Юридическая инноватика и юридическое образование
https://doi.org/10.17803/1729-5920.2023.197.4.009-017
Резюме
Право, будучи детерминированным социальными преобразованиями, претерпевает значительные изменения. Масштабность социальной трансформации дает основания допустить, что закладывается новая таксономия права. Это меняет юридическую профессию, существенно трансформируя запрос государства и индустрии в части знаний и компетенций современного юриста. Таким образом, это повышает ответственность юридических образовательных учреждений, юридических факультетов за подготовку юристов, востребованных социумом. В работе предпринята попытка сформировать понимание правовой инновации и юридической инноватики, выделить предметную и методологическую области формирования правовых инноваций. В частности, юридическая инноватика определена автором как междисциплинарная область знаний о процессах появления, внедрения и управления инновациями в юриспруденции. При этом предметно-правовая составляющая юридической инноватики лежит в плоскости правопонимания, где происходит осмысление и переосмысление того, что? есть право XXI века. В свою очередь, правовой инновацией фактически является легитимизация социальной или научно-технологической инновации, инкорпорация в правовое поле новой нормативной конструкции (института), качественно трансформирующей регулирование возникших или прогнозируемых общественных отношений. Изучение правовых инноваций, будучи предметной областью юридической инноватики, предполагает концептуализацию знаний об инновационном процессе в праве и управлении им, а также исследование трансформации самого? права и юридической профессии, так как правовые инновации создают запрос на новые знания и компетенции у юристов. С опорой на достижения теории педагогической инноватики в работе обозначаются методические подходы к построению новой модели юридического образования в совокупности содержательного компонента, новых методов обучения, форматов образовательного процесса, логистики учебного процесса, которые влияют на формирование и внедрение правовых инноваций. Отдельные подходы были апробированы в практике Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и могут быть масштабированы.
Ключевые слова
Об авторе
М. В. МажоринаРоссия
Мажорина Мария Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного права, проректор по стратегическому и международному развитию
Садовая-Кудринская ул., д. 9, Москва, Россия, 125993
Список литературы
1. Гамидов Г. С. Инноватика — наука управления процессами преобразования научных достижений в инновации // Инновации. — 2010. — № 2 (136). — С. 28–42.
2. Городов О. А. Правовая инноватика (правовое регулирование инновационной деятельности). — СПб., 2008. — 402 с.
3. Курышев Е. Ю. Содержание правовой инновации // Правовая политика и правовая жизнь. — 2015. — № 3. — С. 48–52.
4. Тепляшин И. В. Правовая инноватика: контуры исследования // Российский юридический журнал. — 2012. — № 2. — С. 9–19.
5. Sandberg H. What Is Legal Innovation? // University of Illinois Law Review online. — 2021. — Vol. 2021. — P. 63–76.
Рецензия
Для цитирования:
Мажорина М.В. Юридическая инноватика и юридическое образование. Lex russica. 2023;76(4):9-17. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2023.197.4.009-017
For citation:
Mazhorina M.V. The Legal Innovation Theory and Legal Education. Lex Russica. 2023;76(4):9-17. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2023.197.4.009-017