Preview

Lex russica

Расширенный поиск

Манипулятивное поведение в потребительских правоотношениях

https://doi.org/10.17803/1729-5920.2025.220.3.031-040

Резюме

Идеи равенства и свободы договора в гражданских правоотношениях являются гармоничными и конструктивными исключительно в условиях их ограничения. Один из факторов, требующих установления границ, — наличие в правоотношениях слабой стороны, в частности потребителя. Статья посвящена изучению манипулирования в отношении непрофессиональных участников гражданского оборота. Автор предпринимает попытку правовой оценки новых методов воздействия на волю потребителя, направленных на формирование мнимой воли для заключения договора (нейромаркетинга). Предлагает определение понятия манипулятивного поведения в правоотношениях, выделяет его признаки. Делается вывод о том, что введение в заблуждение, а также обман потребителя и манипулирование — это различные правовые явления. Обосновывается, что манипулятивное поведение является разновидностью злоупотребления правом. На примере судебной практики Пермского края автор анализирует эффективность возможных способов защиты при манипулятивном воздействии, а именно: ст. 10, 168, 178, 428 ГК РФ. Отмечается предпочтительность признания сделки, заключенной при помощи манипулирования, недействительной по основаниям ст. 10 и 168 ГК РФ. 

Об авторе

О. Н. Гуляева
Пермский государственный национальный исследовательский университет; Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Гуляева Ольга Николаевна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса; ассистент кафедры гражданского и предпринимательского права 

д. 15, Букирева ул., г. Пермь 614068

 



Список литературы

1. Бакулин А. Ф. Судебная защита слабой стороны предпринимательского договора // Судья. 2019. № 8. С. 20–27.

2. Бахилин И. В. Последствия манипулирования подсудностью в суде первой инстанции // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2023. № 3. С. 58–66.

3. Богданов Е. В. Психологические аспекты гражданско-правовой сделки // Современное право. 2024. № 3. С. 64–72.

4. Волков А. В. Свобода воли в гражданском праве // Юристъ-Правоведъ. 2010. № 5. С. 57–62.

5. Галяшина Е. И. Лингвистические признаки манипуляции: поможет ли экспертиза выявить недобросовестность бизнес-партнера? // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2024. № 1. С. 33–35.

6. Гутников О. В., Чагина Е. М. Защита интересов потребителей при регулировании электронной торговли // Право и бизнес. 2023. № 4. С. 8–15.

7. Двадцать пять лет российскому акционерному закону: проблемы, задачи, перспективы развития / отв. ред. Д. В. Ломакин. М. : Статут, 2021. 414 с.

8. Демидов Э. А. Правовые прецеденты в регулировании злоупотребления субъективными правами и судебная практика // Современное право. 2024. № 4. С. 83–86.

9. Иванников В. А. Воля // Национальный психологический журнал. 2010. № 1 (3). С. 97–102.

10. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. Век XXI. М. : Эксмо, 2015. 641 с.

11. Лютов Н. Л. Трудовые отношения с коллективным работодателем: перспективы правового регулирования // Lex russica. 2018. № 12. С. 9–17.

12. Переговоры в гражданском праве и цивилистическом процессе : монография / Р. Ю. Банников, О. И. Величкова, Е. А. Евтухович [и др.] ; под ред. Е. И. Носыревой, Д. Г. Фильченко. М. : Статут, 2023. 272 с.

13. Предпринимательское право : учебник / В. В. Акинфиева, Е. В. Аристов, А. Б. Афанасьев [и др.] ; под ред. В. Г. Голубцова. 2-е изд. М. : Статут, 2023. 482 с.

14. Сенина Ю. Л. Категория воли в гражданском праве России (в аспекте гражданско-правовой сделки) : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2006. 27 с.

15. Хабриева Т. Я., Ковлер А. И., Курбанов Р. А. Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации : монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М. : Норма, Инфра-М, 2023. 384 с.

16. Харитонова А. А. Бездействие в гражданском праве: определение понятия // Пролог : журнал о праве. 2021. № 4. С. 35–45.

17. Церковников М. А. О специальной защите слабой стороны в договоре присоединения // Закон. 2021. № 9. С. 42–47.

18. Шендо М. В., Свиридова Е. В. Маркетинговые инструменты манипуляции потребительским сознанием // Вестник АГТУ. Серия «Экономика». 2018. № 3. С. 110–118.


Рецензия

Для цитирования:


Гуляева О.Н. Манипулятивное поведение в потребительских правоотношениях. Lex russica. 2025;78(3):31-40. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2025.220.3.031-040

For citation:


Gulyaeva O.N. Manipulative Behavior in Consumer Legal Relations. Lex Russica. 2025;78(3):31-40. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2025.220.3.031-040

Просмотров: 104


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)
ISSN 2686-7869 (Online)