Preview

Lex russica

Расширенный поиск

Проблемы законодательного регулирования правового статуса аспиранта (адъюнкта) в контексте нового этапа реформирования российской системы образования

https://doi.org/10.17803/1729-5920.2024.213.8.075-084

Резюме

Отсутствие собственной независимой концепции образования в условиях обострения геополитической обстановки и выхода из Болонского процесса представляет собой одну из главных угроз национальной безопасности России. Автором предпринята попытка объективно оценить текущее состояние правового регулирования в области высшего образования. С этой целью в статье характеризуются изменения параметров стандартизации в области образования в контексте внутригосударственных реформ, обусловленных вступлением в Болонский процесс. Автор аргументирует, что законодательные новеллы на данном историческом этапе детерминировали ряд системных проблем государственного управления в области образования, одна из которых связана с местом подготовки кадров высшей квалификации в системе образования. Проведенное исследование позволило сформулировать ряд предложений по совершенствованию законодательства. Во-первых, подготовку научных и научно-педагогических кадров следует выделить в самостоятельный уровень послевузовского образования. Во-вторых, определяя специфику послевузовского образования, необходимо закрепить, что правовой статус обучающихся по программам подготовки кадров высшей квалификации определяется, наряду с законодательством об образовании, также и законодательством о научной деятельности. Аспирант должен быть приравнен к научному работнику в смысле ст. 4 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Об авторе

Н. А. Кулаков
Санкт-Петербургский университет МВД России
Россия

Кулаков Николай Андреевич, кандидат юридически наук, доцент, доцент кафедры административного права

д. 1, Летчика Пилютова ул., г. Санкт-Петербург 198206



Список литературы

1. Бедный Б. И., Чупрунов Е. В. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 9–20.

2. Бережная Ю. Н., Гуртов В. А., Дмитриев Г. И. Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей научной квалификации: состояние и проблемы // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. 2019. Т. 1. С. 114–118.

3. Ворошилова С. В. К вопросу о месте аспирантуры в системе высшего юридического образования // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 2 (55).

4. Григорьев И. В., Григорьева О. И. Современные проблемы подготовки кадров высшей квалификации для лесного комплекса России // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3. № 8-4 (19-4). С. 463–467.

5. Индикаторы науки: 2017 : стат. сборник М. : НИУ ВШЭ, 2017.

6. Кашина М. А. Негативные последствия реформирования российской аспирантуры: анализ и пути минимизации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9.

7. Ломакина Л. А. Научный потенциал страны и некоторые проблемы правового регулирования труда научных работников // Журнал российского права. 2020. № 8. С. 84–93.

8. Лопуха Т. Л., Разгонов Т. Л., Суслов Д. В. Подготовка военных научно-педагогических кадров высшей квалификации: проблемы и перспективы // Мир образования — образование в мире. 2018. № 3 (71). С. 122–127.

9. Сенашенко В. С. Аспирантура как образовательная программа с научно-исследовательской компонентой или научно-исследовательская программа с образовательной компонентой? // Alma Matter. 2017. № 10.

10. Сенашенко В. С. Особенности реформирования отечественной аспирантуры как предмет дискуссии // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3.

11. Янкевич С. В. Эффективный контракт с научно-педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования: правовые аспекты // Журнал российского права. 2018. № 2. С. 112–122.


Рецензия

Для цитирования:


Кулаков Н.А. Проблемы законодательного регулирования правового статуса аспиранта (адъюнкта) в контексте нового этапа реформирования российской системы образования. Lex russica. 2024;77(8):75-84. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2024.213.8.075-084

For citation:


Kulakov N.A. Problems of Legislative Regulation of a Postgraduate Student (Postgraduate in a Military College) Legal Status at a New Stage of the Russian Education System Reformation. Lex Russica. 2024;77(8):75-84. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2024.213.8.075-084

Просмотров: 195


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)
ISSN 2686-7869 (Online)