Preview

Lex russica

Расширенный поиск

Порядок формирования конституционных (уставных) советов субъектов РФ: проблемы и решения

https://doi.org/10.17803/1729-5920.2023.197.4.094-105

Резюме

Упразднение конституционных (уставных) судов субъектов РФ как специализированных органов правовой охраны Основного закона поставило перед субъектами РФ задачу формирования новых механизмов обеспечения конституционной законности. Вместе с тем федеральный законодатель, разрешив создание конституционных (уставных) советов субъектов РФ, не определил ни их статуса, ни порядка их формирования. В то же время именно порядок формирования зачастую определяет реальное место и роль в системе публичной власти, а нерешенность этого вопроса будет препятствовать созданию конституционных (уставных) советов в субъектах РФ. Кроме того, именно порядку формирования состава (а не компетенции или порядку работы) уделено основное внимание в трех законах об уже созданных конституционных советах в Республиках Якутия, Адыгея и Башкирия. В публикации анализируется опыт формирования органов конституционной охраны Основного закона и прежде всего конституционных (уставных) судов субъектов РФ как исторических предшественников конституционных (уставных) советов. Изучается проблематика установления требований к кандидатам в члены конституционных (уставных) советов субъектов РФ. Анализируется порядок формирования конституционных советов в Якутии, Адыгее и Башкирии. Обосновываются три наиболее вероятные модели формирования конституционных (уставных) советов субъектов РФ. В качестве оптимальной модели предлагается установить назначение членов конституционного (уставного) совета исключительно законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ по представлению широкого круга государственных органов, должностных лиц и организаций (а не только по представлению главы субъекта РФ). Предлагается также установить раздельные сроки для внесения кандидатур в парламент субъекта РФ и для последующего принятия решения по ним. При этом срок для внесения кандидатур в палату парламента должен быть достаточным для надлежащего оповещения и подбора кандидатов и должен составлять не менее трех месяцев, тогда как срок принятия решения по кандидатурам может и должен быть по возможности коротким (например, один месяц). Предлагается тиражировать опыт Конституционного совета Адыгеи, председатель, заместитель председателя и секретарь которого избирается конституционными советники Адыгеи из своего состава.

Об авторах

А. В. Савоськин
Уральский государственный экономический университет; Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева
Россия

Савоськин Александр Владимирович, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и международного права; профессор кафедры конституционного права

Комсомольская ул., д. 21, г. Екатеринбург, Россия, 620137



В. В. Курятников
Южно-Уральский государственный университет
Россия

Курятников Виталий Владимирович, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права

просп. Ленина, д. 76, г. Челябинск, Россия, 454080



Список литературы

1. 25 лет конституционной юстиции на Урале / под ред. В. Ю. Пантелеева. — Екатеринбург, 2021. — 300 с.

2. Бурдин Д. А. Современные модели формирования судейского корпуса в зарубежных странах // Право и политика. — 2015. — № 3 (183). — С. 368–372.

3. Иванова Е. Л. Проблемы законодательного регулирования механизма назначения состава конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Российская юстиция. — 2017. — № 8. — С. 48–51.

4. Игнатенко В. В., Петров А. А., Праскова С. В. Учреждение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации: основные правовые проблемы и пути их решения (на опыте Иркутской области) // Журнал конституционного правосудия. — 2015. — № 5. — С. 20–28 ; № 6. — С. 20–28.

5. Казанцев А. О., Савоськин А. В. В Челябинской области незаконно упразднен Уставный суд // Конституционное и муниципальное право. — 2014. — № 6. — С. 48–52.

6. Казанцев А. О., Савоськин А. В. История создания Уставного суда Свердловской области (к 25-летию Устава Свердловской области) // Журнал конституционного правосудия. — 2020. — № 2. — С. 19–22.

7. Карасев А. Т., Савоськин А. В. К вопросу об упразднении Уставного суда Челябинской области // Проблемы права. — 2014. — № 2. — С. 36–40.

8. Конституционный контроль в зарубежных странах / под ред. Е. Я. Павлова, Е. А. Кремянской. — М. : МГИМО-Университет, 2015. — 342 с.

9. Кровельщикова В. В. Статус судей конституционных судов земель Германии // Государственная власть и местное самоуправление. — 2006. — № 3. — С. 24–28.

10. Портнова Е. В. Состав и требования к судьям конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Современное право. — 2017. — № 8. — С. 66–70.

11. Худолей К. М. О некоторых вопросах назначения судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Вестник Пермского университета. — 2014. — Вып. 4 (26). — С. 72–82.


Рецензия

Для цитирования:


Савоськин А.В., Курятников В.В. Порядок формирования конституционных (уставных) советов субъектов РФ: проблемы и решения. Lex russica. 2023;76(4):94-105. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2023.197.4.094-105

For citation:


Savoskin A.V., Kuryatnikov V.V. Procedure for the Formation of Constitutional (Statutory) Councils of the Constituent Entities. Lex Russica. 2023;76(4):94-105. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2023.197.4.094-105

Просмотров: 537


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)
ISSN 2686-7869 (Online)