Preview

Lex russica (Русский закон)

Расширенный поиск

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.127.6.178-188

Полный текст:

Аннотация

В статье оценивается опыт работы вузов в соответствии с требованиями нового ФГОС ВО по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации). Эмпирической основой явилось проведенное авторами социологическое исследование, репрезентативность результатов которого обусловлена привлечением к опросу аспирантов разных научных специальностей, курсов, форм обучения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Анализ итогов анкетирования, опыт проведения занятий с аспирантами, работа в научных журналах, членство в диссертационных советах, собственная многолетняя научно-исследовательская деятельность позволили авторам сформулировать ряд выводов и предложений. В целом обоснованным признан концептуальный «разворот» модели аспирантуры в сторону образовательной компоненты. Однако выявленное в ходе анкетирования желание аспирантов снизить аудиторную нагрузку, в том числе по причине ее частичного дублирования с программами магистратуры (специалитета), ставит задачу модернизации учебного процесса. Намеченные в статье положения направлены на изменение методики проведения лекционных и практических занятий, усиление внимания к самостоятельной работе студентов и ее формам. Нивелировать повторение программ разных уровней предлагается за счет формирования дополнительных профессиональных компетенций аспирантов, пути освоения которых определены в статье. Преодоление проблем в научно-исследовательской деятельности видится через придание самим научным исследованиям аспирантов апробации их результатов ключевого характера. В числе основных задач: постоянный поиск актуальных форм сотрудничества, вовлечение аспирантов в научную деятельность кафедры и вуза в целом. Формами активизации научной деятельности аспирантов может стать закрепление обязательности их участия в организации кафедральных научных мероприятий с последующей подготовкой обзоров, ежегодных выступлений с докладами на конференциях (круглых столах, симпозиумах), помощи преподавателю в работе научного кружка, привлечения к выполнению научно-исследовательских проектов кафедры, деятельности в научно-образовательных центрах и других «рамочных» структурах вузов. Позитивно оценивая выведение этапа защиты диссертации за пределы образовательной программы, авторы высказывают мнение, что такая модель будет способствовать появлению необходимого временного люфта и позволит обучающимся посвятить последний год обучения в аспирантуре работе над содержанием диссертации, а не процедуре ее защиты. При этом показано, что в пределах программы аспирантуры остается основная работа по подготовке диссертации и ее апробации. Через призму проблематики качества экспертизы результатов научных исследований сконцентрировано внимание на роли Перечня ВАК, включающего журналы, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации. Осветив основные направления реформирования указанного Перечня, авторы пришли к выводу, что его эффективная модель до сих пор не найдена.

Об авторах

И. В. Ершова
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Россия


О. А. Тарасенко
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Россия


Список литературы

1. Ершова И.В., Енькова Е.Е. Самостоятельная работа студентов: теоретико-прикладные лакуны и коллизии // Юридическое образование и наука. - 2017. - № 2.

2. Ершова И.В., Кудряшова Е.О., Тарасенко О.А. Предпринимательское право в условиях многоуровневой системы высшего юридического образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 6.

3. Жаворонкова Н.Г., Шишканова И.А., Шпаковский Ю.Г. Новая модель аттестации научных кадров высшей квалификации: проблемы и перспективы // Lex Russica. - 2017. - № 5.

4. Тарасенко О.А. Формирование дополнительных профессиональных компетенций в системе многоуровневого образования по направлению подготовки «Юриспруденция» // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2016. - № 11.

5. Shishkanova, I.A., Pakhomov, S.I., Gurtov V.A., Pennie, I.V. Criteria for Assessing the Activities of Dissertational Councils for the Transformation of the National Network of Personnel Certification of VNK // Topical Issues of Russian Law. - 2017. - No.4.


Для цитирования:


Ершова И.В., Тарасенко О.А. ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Lex russica (Русский закон). 2017;(7):178-188. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.127.6.178-188

For citation:


Ershova I.V., Tarasenko O.A. TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL IN THE SYSTEM OF LEGAL EDUCATION: EXPERIENCE IN SOCIOLOGICAL RESEARCH. Lex Russica. 2017;(7):178-188. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.127.6.178-188

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)