Preview

Lex russica

Расширенный поиск

Экстерриториальная компетенция в территориальной организации публичной власти

https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.122.1.140-152

Резюме

В современной России проявились неоднозначные тенденции в территориальной организации государства, построении и функционировании публичной власти. До недавнего времени практически все аспекты территориально-властной организации Российского государства анализировались в контексте теории федерализма и теории местного самоуправления. Однако российская и зарубежная политико-правовая практика свидетельствуют о том, что далеко не все доктринальные конструкции территориально-публичного властвования укладываются в границы обстоятельных теорий формы территориального устройства государства (федерализма, унитаризма, регионализма) и местного самоуправления (местного управления). Государственно-властный механизм функционирует не только на территориях публично-правовых образований (федеративного государства в целом, субъектов федерации, муниципальных образований), но и в иных пространствах (административно-территориальных, управленческих единицах), учреждаемых с учетом различных, в том числе неправовых, факторов (причем так было на протяжении практически всей истории российской государственности, в том числе в монархический и советский периоды). Примерами таких административно-территориальных единиц в Российской Федерации являются федеральные округа, административные (управленческие, образовательные) округа в некоторых субъектах РФ, зоны территориального развития, территории ускоренного социально-экономического развития, инновационный центр «Сколково», свободный порт Владивосток, Арктическая зона РФ, городские агломерации и т.п. В современной России де-факто появились новые уровни публичной власти и государственного управления - субфедеральный (межрегиональный), субрегиональный (межмуниципальный), субмуници-пальный (межпоселенческий). Кроме того, Российская Федерация является участником целого ряда межгосударственных образований, признавая юрисдикцию соответствующих наднациональных органов. В сложившихся реалиях на одной и той же территории одновременно могут функционировать органы публичной власти различных уровней, а также негосударственные структуры (в том числе хозяйствующие субъекты), наделенные отдельными властными полномочиями. В этой связи актуализируется проблема экстерриториальной компетенции и межуровневого взаимодействия различных органов публичной власти. В статье не только сформулированы некоторые теоретические суждения по обозначенной теме, но и предложены направления решения возможных доктринальных и правоприменительных проблем (в частности, применительно к муниципальному уровню публично-властного механизма).

Об авторе

С. И. Некрасов
Государственный университет управления; Институт государства и права РАН
Россия


Список литературы

1. Государственно-территориальное устройство России (экономические и правовые основы) / под ред. А. Г. Гранберга, В. В. Кистанова. - М., 2003.

2. Двадцать лет Конституции Российской Федерации / отв. ред. А. Г. Лисицын-Светланов. - М., 2013.

3. Конституционно-правовой статус органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации / отв. ред. Г. Д. Садовникова. - М., 2015.

4. Михалёва Н. А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). - М., 2013.

5. Михалёва Н. А. Конституционная юстиция - гарант федерализма (региональный аспект проблемы) // Российская Федерация и ее субъекты: проблемы гармонизации отношений. - М., 1998.

6. Михалёва Н. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. - М., 1998.

7. Михалёва Н. А. Порядок принятия, пересмотра и внесения поправок в региональные конституции и уставы // Lex Russica. - 2008. - № 3.

8. Михалёва Н. А. Проблемы федерализма и автономии в российской юриспруденции // Актуальные проблемы конституционного и муниципального права: сб. статей, посвященных 75-летию со дня рождения академика О. Е. Кутафина / отв. ред. В. И. Фадеев. - М., 2012.

9. Михалёва Н. А. Структура конституций уставов субъектов Российской Федерации // Право и государство. - 2008.- № 5.

10. Михалёва Н. А. Эволюция и перспективы нового российского федерализма // Право и жизнь. - 1994. - № 6.

11. Михалёва Н. А. Юридические свойства конституций и уставов субъектов Российской Федерации как системная целостность // Право и государство: теория и практика. - 2009. - № 1.

12. Советский государственный строй: реалии, проекты, идеи, споры (1945-1985 гг.) / под общ. ред. Ю. Л. Шульженко. - М., 2012.

13. Чернов С. Н. Правовые основы парадипломатии европейских и российских регионов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 10.


Рецензия

Для цитирования:


Некрасов С.И. Экстерриториальная компетенция в территориальной организации публичной власти. Lex russica. 2017;(1):140-152. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.122.1.140-152

For citation:


Nekrasov S.I. The Extraterritorial Competence in the Territorial Organization of Public Authorities. Lex Russica. 2017;(1):140-152. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.122.1.140-152

Просмотров: 506


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)
ISSN 2686-7869 (Online)