Реализация закона КНР «О высшем образовании» в Китае: достижения, проблемы и пути решения
https://doi.org/10.17803/1729-5920.2023.201.8.109-122
Резюме
Закон КНР «О высшем образовании» является основным нормативным актом в области высшего образования в Китае. Он был принят в 1999 г. и произвел существенное влияние на сферу образования в целом, позволив решить ряд ключевых на тот период проблем. В статье проанализированы соответствующие данные об имеющихся достижениях реализации Закона КНР «О высшем образовании» за период более 20 лет, прошедших с момента его вступления в силу. Качество подготовки кадров неуклонно улучшалось; эффективность, масштаб и структура высшего образования достигли существенных успехов. Закон эффективно гарантировал право граждан на получение высшего образования, постепенно рационализировал внутренние и внешние структуры управления высшими учебными заведениями. Раскрыты также причины фундаментальных проблем; предложены способы совершенствования действующего законодательства и пути решения возникающих проблем, например: создание более научной и эффективной системы оценки и контроля в целях укрепления роли академического совета вузов; совершенствование каналов разрешения академических споров, расширение категорий споров между профессорами и вузами, подсудных судам; сформулированы способы раскрытия информации об оценке уровня высшего образования; ускорена глубокая интеграция современных информационных технологий и преподавания в области образования и т.д. Закон КНР «О высшем образовании» дает более ясные ответы на ряд важнейших вопросов развития высшего образования, таких как взаимоотношения между государством (правительством) и вузами, автономия вузов и внутренняя система управления вузами. Однако с учетом быстрого развития общества, его демократизации и возрастающего интереса к механизмам защиты прав личности институт высшего образования в Китае, во многом построенный на основании анализируемого нормативного акта, едва ли способен далее выполнять свою роль в условиях нового времени.
Об авторе
Цзя ШаосюеКитай
Шаосюе Цзя - доктор юридических наук, Центр международной юридической подготовки и сотрудничества для ШОС
Вайцинсун ш., 7989, р‑н Циппу, г. Шанхай, 201701
Список литературы
1. Chen Baosheng. Student Aid Should Play A Bigger Role in Poverty Alleviation // People’s Daily. — 2019. — 1 March (13). (In Chinese).
2. Dong Xiaoping, Shi Qiuheng. Modernization of China’s higher education assessment system: history, challenges and prospects // Journal of Southwestern University: Social Science Edition. — 2021. — No. 1. — P. 104–110. (In Chinese).
3. Duan Binbin, Sun Xiaobing. From «Management Law» to «Control Law» — Based on The Text Analysis of The Three Editions of «College Students Management Regulations» // Modern University Education. — 2017. — No. 5. — P. 79–85. (In Chinese).
4. Ha Jingxiong. Retrospect and Prospect of Higher Education for Ethnic Minorities in New China // Educational Research. — 2001. — No. 4. — P. 59–65. (In Chinese).
5. Ma Huaide. Study on Degree Law — Suggestions and Reasons for the Amendment of Academic Degrees Ordinance. — Beijing : Legal publishing house, 2014. — 280 p. (In Chinese).
6. Sun Miantao. University Governance: Governing What and How // Educational Research. — 2015. — No. 11. — P. 35–38. (In Chinese).
7. Wang Xigen. Study on the Legal Protection of Educational Equity. — Beijing : China Social Sciences Press, 2012. — 309 p. (In Chinese).
8. Xu Leitao, Haofei. A study on the current situation and characteristics of personnel dispute litigation among teachers in public universities — an empirical perspective based on 134 adjudication documents // Fudan Education Forum. — 2017. — No. 4. — P. 40–46. (In Chinese).
9. Yao Jinju. Research on the Problem of Education Law. — Beijing : Legal Press, 2017. — 253 p. (In Chinese).
10. Yu Shengquan. The future role of artificial intelligence teachers // Open Education Research. — 2018. — No. 1. — P. 16–28. (In Chinese).
11. Zhan Zhongle, Wang Chunlei. Construction of Academic Committee System in University Governance — Comment on the Regulations of Academic Committee in Colleges and Universities // Journal of Peking University: Philosophy and Social Sciences. — 2016. — No. 053(002). — P. 76–83. (In Chinese).
12. Zhan Zhongle. On the Perfection of Teachers Appeal System in China’s Colleges and Universities // Chinese Educational Law Review. — 2008. — No. 6. — P. 105–134. (In Chinese).
Рецензия
Для цитирования:
Шаосюе Ц. Реализация закона КНР «О высшем образовании» в Китае: достижения, проблемы и пути решения. Lex russica. 2023;76(8):109-122. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2023.201.8.109-122
For citation:
Shaoxue J. Implementation of the Law of the People’s Republic of China «On Higher Education» in China: Achievements, Problems and Solutions. Lex Russica. 2023;76(8):109-122. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2023.201.8.109-122