Preview

Lex russica (Русский закон)

Расширенный поиск
№ 5 (2020)
Скачать выпуск PDF

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / JUS PUBLICUM

9-17 92
Аннотация

Целью научной статьи выступило изучение проблем правового регулирования административной ответственности в области патентного законодательства. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что институт административной ответственности как средство правовой защиты патентных прав обладает значительным потенциалом. Вместе с тем ряд факторов не позволяют реализовывать данный потенциал в необходимой мере. К числу таких факторов автор относит: латентность административных правонарушений в области патентного законодательства и недоверие со стороны правообладателей к компетенции правоохранительных органов в указанной области; низкий уровень юридической квалификации должностных лиц правоохранительных органов в области патентного законодательства; проблемы нормативно-правового регулирования административной ответственности за нарушение патентных прав. Решение проблемы повышения эффективности административной ответственности в области патентного законодательства автор видит в комплексном противодействии вышеперечисленным факторам. В рамках статьи отдельное внимание уделяется проблемам правового регулирования административной ответственности в области патентного законодательства. Автор анализирует ч. 2 ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает ответственность за нарушение патентных и изобретательских прав. Автор приходит к выводу о необходимости модернизации данной правовой нормы и формулирует ряд предложений по внесению изменений в действующее законодательство. Кроме того, в целях обеспечения комплексной и эффективной защиты права на вознаграждение за служебное изобретение (полезную модель, промышленный образец) формулируется предложение по расширению юрисдикционных полномочий федеральной трудовой инспекции и внесению соответствующих изменений в подзаконные нормативные правовые акты.

18-28 106
Аннотация

Ценности общества потребления оказывают влияние на все сферы общественных отношений. Сегодня значительные сдвиги происходят в торговой, финансово-кредитной, информационной, социальной, экологической и других сферах.

Цель исследования — проанализировать текущие преобразования с точки зрения взаимодействия с конституционно-правовыми институтами, а также выявить перспективные направления их дальнейшего формирования. Особое внимание уделяется разработанной в конце прошлого века концепции устойчивого развития — комплексу мер, направленных на рациональное потребление экологических ресурсов, согласованное преодоление социальных и экономических кризисов в интересах не только нынешних, но и будущих поколений. В работе использованы методы правового моделирования и межотраслевого анализа, формально-юридический и системно-структурный методы. Формально-логический анализ действующего законодательства и международных документов, а также метод мониторинга правоприменения позволяют предположить правовые подходы, которые существенно препятствуют устойчивому прогрессу в экологической, экономической и социальной сферах.

По результатам исследования ставится вопрос о разработке модели конституции соразмерного развития как инструмента противодействия рискам общества потребления. С учетом специфики государственных и общественных институтов России представленная модель предусматривает экономическую, экологическую, социальную, этическую и эстетическую составляющие. Ключевые вопросы взаимного влияния перечисленных подсистем касаются новых подходов к каталогу конституционно-правовых ценностей, целей и принципов.

29-40 71
Аннотация

Показано отсутствие единства судебной практики по применению бесплатных геоинформационных систем и картографических сервисов, основанных на спутниковых снимках высокого разрешения, в сфере защиты экологических прав и прав на природные ресурсы.

Сформулированы дополнительные критерии относимости и достоверности общедоступных спутниковых снимков и частей цифровых карт при использовании их в качестве доказательств по исследуемой категории дел. К дополнительным критериям относимости таких доказательств следует причислить: 1) наличие географических координат или самостоятельная их географическая привязка с помощью уже используемой или иной программы при сопоставлении с другими снимками или цифровыми картами; 2) указание на дату съемки; 3) качество (четкость, высокое разрешение, отсутствие облачности, туманов и иных визуальных «препятствий»), позволяющее информационно «читать» спутниковый снимок, часть цифровой карты.

К дополнительному критерию достоверности таких доказательств следует относить возможность их «двойной» проверки. Во-первых, проверка соответствия распечатки или скриншота страницы сайта сети «Интернет», содержащих изображение общедоступного спутникового снимка или части цифровой карты, самому спутниковому снимку или части цифровой карты с помощью указанных даты, географических координат и масштаба. Во-вторых, проверка соответствия информации об обстоятельствах, отраженной на общедоступных спутниковых снимках и частях цифровых карт, действительным обстоятельствам.

В правоприменительной практике выявлены противоположные подходы к скриншотам страниц сайтов сети «Интернет» как доказательствам. Показано, что дополнительным критерием относимости указанных скриншотов в качестве доказательств по исследуемой категории дел является их информационная достаточность.

41-52 111
Аннотация

В статье проведен анализ предложенных Президентом РФ изменений в Конституции во взаимосвязи с отдельными элементами конституционно-правового статуса судьи, дана оценка возможных пределов изменения Основного закона без искажения фундаментальных принципов и правовых основ Конституции, в том числе в части обеспечения самостоятельности и независимости судебной власти, принципа разделения властей. В соответствии с изменениями значительно расширились полномочия Президента и законодательной ветви власти в их влиянии на судебную ветвь. Представляется, что изменения в законодательстве, детализирующие полномочия Президента по инициированию досрочного прекращения полномочий судей и саму эту процедуру, должны быть сформулированы таким образом, чтобы компетенции Президента и Совета Федерации в этой части не пересекались с полномочиями квалификационных коллегий судей и не умаляли независимость и самостоятельность судебной ветви власти. Автор утверждает, что крайне важную роль в сохранении баланса между ветвями власти, создании условий для эффективного правосудия посредством гарантий независимости судей играет судейское самоуправление. В связи с чем решение вопроса о досрочном прекращении полномочий судьи по порочащим основаниям без участия органов судейского сообщества, при отсутствии элементов состязательности в процессе принятия решения, а также без возможности обжалования такого решения значительно умаляет конституционно-правовой статус судьи. В результате проведенного исследования доказано, что конституционными изменениями были перераспределены полномочия между ветвями власти, возникли реальные риски нарушения принципа независимости и самостоятельности судебной ветви власти. Следствием проведенной конституционной реформы должна стать активная законотворческая деятельность, направленная на сохранение конституционного равновесия между ветвями государственной власти.

НАУКИ КРИМИНАЛЬНОГО ЦИКЛА / JUS CRIMINALE

53-63 84
Аннотация

В статье исследуется нормативная регламентация общественно опасных последствий в гл. 22 УК РФ. Законодательная конструкция составов преступлений в сфере экономической деятельности достаточно неоднородна. Некоторые из них в УК РФ сформулированы как формальные (регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом — ст. 170; незаконные организация и проведение азартных игр — ст. 171.2 и др.); другие — как материальные (незаконное получение кредита — ст. 176; злоупотребления при эмиссии ценных бумаг — 185 и др.); третьи — как формально-материальные (незаконное предпринимательство — ст. 171; ограничение конкуренции — ст. 178 и др.).

В статье анализируются негативные аспекты размещения признаков, характеризующих общественно опасные последствия, в нормах-примечаниях к гл. 22 УК РФ; определяется значение криминологических особенностей экономических преступлений при установлении размеров ущерба в основных и квалифицированных их видах; исследуется влияние характера и размера ущерба, установленного в законе, на освобождение от уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере экономической деятельности.

Делается вывод, что законодателю необходимо более унифицированно подходить к определению видов и размеров последствий, причиняемых рассматриваемыми преступлениями (виды должны быть, как правило, «экономическими», а размеры — одинаковыми для всех преступлений), и к месту размещения количественных показателей последствий (в примечании к первой статье, в которой указаны последствия); добиться соблюдения правил дифференциации ответственности при построении основных и квалифицированных преступлений (крупный и особо крупный размер последствий указывать лишь для последних); установить «невыгодные» с точки зрения правовых последствий экономических преступлений санкции соответствующих норм и, напротив, придать «выгодный» характер освобождению от уголовной ответственности по ст. 76.1 УК РФ в сравнении с указанными санкциями.

64-72 80
Аннотация

Благодаря достижениям современной медицинской науки родившиеся глубоко недоношенными дети получили шанс выжить. В представленной статье авторы рассматривают проблемы определения начального момента жизни человека, связанные с критериями живорождения, анализируют подходы к определению критериев живорождения, приятых Всемирной организацией здравоохранения и установленных российскими специалистами в приказе Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1687н «О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи» (ред. от 13.09.2019).

Авторы попытались обозначить и провести анализ некоторых проблем, связанных с пробельностью регулирования правового статуса родившихся глубоко недоношенных детей при сроке беременности до 22 недель или при массе тела таких детей до 500 г в период с момента рождения до истечения 7 суток. Авторы критически относятся к фактическому отсутствию правового регулирования статуса таких детей, оценивают законоположения, регулирующие обязательность проведения реанимационных мероприятий в отношении таких детей с учетом рисков патологий дальнейшего развития.

Работа содержит выводы о необходимости уточнения понятийно-категориального аппарата в отношении критериев живорождения, более полного учета отечественными специалистами критериев живорождения, предложенных Всемирной организацией здравоохранения, об обязательности учета мнения родителей относительно объемов оказания медицинской помощи глубоко недоношенным детям, в том числе и относительно проведения им реанимационных мероприятий, в рамках института информированного добровольного согласия.

Авторы призывают с особой осторожностью рассматривать любые предложения о расширении границ ответственности медицинских работников, особенно связанных с наличием пробельности и неоднозначности правового регулирования.

ИСТОРИЯ ПРАВА / HISTORIA LEX

73-82 75
Аннотация

В статье дается оценка прогрессивному значению вхождения Парфии, Маргианы, Хорезма и других областей Центральной Азии в состав Ахеменидского государства, политический режим которого не имел ярко выраженных черт оккупационного порядка, основанного на жестокой эксплуатации покоренных народов, а был достаточно гибким, приспособленным к особенностям каждой области. Объединению под властью ахеменидской династии центральноазиатских народов способствовало также их национальное, языковое и ментальное сходство, поскольку персы с одной стороны, саки, дахи, парфяне, каспии, хорезмийцы — с другой были в предыдущие эпохи родственными народами и проявляли, вероятнее всего, склонность к политической консолидации.

На этом основании делается вывод, что власть персидских царей среди народов Центральной Азии, несмотря на сепаратистские тенденции и ряд антиправительственных выступлений, была легитимной. Взаимовыгодное сотрудничество и прочные связи центра и провинций вели к стабильности, миру, созданию благоприятных условий для развития хозяйственных и торговых связей, налаживанию регулярного денежного обращения, уважению культурной, религиозной и языковой идентичности народов, соблюдению баланса интересов социальных общностей. Ахеменидское правление внесло в историю юридической мысли идею противоборства добра и зла, соразмерности личных и государственных интересов, приведения посредством кодификации законов покоренных народов, их правовых обычаев, религиозных норм в соответствие с общеимперским законодательством.

Данный историко-правовой опыт был не только творчески воспринят и применен геополитическими наследниками Ахеменидского государства — Александром Македонским, Селевкидами, Аршакидами и Сасанидами, но и в контексте современных национально-государственных интересов может быть актуален для Российской Федерации, Ирана, Казахстана, Узбекистана — лидеров современной интеграции, определяющей внешнеполитические курсы и геополитические ориентиры государств Центрально-Азиатского региона.

83-96 74
Аннотация

В 1960-е гг. в ФРГ активизировался процесс уголовного преследования нацистских преступников. К ответственности привлекались бывшие члены айнзатцкоманд, сотрудники СС, СД, полицейских служб, принимавших участие в массовом уничтожении евреев на территории Восточной Европы. Однако результатом таких процессов были безосновательно мягкие приговоры, которые выносились судами нацистским преступникам. Зачастую осужденным удавалось и вовсе избежать тюремного заключения.

В статье поставлена цель на примере двух судебных процессов против командира айнзатцкоманды 8, начальника управления гестапо и обер-бургомистра Лодзи Отто Брадфиша показать, какую правовую оценку со стороны немецкого правосудия 1960-х гг. получили преступления холокоста в Восточной Европе и каким образом нацистским преступникам удавалось уклониться от отбывания назначенного наказания. Убежденный нацист О. Брадфиш, виновный в уничтожении по самым минимальным подсчетам 37 тыс. евреев, был признан Мюнхенским и Ганноверским судами присяжных лишь «пособником», «слепо реализовывавшим преступную волю фюрера». Такие судебные решения полностью вписывались в общий концептуальный подход западногерманской юстиции к оценке преступлений холокоста. Данный подход позволял снять ответственность за геноцид евреев не только с нацистских преступников, представших перед судами в 1960-е гг., но и со всего немецкого общества. Возлагая всю полноту ответственности на Гитлера и его ближайшее окружение, немецкий социум отказывался воспринимать всерьез даже те минимальные наказания, которые получали так называемые «пособники». Брадфиш был приговорен к 13 годам лишения свободы. Однако под предлогом «слабого здоровья», без объявления амнистии, на основе сомнительных медицинских заключений и решений местных органов юстиции осужденный досрочно оказался на свободе. Нарратив О. Брадфиша свидетельствовал о том, что приговоры западногерманских судов превращались в насмешку над памятью о миллионах жертв нацистских преступлений.

97-105 52
Аннотация

В статье раскрывается историческое развитие уголовно-правовой санкции на территории нынешней Республики Сербии. Статья содержит результаты исследования уголовно-правовой санкции, а также ее эффективности в Княжестве Сербии, Королевстве Сербии и Королевстве Югославии. Анализ уголовно-правовой санкции в статье проведен на основании древнейших правовых памятников как государства Сербии, так и других. Исследуя зачатки уголовно-правовой санкции, автор приходит к выводу, что уголовное право в том виде, каким мы его знаем сегодня, появляется только в XIII в. Таким образом, систематически и тщательно анализируя характеристики того времени, можно прийти к полному пониманию нынешнего определения уголовно-правовой санкции, ее видов, особенностей применения и цели. Так, на основании обзора уголовных преступлений и соответствующих уголовно-правовых санкций в Законнике Стефана Душана, принятом в 1349 г., можно заметить, что большая часть уголовно-правовых санкций заключалась в смертной казни (например, сожжение), в телесных наказаниях в виде отрезания частей тела (например, рук, носа) или в денежной пене. Осознание общественной обстановки того времени делает понятной и полностью оправданной жесткость уголовно-правовых санкций. Исследование различий между старинными способами наказания и сегодняшним способом ресоциализации людей позволяет провести тщательный анализ эффективности или неэффективности строжайшей уголовно-правовой санкции. Сублимируя основную уголовно-правовую санкцию и ее разные виды, мы ставим перед собой цель устранить любую алогичность, путаницу и дилемму по поводу этой темы в нашем уголовном законодательстве.

106-115 60
Аннотация

Статья представляет эволюцию правотворчества в Российской империи через призму градостроительного правового нормирования. Охватывается период действия некодифицированного и кодифицированного законодательства с рубежом, пролегающим в составлении Свода законов Российской империи (всех его редакций) и Полного собрания законов Российской империи. В данных материалах автором выявлено около 300 исторических нормативных актов, касающихся регулирования градостроительной деятельности начиная с эпохи Петра I и до 1825 г. (период, систематизированный в ПСЗРИ), и ряд крупных кодифицированных актов XIX — начала XX в. Анализ их содержания и формы лег в основу выводов о качествах правотворчества в Российской империи.

На основе анализа нормативного материала, охватывающего строительное, архитектурное законодательство, правовые нормы в области организации градостроительной деятельности, рассматриваются характерные черты дореволюционного правотворчества в области мотивации создания нормативных актов, концептуальные приемы юридической техники, свойства систематизации. Выделяются субъекты правотворческой деятельности. Нормативные акты классифицируются по разным основаниям, проводится параллель с современной иерархией нормативных актов, выделяются исторические особенности их типологии. Делаются выводы о неточной квалификации основных выявленных актов (уставов) в качестве кодексов, о превалировании правового идеализма в концепции и политике градостроительного нормирования. Источником фиксации общественных отношений в виде правовой нормы признается монаршая воля, в рассматриваемой области основанная на представлении об идеальном городе, концепция которого эволюционировала от идеи регулярности до рационального капиталистического пространства, в конце периода дополненная предложениями профессиональной общественности.

116-128 51
Аннотация

В статье на основе ранее не опубликованных архивных источников автор анализирует деятельность органов юстиции на транспорте. По его мнению, в их деятельности можно выделить несколько групп недостатков. Среди них: отклонение от поставленных задач и «либеральная» карательная политика; ошибки в применении норм материального и процессуального права, недостатки организационной работы, делопроизводства, секретного делопроизводства. К основным причинам данных дефектов, по мнению автора, можно отнести отсутствие качественной системы подготовки кадров для этих органов, а также недостаточное финансирование их деятельности. Основные результаты подобных ошибок сводились к неосновательному возбуждению уголовных дел и неосновательному осуждению.

Автор пришел к выводу о нестабильной компетенции данных органов. Она то расширялась, то сужалась. В случае чрезвычайной ситуации наблюдалось ее расширение и на первый план выходила карательная функция данных органов. В результате наблюдалось систематическое превышение их полномочий, а также массовое нарушение норм материального и процессуального права. В периоды стабилизации эти органы должны были выполнять более широкие функции по воспитанию работников транспорта, пропаганде решений партии и правительства. Подобная политика, по мнению руководства страны, должна была способствовать предотвращению преступлений.

Система этих органов представляла собой неповоротливый механизм. Они были не способны оперативно перестроиться в случае необходимости. Ошибки, выявленные при проведении ревизий, могли не устраняться. В период Великой Отечественной войны руководство было вынуждено мириться с этими недостатками. После завершения войны к данным органам стали предъявляться более высокие требования. Однако и в 1950-е гг. в деятельности органов транспортной юстиции имели место проявления основных дефектов, выявленных автором.

ГЕНОМ / GENOME

129-142 64
Аннотация

В условиях стремительного развития новых медицинских технологий всё большую актуальность приобретает проблема защиты прав граждан и обеспечения уважения человеческого достоинства. Авторы приходят к выводу, что защита прав пациента при использовании геномных технологий может осуществляться в порядке искового производства. Типичными способами защиты являются взыскание убытков в случае причинения вреда здоровью, компенсация морального вреда в связи с нарушением таких нематериальных благ, как жизнь, здоровье, физическая неприкосновенность, тайна частной жизни. Особое внимание уделяется проблеме защиты прав ребенка при использовании геномных технологий, в том числе права на естественное биологическое происхождение, права знать своих биологических родителей и семейную (генетическую) историю, поскольку использование достижений в генетике, биомедицине одним поколением людей может явиться серьезным вызовом для существования основных свобод и равенства будущих поколений. В настоящий момент государствам следует определить границы возможного вмешательства в сферу частного (родительского) произвола для того, чтобы не допустить в будущем причинение вреда рожденным с помощью современных технологий детям. Рассмотрение отдельных проблем защиты прав граждан при использовании геномных технологий свидетельствует об объективных сложностях в поиске их решений, обусловленных биоэтическими началами, необходимостью обеспечения справедливого баланса интересов сторон соответствующих отношений и третьих лиц, потребностью в минимизации потенциальных рисков. Прорывные достижения медицинской и биологической науки ставят перед государством важную задачу развития действенной системы правовых гарантий, направленных на обеспечение уважения человеческого достоинства, защиту прав и интересов отдельного человека, недопущение биотехнологического конструирования человека для целей евгенической практики и др.

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / COMPARATIVE STUDIES

143-147 56
Аннотация

Должны ли мы вступать в Европейский Союз или нет? Вступление в Европейский Союз — это не какая-то воображаемая цель, которую мы преследуем. Эта цель требует и предлагает конкретные решения. В то же время она выявляет и устанавливает ценности и обязательства, которые должны выполняться и стать частью определенной политической жизни. Эти обязательства и ценности являются универсальными, и каждое государство само должно определить, отвечает ли принятие и реализация этих интересов и ценностей интересам страны. Следует иметь в виду, что правовое государство и верховенство права, уважение прав и свобод человека, рыночная экономика с развитой социальной политикой, борьба с коррупцией и терроризмом и многие другие ценности, за которые выступает Европейский Союз, необходимы каждому демократическому обществу и именно эти ценности являются целью, к которой стремится каждый человек. Евразийская интеграция также выступает за эти ценности, но вместо ультиматума и условий она предлагает более гибкий подход к переговорам.

В настоящее время бесспорно, что в регионе Западных Балкан Республика Сербия находится на переднем крае процесса европейской интеграции. Однако Сербия постоянно сталкивается с серьезными внутренними проблемами и недостаточным их пониманием, а также с новыми условиями, которые постоянно ставятся перед ней для присоединения к ЕС. Если добавить, что в настоящее время наблюдается снижение интереса граждан к вступлению страны в Европейский Союз, становится ясно, почему актуализируется вопрос о том, к кому необходимо обращаться. Одной из целей реформ, проводимых в процессе присоединения, является приведение внутреннего законодательства в соответствие с нормами коммунитарного права. При этом следует иметь в виду, что полная гармонизация права практически невозможна.

148-156 66
Аннотация

Статья посвящена правовому регулированию первичного и последующего присвоения первой, второй, третьей или индивидуальной степени осужденным, содержащимся в местах лишения свободы Испании. Формулируются понятие и задачи пенитенциарной классификации, раскрывается ее процедура, критерии, а также исключения из правил. Распределение осужденных по степеням имеет юридическое последствие. Оно состоит в направлении осужденных в пенитенциарные учреждения (отделения) определенного режима с соответствующими условиями отбывания наказания. Субъектами, участвующими в процедуре присвоения степени или пересмотра степени (прогресс или регресс), являются пенитенциарные учреждения и органы, ими управляющие, а по отношению к квалификации в третью (самую мягкую) степень — суд по надзору за пенитенциарными учреждениями. Обращается внимание на важнейший принцип испанской пенитенциарной системы — научную индивидуализацию наказания. В чистом виде он означает, что присвоение осужденному степени не привязывается к фактическому сроку отбытия наказания, виду преступления, его характеру, а определяется исключительно личными данными и индивидуальной программой исправления. Однако в настоящее время первоначальная классификация и пересмотр степени зависят не только от указанных факторов, но и от уголовно-правовых, криминологических и уголовно-исполнительных данных. Особенностью является также возможность присвоения индивидуальной степени, которая сочетает в себе характеристики различных степеней и является примером гибкости в процессе достижения главной цели пенитенциарной деятельности — перевоспитания и социальной реинтеграции осужденных к лишению свободы. В российском уголовно-исполнительном законодательстве при распределении осужденных также используются приемы классификации, когда суд назначает вид исправительного учреждения, а администрация учреждения изменяет условия содержания и выносит ходатайство об изменении вида учреждения. В двух последних случаях вполне возможно улучшить отечественное законодательство посредством установления критериев и системы классификации на основе исправления и отношения к основным средствам исправления.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / NOVUS LEX

157-166 66
Аннотация

В Рекомендации МОТ № 195 «О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение» (принята в г. Женеве 17.06.2004 на 92-й сессии Генеральной конференции МОТ) указывается, что государства-члены должны обеспечивать разработку и укрепление систем профессионального образования и подготовки кадров, предоставляющих надлежащие возможности для развития и аттестации квалификации, отвечающей требованиям рынка труда. В Трудовом кодексе Российской Федерации содержится комплекс правовых норм, которыми регулируются отношения по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников и лиц, ищущих работу. Анализ этих норм позволяет сделать вывод о том, что работодатели могут либо вести обучение на собственной учебно-производственной базе, либо направлять работников на обучение в образовательные организации с предоставлением им гарантий по сохранению места работы, средней заработной платы, оплате командировочных расходов. И в том и другом случае подготовка и дополнительное профессиональное образование работников производятся за счет средств работодателя. Соответствующие расходы работодателя можно назвать инвестициями, потому что в результате обучения работников и лиц, ищущих работу, должен наступить в будущем полезный эффект в форме труда определенного качества. В статье анализируются актуальные проблемы защиты экономических интересов работодателей, которые за свой счет проводят обучение работников и лиц, ищущих работу. Выявляются противоречия в нормах ТК РФ и в судебной практике по вопросам определения состава затрат работодателя, связанных с обучением, условий ученического договора и соглашения об обучении о сроке отработки у работодателя, о возмещении работником расходов на обучение в случае увольнения без уважительных причин. Доказывается необходимость усиления правового механизма защиты инвестиций работодателей в обучение работников, но при этом обращается внимание на защиту прав работника как экономически более слабой стороны трудового договора. В частности, предлагается исключить из подлежащих возмещению затрат работодателя на обучение работника или ученика выплаченную заработную плату и стипендию, поскольку они необходимы для существования работника, ученика. Результатом изучения доктринальных, нормативных и судебных источников по вопросам обучения работников за счет средств работодателя стали предложения по внесению изменений в ст. 4, 207, 249 ТК РФ.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)
ISSN 2686-7869 (Online)