Preview

Lex Russica. Закон русский

Расширенный поиск

КОНСТИТУЦИЯ, ФЕДЕРАЛИЗМ И ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

https://doi.org/10.17803/1729-5920.2018.144.11.083-092

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с конституционными установлениями основополагающего конституционного принципа единства государственно-правовой системы, позволяющего сохранить целостность и суверенность российского государства. Обращается внимание на сохранившийся за советский период опыт конституционного закрепления федеративного устройства, на особенности современного регламентирования федеративных отношений в Конституции Российской Федерации 1993 г. Автор обращает внимание на уникальность отечественной модели федерации, не имеющей аналогов среди зарубежных федеративных государств. В статье подвергаются критике утверждения о целесообразности построения в России федерации, основанной исключительно на территориальных, а не национальных началах, о том, что выделение республик в качестве субъектов федерации «нерационально и опасно», что «оптимальной формой государственного устройства для России является унитарная республика». Автор обосновывает идею о том, что единство в федеративном государстве, с учетом его богатого исторического опыта, может быть только единством многообразия, поэтому нет необходимости конституционной реформы федерализма. Делается вывод, что единство полинационального, поликонфессионального федеративного государства следует укреплять не насильственными реформами, а развитием экономики и, как следствие, повышением финансирования социальной сферы, учетом интересов и улучшением благосостояния людей, проживающих в различных регионах. Анализируется эволюция федеративного устройства России, современное состояние которого отличается не только от устройства советского периода, но и от того федерализма, который складывался непосредственно до и после принятия Конституции РФ 1993 г. Обозначив современные федеративные проблемы, автор полагает, что оптимизация конституционной модели российского федерализма нуждается в подкреплении ее законодательным установлением разумного соотношения полномочий и финансов, учетом особенностей конкретных субъектов РФ, а также стимулированием регионов на развитие их собственных экономик. При этом задачей российского государства является сохранение этничности всех народов, населяющих Россию, сохранение политико-правовой самобытности России.

Об авторе

С. В. Нарутто
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Россия


Список литературы

1. Битюцкий Е. В. Конституционная модель современного российского федерализма : дис.. канд. юрид. наук. - Пенза, 2017.

2. Добрынин Н. М. Конституционализм и федерализм: несколько тезисов о созвучии смыслов и ценностей в контексте современного российского правопонимания // Конституционное право: итоги развития, проблемы и перспективы : сборник материалов международ. науч. конференции / отв. ред. С. А. Авакьян. - М. : РГ-Пресс, 2017.

3. Кокотов А. Н. Новая модель разграничения полномочий // Российский юридический журнал. - 2004. - № 1.

4. Кравчук С. С. Рецензия на книгу Ю. Г. Судницына «Национальный суверенитет в СССР» // Вестник МГУ. - 1960. - № 2.

5. Кутафин О. Е. Российская автономия. - М., 2006.

6. Левин И. Д. Суверенитет. - М., 1948.

7. Ливеровский А. А. Этнорелигиозные основания федерализма // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 1.

8. Михалева Н. А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). - М. : Юркомпани, 2010.

9. Михалева Н. А. Конституция 1993 г. - юридическая модель настоящего и будущего России // Lex Russica. - 2013. - № 12.

10. Нарутто С. В. Единство и многообразие российского федерализма // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 9.

11. Саликов М. С. О преимуществах и возможностях создания территориальной федерации // Полис. - 1998. - № 3.

12. Смирнова В. В. Правовые и организационные проблемы реализации принципа равноправия субъектов Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 8.

13. Умнова И. А. Современная конституционно-правовая модель российского федерализма: проблемы ее совершенствования и возможные тенденции эволюции // 5 лет Конституции Российской Федерации: по пути к федерализму и местному самоуправлению. - М., 1999.

14. Шарифов М. Ш. Влияние этнократизма на обеспечение государственного суверенитета и федерализма // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 7.

15. Шустров Д. Г. Essentia constitutions: Конституция Российской Федерации в фокусе теорий конституции XX-XXI веков // Сравнительное конституционное обозрение. - 2017. - № 5.

16. Стенограмма выездного совещания Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления на тему: «Актуальные вопросы развития российского федерализма» (город Якутск, 20 июня 2016 г.) // Местное право. 2016. № 3. URL: http: // 131fz.ranepa.ru/ uploads/files/2016/12/pravo/2016-3/3_viezdnoe.pdf

17. интервью с А. Г. Аганбегяном «Общие законы не приводят к взяточничеству. К нему приводят эксклюзивы» (Российская газета. 2000. 7 июня).

18. СЗ РФ. 2001. № 24. Ст. 2416.

19. Российская газета. 2001. 13 января.

20. СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3356.

21. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3336.

22. Федеральный закон от 11 декабря 2004 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"» // СЗ РФ. 2004. № 50. Ст. 4950.

23. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176.

24. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 199-ФЗ «Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 3996.

25. СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.

26. СЗ РФ. 2000. № 34. Ст. 3473.

27. Данные Всероссийской переписи населения 2010 г. См.: URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm


Для цитирования:


Нарутто С.В. КОНСТИТУЦИЯ, ФЕДЕРАЛИЗМ И ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ. Lex Russica. Закон русский. 2018;(11):83-92. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2018.144.11.083-092

For citation:


Narutto S.V. THE CONSTITUTION, FEDERALISM AND UNITY OF THE STATE AND LAW SYSTEM OF RUSSIA. Lex Russica. 2018;(11):83-92. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2018.144.11.083-092

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)