ЧАСТНОЕ ПРАВО / JUS PRIVATUM
Статья посвящена проблеме определения возмещения утраты способности к трудовой и иной оплачиваемой деятельности в качестве альтернативы возмещению утраченного заработка (дохода). Автор обращает внимание на правовые и доктринальные условия, обеспечивающие признание способности к оплачиваемому труду самостоятельным свойством личности потерпевшего, подлежащим экономической оценке независимо от фактического снижения уровня его финансового благосостояния. Отмечается, что представление о спекулятивном характере требования о возмещении утраты данного рода сильно преувеличено, поскольку свойством неопределенности обладает лишь показатель обесценивания способности к оплачиваемому труду в разных формах и только потому, что при его приведении к денежному эквиваленту приходится обращаться к категории ожидаемого заработка (дохода). На основе толкования принципов разумности и обоснованности формулируется вывод о том, что критически важным при возмещении исследуемой составляющей вреда здоровью является применение традиционных расчетных параметров (степени утраты трудоспособности и предполагаемого дохода) в понимании, позволяющем производить экономическую оценку всей совокупности утраченных профессионально значимых качеств потерпевшего, которыми он мог бы воспользоваться в сфере оплачиваемой занятости в разные периоды жизни в отсутствие события правонарушения. Указывается, что в отношении отдельных категорий жертв (несовершеннолетних, индивидуальных предпринимателей и др.) необходимая степень достоверности таких параметров может быть достигнута за счет обращения к официальной статистической информации или подготовленным на ее основе сводным показателям (среднего возраста начала трудовой деятельности, показателей доходности отдельных видов экономической деятельности и т.п.).
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / JUS PUBLICUM
В статье анализируются основные положения концепции устойчивого развития применительно к городам. Рассматривается механизм реализации задач, изложенных ООН в рамках цели устойчивого развития (ЦУР) № 11, посвященной обеспечению открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов. Приводятся примеры правовых актов, направленных на решение в России экологических, социальных и экономических проблем в рамках ЦУР № 11, обозначаются проблемы, требующие решения, аргументируется необходимость разработки концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, содержащей поэтапный план действий в этом направлении.
Авторы доказывают, что говорить о реализации задач в рамках ЦУР № 11 можно будет только тогда, когда в стране будет утвержден план перехода к устойчивому развитию (в том числе городов), включающий описание этапов перехода, финансирование, ответственные органы власти, а самое главное — четкие индикаторы, позволяющие оценивать реализацию поставленных задач в рамках каждого такого этапа. Практика разработки концепций как политико-правовых актов в России достаточно распространена, поэтому при наличии политической воли разработка такого документа вполне реальна. Аргументируется вывод о том, что уже сегодня мы можем оценивать состояние законодательства и практические проблемы в процессе решения задач, поставленных ООН в рамках ЦУР № 11; отмечается, что их реализация идет бессистемно, но иногда всё же эффективно. Обращается внимание на то, что достижение задач в рамках ЦУР № 11, наряду с общими проблемами, актуальными в равной степени для всех «обычных» городов России, для ряда категорий «необычных» городов имеет свою специфику. К их числу относятся, например, арктические города, моногорода (по причине занятости населения города на одном-двух крупных предприятиях, что влечет дисбаланс экономических и социальных интересов), наукограды, закрытые административно-территориальные образования (военные городки).
На фоне мирового финансово-экономического кризиса, неустойчивости международной финансовой системы, введения экономических и финансовых санкций западными странами против Российской Федерации, целью которых объявлена дестабилизация российской финансовой системы, отсутствия четкого и стабильного отечественного финансового законодательства представляется необходимой адаптация финансовой системы Российской Федерации к новым реалиям с целью исключения негативного влияния на ее развитие. Одной из приоритетных задач государства является формирование эффективных средств и способов защиты финансовой системы Российской Федерации от внешнего воздействия и от потенциальных внутренних противоречий. В условиях правового вакуума возрастает значение деятельности субъектов правоприменения в обеспечении целостности и укрепления финансовой системы. К числу таких субъектов, в частности, относятся суды, иерархию которых возглавляет Верховный Суд РФ. Его деятельность в сфере устранения лакунарности права имеет многоаспектный характер, так как состоит в ликвидации правовых ошибок судов нижестоящего уровня судебной системы Российской Федерации, а также в выявлении проблем в области применения противоречивого финансового, административного, гражданского, антикоррупционного законодательства. В свою очередь, дефиниции таких понятий, как «финансы», «финансовая система», требуют обобщения и формирования единообразных судебных правовых позиций в рассматриваемых отношениях и, как следствие, формулирования их в нормативных правовых актах. На основе анализа материалов судебной практики, учитывая важность механизма судебной защиты прав субъектов финансовых отношений и используя опыт зарубежных стран по созданию и функционированию финансовых судов, автор обосновывает перспективный характер заимствования положительного зарубежного опыта и необходимость формирования в Российской Федерации системы финансовых судов.
В статье обсуждаются теоретические основы и методологическое значение коммуникативного конституционализма, создается научный базис конституционной коммуникации в публично-правовом пространстве, показываются проблемы конституционно-правового характера, возникающие в информационном обществе. Коммуникативный конституционализм и цифровое гражданство рассматриваются в качестве гибридных институтов в публично-правовом и информационном пространстве. Автор обращает внимание на природу и значение института общественного участия или института участия общественности в публично-правовом пространстве, различные формы его проявления, отмечает процесс институционализации конституционного права как права общества и общественных интересов, опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученых. В статье раскрываются публично-правовая природа коммуникативного конституционализма, комплексная природа и трансформация гражданства как публично-правового и информационно-цифрового образования. В качестве выводов отмечается, что существует разрозненность и дисперсность правового регулирования и институционального дизайна институтов общественных инициатив, общественных обсуждений и выявления общественного мнения по публично значимым вопросам, проектам нормативных правовых актов, конституционным изменениям; отсутствует гарантированный конституционным законодательством институт научной экспертизы наряду с общественным обсуждением.
Предлагается в порядке правовых научных инициатив: 1) инкорпорировать в структуру законодательства принцип научного федерализма и участия общественности в разработке проектов поправок к Конституции РФ и проекта новой конституции; 2) закрепить на законодательном или конституционно-правовом уровне обязанность субъектов права инициативы по пересмотру Конституции и внесению конституционных поправок направлять проекты поправок, внесенные в Государственную Думу, в ведущие университеты страны, в научные институты РАН с целью проведения обсуждений и принятия заключений; 3) создать гарантии законодательного характера для привлечения граждан посредством интернет-технологий для обсуждения содержания поправок к Конституции, проекта новой конституции, в том числе с правом предлагать редакции отдельных норм.
НАУКИ КРИМИНАЛЬНОГО ЦИКЛА / JUS CRIMINALE
Совершенствование методологических основ криминологической науки предполагает расширение ее междисциплинарных связей, в том числе с философией и историей. Это обеспечивает возможность исследования преступности как определенного социального процесса, протекающего в общей логике развития общества и подчиненного ей. Классическая философия истории предлагает несколько вариантов понимания смысла и движущих сил исторического процесса, которые предопределяют конкурирующие взгляды на историю преступности. Теология и марксизм, принципиально различаясь во взгляде на механизм истории, обеспечивают понимание преступности как линейно развивающегося процесса, имеющего истоки в прошлом, но неизбежно исчезающего в будущем по мере достижения «конца истории». Циклические концепции исторического процесса позволяют взглянуть на преступность как на вечное, неуничтожимое явление, меняющее свои основные формы по мере смены исторических циклов и в соответствии с основными параметрами самого этого цикла. Концепции многофакторного исторического развития обуславливают подчеркнуто социологическое объяснение преступности, в рамках которого ее состояние может оцениваться вне контекста прошлого и будущего. Постмодернистский вызов универсальным классическим историософским концепциям фактически разрушил их объяснительное значение и методологическую ценность. Вместе с тем постмодернизм создает благоприятные возможности для понимания процесса преступности как неотъемлемой части множества параллельно протекающих и пересекающихся историй: истории либерализма, истории экономики, истории сохранения национальной идентичности и т.д. В этом случае на месте истории преступности (в единственном числе) появляются истории преступности (во множественном числе). И только такой многослойный взгляд на процессы развития преступности и ее связи с социальными процессами может обеспечить адекватное методологическое сопровождение криминологических исследований. В этом отношении результаты исследования можно рассматривать как вклад в развитие набирающей актуальность исторической криминологии.
Статья посвящена проблемам, возникающим в теории уголовного права и судебно-следственной практике при квалификации кражи, предусмотренной пунктом «б» ч. 3 ст. 158 УК РФ. По результатам исследования представлены авторские рекомендации в части совершенствования практики квалификации кражи, совершенной из иных трубопроводов (нормативно не закрепленных в ст. 158 УК РФ). Анализируются физическая сущность предмета хищения и его разная интерпретация в юридической литературе. Рассматриваются обязательные признаки тайного хищения в виде изъятия и обращения углеводородов в свою пользу, совершенного путем так называемой криминальной врезки. Особое внимание уделено вопросам разграничения приготовления и покушения на анализируемый состав тайного хищения, оценки действий соисполнителя и пособника в краже из нефтепровода, нефтепродуктопровода и газопровода. Систематизируется категория «место» преступного деяния, т.е. хищения из трубопроводов различных видов, в том числе магистральных, и предлагается квалификация содеянного. Выделена авторская позиция относительно квалификации иных форм хищения (в частности, грабежа и разбоя), совершаемых из нефтепровода, нефтепродуктопровода или газопровода. Анализируется правоприменительная практика, затрагиваются вопросы отграничения кражи нефти, нефтепродуктов или газа из трубопровода от причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. В заключение делается вывод о том, что кража нефти (нефтепродуктов) и кража газа представляют две разновидности хищения в рамках одного квалифицированного состава преступления. Авторами изучено свыше 400 судебных решений (приговоров, определений, постановлений) о преступлениях в виде тайного хищения нефти, нефтепродуктов либо газа из трубопроводов за период с 2007 по 2022 г. в более чем 20 регионах России. Результаты исследования нашли отражение в представленных выводах и заключениях.
Современное общество находится на этапе серьезной трансформации общественных отношений, испытывающей на прочность социальные ценности и институты. Внешние и внутренние угрозы актуализируют вопросы национальной безопасности, обусловливают необходимость построения новых социальных систем, цепочек социального взаимодействия, эффективных инструментов противодействия таким угрозам. Воспроизводство преступности всегда рассматривалось как внутренняя угроза национальной безопасности. Росту преступности государство противопоставляло эффективную систему противодействия преступности или предупреждение преступлений. Противодействие преступности никогда не являлось задачей, которую можно реализовать исключительно силами государства, в этой связи на современном этапе развития государственности актуально выстраивание механизмов государственночастного партнерства. Основным препятствием для успешной реализации государственно-частного партнерства в пенитенциарной сфере видится недостаточность правового регулирования. Различные аспекты взаимодействия общества и государства, в результате которого создаются условия для возвращения в общество социально адаптированных лиц, должны быть детально урегулированы, что позволит сформировать понятную и максимально комфортную для всех участников отношений среду. Кроме того, такая среда должна быть привлекательна для представителей частного бизнеса, должна способствовать вовлечению максимального количества инвесторов в проекты, имеющие, помимо экономической выгоды, также и социальную направленность.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / JUS GENTIUM
В статье рассматриваются процессы создания и функционирования кластерных структур. Кластерные подходы сегодня весьма перспективны: они позволяют как создавать новые институты развития, так и управлять существующими. Хозяйствующие субъекты, входящие в кластер, одновременно являются участниками еще и инвестиционного договора. Показано, какими субъективными правами, абсолютными обязанностями они обладают, объединившись в кластер промышленного типа. Реализация инвестиционных проектов опосредуется обновлением основных фондов. Инновационный кластер сулит тогда самодостаточность, самофинансирование, однако создание кредитных ресурсов представляется чрезвычайно затратной процедурой. Рассматриваются те институты контрактной системы, которые в состоянии нейтрализовать риски, возникающие в этой связи. Обобщаются различные аспекты замещающих сделок, в целом взаимодействия инвестиционных и управленческих контрактов. Отмечено, что внутри кластера его бенефициары своими действиями способствуют как кумуляции прибыли, так и накоплению убытков. Чем больше будет у них шансов погасить дебиторскую задолженность, тем скорее они обратят свои активы в разряд ликвидных по полной стоимости. На первый план выносится функциональность кластерных объектов, которая очерчивает кратчайший путь к монетизации их развития. Освоение Арктического ресурсного потенциала (за счет кластерной презумпции) в этом отношении представляется весомым. Взаимодействие правовых институтов рассматривается согласно концепции так называемой тройной спирали (Triple helix), насколько она упрощает при этом создание имущественных комплексов.
В статье рассмотрен опыт правового регулирования применения мобильных медицинских технологий (ММТ, mHealth) в крупнейшем региональном интеграционном объединении — Европейском Союзе (ЕС). Отмечается, что цифровое здравоохранение представляет собой многогранное понятие, включающее в себя различные аспекты общественного здравоохранения и окружающую его цифровую среду. Диджитализация здравоохранения охватывает: медицинские процессы, включая программное обеспечение для поддержки работы врачей (в том числе технологии телемедицины), инструменты управления медицинским учреждением, удаленное взаимодействие с пациентами и мониторинг такого взаимодействия; аналитику больших данных для разработки лекарственных препаратов, управления клиническими исследованиями, изучения популяции больных; дополнительные инструменты, ориентированные на пациента и включающие приложения, связанные с определением физического состояния и курса лечения, а также соблюдения режима приема лекарственных препаратов. В статье представлен детальный обзор основных документов ЕС в релевантной сфере, на примере конкретных судебных дел проиллюстрировано влияние судебной практики на развитие регуляторики в области применения мобильных медицинских технологий, а также проанализированы механизмы саморегулирования в рассматриваемой сфере. Подчеркивается, что в то время как саморегулирование со стороны магазина приложений может задать разработчикам приложений для мобильного здравоохранения правильное направление путем преобразования положений Регламента 2016/679 (GDPR) в технические требования предварительного утверждения, соблюдению положений о конфиденциальности способствует повышенная осведомленность как пользователей приложений и разработчиков, так и брокеров медицинских данных о рисках для соблюдения основных прав человека со стороны приложений мобильного здравоохранения. В заключение авторами сформулированы ключевые проблемы и пути совершенствования нормативного регулирования ЕС в области применения мобильных медицинских технологий, рекомендовано использование передового опыта ЕС в развитии нормативного регулирования ММТ в Российской Федерации и интеграционных объединениях с ее участием.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / NOVUS LEX
Статья посвящена проблемам реформирования системы российского высшего образования в контексте его законодательного регулирования и стандартизации. Автор исходит из того, что отсутствие собственной независимой концепции образования в условиях обострения геополитической обстановки и выхода из Болонского процесса представляет собой одну из главных угроз национальной безопасности России. Автором предпринята попытка объективно оценить текущее состояние правового регулирования в области высшего образования. С этой целью в статье характеризуются изменения параметров стандартизации в области образования в контексте внутригосударственных реформ, проводимых в последние годы и обусловленных вступлением в Болонский процесс. Автор аргументирует, что законодательные новеллы на данном историческом этапе детерминировали ряд системных проблем государственного управления в области образования. Одна из наиболее сложных и негативно сказывающихся на качестве образования проблем связана с безальтернативным внедрением компетентностного подхода к разработке образовательных программ. Автор приходит к выводу, что государственную политику в области высшего образования следует переориентировать на возврат к фундаментальному подходу в высшем образовании по общему правилу для всех специальностей и направлений подготовки. При этом компетентностный подход необходимо внедрять разумно и лишь для тех специальностей, для которых такой подход объективно более эффективен. Такое основополагающее для отечественного высшего образования решение автор считает необходимым закрепить в качестве принципа государственной политики в области образования и предлагает один из возможных вариантов юридико-технического оформления данного принципа.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / PROBLEMA PRINCIPALE
Правовые понятия (категории) не могут существовать отдельно друг от друга, так как находятся в рамках действия определенной системы, которая стремится к упорядоченности. Для систематизации понятийно-категориального аппарата применяются различные подходы, которые хотя не исключают друг друга, но слабо коррелируют между собой. Существование «раз и навсегда данных» систем упорядочивания понятийно-категориального аппарата юриспруденции не отвечает потребностям юридической науки и практики. Понятийно-категориальная матрица юриспруденции должна строиться на основе гибких подходов, учитывающих особенности используемого уровня научного познания, контекстуальность анализируемого феномена и др. Для решения таких задач оптимальна концепция уровневой организации научного познания, согласно которой в каждой развитой науке существует несколько уровней научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический. Конкретизация используемых на этих уровнях структурных и содержательных элементов применительно к юриспруденции должна стать одной из задач теории права. Уровневая организация научного познания позволяет систематизировать понятийно-категориальный аппарат юриспруденции с учетом специфики его использования на разных уровнях познавательной деятельности, оптимальна для изучения механизма взаимосвязи правовых категорий. Уровневый подход к познанию явлений правовой действительности необходимо дополнить элементами, на которых осуществляются межуровневые взаимосвязи — «границы смыслов» между эмпирическим и теоретическим уровнями, а также между теоретическим и метатеоретическим уровнями. Дисциплинарная матрица юридической науки имеет сложную многоуровневую структуру, в рамках которой правовые категории меняют свой функционал в зависимости от используемого уровня научного познания. На эмпирическом уровне понятийно-категориальный аппарат применяется, на теоретическом разрабатывается, с использованием метатеоретического уровня верифицируется и актуализируется. Система понятийно-категориального аппарата юриспруденции включает в себя в числе прочих элементы, дающие представление о звеньях и связях в логической структуре объектного (познаваемого) явления, отражающие его первооснову и сущностные доминанты, — правовые метафеномены. Их выделение основано на использовании концепции уровневой организации научного познания.
ISSN 2686-7869 (Online)