Правовое регулирование трансграничных отношений в сфере электронной торговли в контексте параллельного импорта
https://doi.org/10.17803/1729-5920.2024.211.6.009-022
Резюме
Продажа товаров на маркетплейсах, включая внешнеторговую деятельность, активно распространяется в современном мире и создает серьезную конкуренцию классической (офлайн) торговле. Маркетплейсы как электронные торговые площадки в широком смысле зачастую заинтересованы в реализации новых, стабильных подходов к продаже товаров, в том числе трансграничной внешнеторговой деятельности, с тем чтобы предложить онлайн-покупателям широкий выбор товаров по конкурентоспособным ценам. Одной из стратегий, которую используют продавцы и владельцы бизнеса на маркетплейсах для достижения этой цели, является параллельный импорт. Так как внешнеторговая деятельность с использованием инструментов параллельного импорта предполагает, по сути, перепродажу на внутреннем рынке товаров, которые произведены за рубежом и ввезены для реализации в конкретном государстве без согласия правообладателя, а также маркированы товарным знаком правообладателя или в которых выражены иные результаты интеллектуальной деятельности (релевантные с точки зрения проблематики исчерпания исключительного права, в частности объекты патентных прав), трансграничные возможности маркетплейсов представляются оптимальным пространством для реализации товаров, ввезенных по параллельному импорту. При этом особенности именно трансграничной электронной торговли порождают новейшие вызовы, связанные с распространением контрафактной продукции, нарушением интеллектуальных прав третьих лиц, требований законодательства страны сбыта о рекламе, защите конкуренции, защите прав потребителей.
Ключевые слова
Об авторе
Б. А. ШахназаровРоссия
Шахназаров Бениамин Александрович, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры международного частного права
д. 9, Садовая-Кудринская ул., г. Москва 125993
Список литературы
1. Кошкин В. Российские маркетплейсы создали единую информационную систему по борьбе с контрафактом // URL: https://rg.ru/2022/08/09/marketplejsy-sozdali-edinuiu-informacionnuiu-sistemu-po-borbe-skontrafaktom.html (дата обращения: 16.03.2024).
2. Полякова Д. Нарушение интеллектуальных прав на маркетплейсах: как найти и как бороться // URL: https://www.garant.ru/gardium/guide/kontrafakt-na-marketpleyce/ (дата обращения: 15.03.2024).
3. Шахназаров Б. А. Отдельные вопросы реализации правового режима параллельного импорта и смежные проблемы правовой охраны интеллектуальной собственности в России в условиях санкций // Lex russica. 2023. Т. 76. № 10. С. 74–75.
4. Ayala N. What Is Parallel Import? Here’s What Amazon Sellers Should Know. July 21, 2023 // URL: https://www.sellersnap.io/what-is-parallel-imports-on-amazon/ (дата обращения: 11.03.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Шахназаров Б.А. Правовое регулирование трансграничных отношений в сфере электронной торговли в контексте параллельного импорта. Lex russica. 2024;77(6):9-22. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2024.211.6.009-022
For citation:
Shakhnazarov B.A. Legal Regulation of Cross-Border Relations in E-commerce in the context of Parallel Imports. Lex Russica. 2024;77(6):9-22. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2024.211.6.009-022