Живые институты Мориса Ориу: открытие социоправа
https://doi.org/10.17803/1729-5920.2022.186.5.009-029
Резюме
В статье дается анализ так называемой институциональной теории государства и права, существенную роль в развитии которой сыграл французский правовед и философ права М. Ориу. Юридический институционализм является столь же фундаментальным, как нормативизм или социологизм, направлением в юридической науке. К. Шмитт, который с большим вниманием относился к исследованиям М. Ориу по проблемам публичного права, определил направление мысли своего французского современника как третий путь между нормативистским и децизионистским решениями научно-правовых проблем: если нормативист мыслит безличными нормами, то децизионист здесь видит только личное решение, которым реализуется право правильно осознанной политической ситуации, институциональное правовое мышление развертывается в структурных надличных учреждениях и формах.
Основные положения институциональной теории были использованы в дальнейшем становлении европейской юриспруденции. Институты рассматриваются как корпоративные, органические и инструментальные образования, закрепляющие и фиксирующие процессы правового становления. Само государство в этом случае приобретает качества института. С проблемой институционализации неразрывно связаны проблемы государственного суверенитета, формы реализации политической власти, построение правовых систем. М. Ориу полемизирует с различными субъективистскими концепциями государства и права, настаивая на приоритете объективистского подхода к проблеме государственной власти. Его позиция была поддержана целым рядом видных правоведов, чьи взгляды рассматриваются в данной статье в сопоставлении с базовыми постулатами теории М. Ориу. Именно этот автор, наряду с другим выдающимся правоведом — Л. Дюги, стоял у истоков теории так называемого социоправа, ставшей столь актуальной в наше время.
Ключевые слова
Об авторе
И. А. ИсаевРоссия
Исаев Игорь Андреевич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой истории государства и права
Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, 125993
Список литературы
1. Барт Р. О Расине // Избранные работы : Семиотика : Поэтика. — М., 1989. — 616 с.
2. Беньямин В. Происхождение немецкой барочной драмы. — М., 2002. — 280 с.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М., 1995. — 323 с.
4. Бурдье П. Социология политики. — М., 1993. — 333 с.
5. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. — М., 1996. — 591 с.
6. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избранные произведения. — М., 1990. — 808 с.
7. Гелен А. Образ человека в свете современной антропологии // Личность. Культура. Общество. — 2007. — Вып. 3 (37). — С. 37–51.
8. Джентиле Э. Политические религии. — СПб., 2021. — 400 с.
9. Дуглас М. Как мыслят институты. — М., 2020. — 250 с.
10. Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. — М., 1909. — 148 с.
11. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии. — М., 2018. — 736 с.
12. Еллинек Г. Общее учение о государстве. — СПб., 1903. — 532 с.
13. Кайуа Р. Праздник // Коллеж социологии. — СПб., 2004. — 588 с.
14. Кант И. Критика способности суждения. — М., 1994. — 367 с.
15. Лебон Г. Психология народов и масс. — М., 2020. — 288 с.
16. Лунман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. — СПб., 2007. — 641 с.
17. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. — М., 1993. — 352 с.
18. Нанси Ж.-Л. Corpus. — М., 1999. — 255 с.
19. Ориу М. Основы публичного права. — М., 1929. — 760 с.
20. Тённис Ф. Общность и общество. — СПб., 2002. — 452 с.
21. Токвиль А. Старый порядок и революция. — М., 1997. — 251 с.
22. Фёгелин Э. Новая наука политики. Введение. — СПб., 2021. — 374 с.
23. Шапиро Н. Политика против господства. — М., 2019. — 476 с.
24. Шмитт К. Политическая теология // Политическая теология : сборник. — М., 2000. — 336 с.
25. Энафф М. Клод Леви-Стросс и структурная антропология. — СПб., 2010. — 560 с.
26. Ямпольский М. Физиология символического. — М., 2004. — Кн. 1 : Возвращение Левиафана : политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима. — 807 с.
27. Gauchet M. The Disenchantment of the World: A Political History of Religion. — Princeton, 1997. — 228 p.
Рецензия
Для цитирования:
Исаев И.А. Живые институты Мориса Ориу: открытие социоправа. Lex russica. 2022;75(5):9-29. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2022.186.5.009-029
For citation:
Isaev I.A. Maurice Hauriou’s Living Institutes: The Discovery of Sociolaw. Lex Russica. 2022;75(5):9-29. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2022.186.5.009-029