Концептуальные основы модели правового регулирования научной кооперации на базе университетских кампусов международного уровня
https://doi.org/10.17803/1729-5920.2025.221.4.136-145
Резюме
Создание сети современных университетских кампусов международного уровня требует разработки универсальной организационно-правовой модели. По мнению авторов, эффективная модель должна учитывать как публичный интерес, так и интересы всех заинтересованных сторон — участников таких кампусов. Авторы приходят к заключению, что успешная реализация федерального проекта по созданию сети университетских кампусов международного уровня возможна только при комплексном подходе, включающем институциональную, ценностную и идеологическую составляющие. Сравнение зарубежного и отечественного опыта позволяет утверждать, что российская модель должна учитывать специфику национального контекста. В работе предложен системный анализ различных моделей правового регулирования, на базе нескольких правовых критериев приводится типология кампусов и оценивается состоятельность авторской концепции в ее сравнении с подходами в мировой практике. Значительное внимание в работе уделено юридической оценке отдельных проявлений инклюзии в образовательной среде. Квинтэссенцией работы является идея о необходимости и своевременности разработки универсальной модели регулирования деятельности университетских кампусов, обеспечивающей баланс между автономией и подотчетностью.
Ключевые слова
Об авторах
Е. В. ТитоваРоссия
Титова Елена Викторовна, доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института, заведующий кафедрой конституционного и административного права
д. 76, Ленина пр., г. Челябинск 454080
Н. С. Конева
Россия
Конева Наталья Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и административного права
д. 76, Ленина пр., г. Челябинск 454080
Список литературы
1. Аничкин Е. С. Объединение вузов и образовательная конкурентоспособность: вопросы взаимосвязи // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 9–19.
2. Еременко А. Кампус по-российски: университет-муниципалитет // Государственная служба. 2008. № 5 (55). С. 132–140.
3. Кабышев С. В. Наукограды Российской Федерации в механизме реализации государственной научно-технической политики: конституционно-правовые аспекты // Journal of Russian Law. 2023. Т. 27. № 9. С. 15–27.
4. Кабышев С. Наука-территория-развитие // Парламентская газета. 19 апреля 2024. URL: https://www.pnp.ru/politics/nauka-territoriya-razvitie.html?Ysclid=ly62mmm08m768496179.
5. Семеновских Т. В. Многомерность инклюзии // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5-3. С. 153–155.
6. Тихомиров Ю. А. Публичное право : учебник. М. : Бек, 1995. 339 с.
7. Утевская М. В. Интернационализация российского образования в современных условиях // Известия СПбГЭУ. 2022. № 6 (138).
Рецензия
Для цитирования:
Титова Е.В., Конева Н.С. Концептуальные основы модели правового регулирования научной кооперации на базе университетских кампусов международного уровня. Lex russica. 2025;78(4):136-145. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2025.221.4.136-145
For citation:
Titova E.V., Koneva N.S. Conceptual Foundations of the Legal Regulation Model for Scientific Cooperation Based at International University Campuses. Lex Russica. 2025;78(4):136-145. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2025.221.4.136-145