высшей школы большинства высококвалифицированных специалистов. В течение второго этапа (2000-е гг.) ломке стала подвергаться собственно матрица отечественного образовательного процесса. К этому периоду автор относит повсеместное введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ), внедрение двухступенчатой системы образования «бакалавриат - магистратура», создание балльно-рейтиноговой системы как универсального критерия оценки знаний студентов и многие другие дополнительные новации. В статье анализируются наиболее негативные последствия реформы образования: а) падение социального статуса учителя и преподавателя; б) бюрократизация системы образования; в) ликвидация централизованной системы образовательных критериев и эталонов; г) введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) как средства приема в вузы; д) внедрение системы «бакалавриат - магистратура»; е) введение балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов. Проведен детальный анализ Федерального закона «Об образовании в РФ», принятого в 2012 г., особое внимание уделено правовым конструкциям, способным, по мнению автора, привести к наиболее опасным результатам. Предлагаются пути выхода из создавшейся сложной ситуации и связанных с этим необходимых направлений общественной и государственной деятельности. Обосновывается тезис, что законопроект «О народном образовании», предложенный к принятию в Государственной Думе фракцией КПРФ осенью 2012 г., оказался бы во многом созвучен современным реалиям. Анализируются преимущества указанного документа по сравнению с действующим законодательством.

Об авторе

А. Л. Сергеев
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Россия


Список литературы

1. Бондарь Н. С. Российское юридическое образование как конституционная ценность: национальные традиции и космополитические иллюзии. - М., 2013.

2. Рукшин С. Е. Дошли до точки невозврата // Санкт-Петербургские ведомости. - 2012. - 23 нояб.

3. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?0penAgent&RN=11928-6&02

4. СЗ РФ, 2012. № 53. Ст. 7598.

5. Кара-Мурза С. Г. О реформе образования // URL: http://polinka.gorod.tomsk.ru/ index-1289373607.php.


Рецензия

Для цитирования:


Сергеев А.Л. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Lex russica. 2017;(2):223-228. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.123.2.223-228

For citation:


Sergeev A.L. CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF THE EDUCATIONAL REFORM IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS. Lex Russica. 2017;(2):223-228. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.123.2.223-228

Просмотров: 419


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)
ISSN 2686-7869 (Online)