Preview

Lex Russica. Закон русский

Расширенный поиск

Государство-фантом или воображаемый полис (греческие мотивы)

https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.124.3.029-073

Полный текст:

Аннотация

В статье исследуется важный для политико-правовой истории аспект - формирование и истоки такого феномена, каким являлась политическая утопия. Ее классическим образцом была «политейя» Платона, которая формировалась в борьбе с идеологией и концепциями греческих софистов и политических демагогов. Актуальность темы непреходяща, поскольку вся последующая политическая история Европы протекала под знаком этой платоновской утопии. В качестве модели она была воспринята как демократическими, так и тоталитарными идеологами современного мира. В греческом «фантомном» государстве диалектически сочетались черты широкой демократии и тирании. Полис представлял собой одновременно территориальное, пространственное образование и духовно-символическое единство, своеобразную «матрицу», из которой позже рождалась современная государственность. Мифологическое мышление придавало полисной политике элементы трансцендентального и сакрального существования. В тех условиях рождалось то, что позже назовут политической мифологией или политической теологией. Диалектика сосуществования двух миров, агрессивности «империи зла», темных хтонических сил - все это в интерпретированном виде будет воссоздано в идеологических войнах более позднего времени. Платону удалось создать идеальную модель государства, задающую стиль и питавшую дух государственности и политики как в эпоху Средневековья, так и особенно в эпоху Возрождения. Именно в это время утопическая модель Платона получила вполне современную интерпретацию. Номос или закон был неотъемлемой частью воображаемого полисного государства, которое нередко с ним отождествлялось. Важнейшие категории правовой и политической науки, такие как справедливость, истина, закон, вина, равенство и др., рассматриваются в данной работе в широком культурном контексте, играя важную роль как в рамках реального полисного устройства, так и в воображаемом государстве Платона. Свой вклад в исследование и разработку проблемы вносили такие мыслители, как Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, В. Дильтей, Ю. Эвола, К. Шмитт, Э. Юнгер и многие другие философы, правоведы и историки. В статье много внимания уделено анализу их позиций и предположений. Главное внимание обращается на анализ такой категории, как закон, и его роли в формировании государства-полиса. При этом одинакова важна роль, отводимая как реальному действию закона, так и его идеальной значимости. Автор статьи обращает внимание на категорию «воображаемого», столь характерную для мифопоэтического восприятия, которым отличалось политическое и правовое сознание в древности. При этом он подчеркивает и актуальность этой категории - без фактора воображения невозможны ни активная политическая деятельность, ни продуктивное законодательствование. Греческие мотивы до сих пор звучат и в современной политической жизни.

Об авторе

И. А. Исаев
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Россия


Список литературы

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. - М., 2001.

2. Анкерсмит Ф. Политическая репрезентация. - М., 2012.

3. Арендт Х. Vita active, или О деятельной жизни. - СПб., 2000.

4. Беньямин В. Происхождение немецкой барочной драмы. - М., 2002.

5. Вен П. Греки и мифология. - М., 2003.

6. Вико Дж. Основание новой науки об общей природе наций. - Л., 1940.

7. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. - М., 1991.

8. Гартман Н. Этика. - СПб., 2002.

9. Гвардини Р. Гельдерлин. Картина мира и вдохновенность. - СПб., 2015.

10. Голосовкер Я. Логика мифа. - М., 1987.

11. Грейвс Р. Мифы древней Греции. - М., 1992.

12. Дарби Нок А. Обращения. - СПб., 2001.

13. Дильтей В. Введение в науки о духе. - М., 2000.

14. Иванов В. Дионис и прадионисийство. - СПб., 1994.

15. Кассирер Э. Философия символических форм. - М. - СПб., 2002.

16. Каччари М. Геофилософия Европы. - М., 2004.

17. Кереньи К Мифология. - М., 2012.

18. Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лицами. - Киев, 1997.

19. Лисович И. Скальпель разума и крылья воображения. - М., 2015.

20. Маяцкий М. Спор о Платоне. - М., 2012.

21. Ницше Ф. Греческое государство // Философская проза. - Минск, 2000.

22. Плутарх. Сочинения. - СПб., 2008.

23. Радбрук Г. Философия права. - М., 2004.

24. Ранк О. Миф о рождении героя. - М., 1997.

25. Ролз Дж. Теория справедливости. - М., 2009.

26. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. - М., 1996.

27. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

28. Уайт Л. А. Государство-Церковь: его формы и функции // Анатомия исследований культуры. - СПб., 1997.

29. Уэст Д. Континентальная философия. - М., 2015.

30. Фестюжьер А.-Ж. Созерцание и содержательная жизнь по Платону. - СПб., 2009.

31. Фрейнденберг О. Миф и литература древности. - Екатеринбург, 2007.

32. Фуко М. Безопасность, территория, население. - СПб., 2011.

33. Шмитт К. Политическая теология. - М., 2000.

34. Шпанн О. Философия истории. - СПб., 2005.

35. Шпрангер Э. Формы жизни. - М., 2014.

36. Штраус Л. Введение в политическую философию. - М., 2000.

37. Шюре Э. От Сфинкса до Христа. - М., 2000.

38. Эвола Ю. Империя солнца. - Тамбов, 2010.

39. Эдингер Э. Душа в античности. - М., 2015.


Для цитирования:


Исаев И.А. Государство-фантом или воображаемый полис (греческие мотивы). Lex Russica. Закон русский. 2017;(3):29-73. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.124.3.029-073

For citation:


Isaev I.A. A Phantom State or an Imaginary Polis (Greek motifs). Lex Russica. 2017;(3):29-73. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.124.3.029-073

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)