Новеллы законодательства о рекламе потребительских кредитов
https://doi.org/10.17803/1729-5920.2025.221.4.025-033
Резюме
В статье анализируются новеллы Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», внесенные Федеральным законом от 26.23.2024 № 479-ФЗ, направленные на установление дополнительных требований к рекламе потребительских кредитов (займов). Исследование носит сравнительно-правовой и при этом комплексный характер: автор дает оценку положениям Закона не только на основании юридического (сравнительно-правового) анализа, но и с учетом психологических реалий современной рекламы, характера ее воздействия на потребителя и особенностей восприятия потребителем рекламы финансовых услуг, что позволило вскрыть причины, по которым новеллы Федерального закона «О рекламе» не оптимальны для достижения поставленных целей. Наряду с этим, исследование позволило указать пути повышения эффективности правового регулирования рекламы потребительских кредитов как в части ее содержания, так и в части структуры ее правового регулирования, в которой основная нормотворческая нагрузка ложится не на законодателя, а на регулятора финансового рынка, в компетенцию которого входит не только пруденциальное, но и непруденциальное (поведенческое) регулирование банковской деятельности. Помимо этого, в статье затрагиваются вопросы соотношения традиционного нормативного регулирования и регулирования, основанного на принципах.
Ключевые слова
Об авторе
А. А. ВишневскийРоссия
Вишневский Александр Александрович, доктор юридических наук, профессор департамента частного права
д. 20, Мясницкая ул., г. Москва 101000
Список литературы
1. Защита прав потребителей финансовых услуг / отв. ред. Ю. Б. Фогельсон. М. : Норма, Инфра-М, 2010. 368 с.
2. Bar-Gill O., Sunstein C. R. Consumer misperception and product differentiation // Journal of Risk and Uncertainty. 2024. Vol. 70.
3. Filotto U., Lucarelli C., Marinelli N. Nudge of shared information responsibilities: a meso-economic perspective of the Italian consumer credit reform // Mind & Society. 2018. No. 17. P. 1–14.
4. Grundl S., You Suk Kim. Consumer mistakes and advertising: The case of mortgage refinancing // Quantitative Marketing and Economics. 2019. No. 17. P. 161–213.
5. Hyman M. Responsible Ads: A Workable Ideal // Journal of Business Ethics. 2009. No. 87.
6. Laffey D., Gandy A. Comparison websites in UK retail financial services // Journal of Financial Services Marketing. 2009. No. 14. P. 173–186.
7. Ramsay I. Consumer credit regulation after the fall: international dimensions // Journal of European Consumer and Market Law. 2012. No. 1. P. 24–34.
8. Sunstein C. The Ethics of Nudging // Yale Journal on Regulation. URL: https://openyls.law.yale.edu/handle/20.500.13051/8225.
9. Yeung K. Hypernudge: Big data as a mode of regulation by design // Information, Communication & Society. 2017. Vol. 20 (1). P. 118–136.
Рецензия
Для цитирования:
Вишневский А.А. Новеллы законодательства о рекламе потребительских кредитов. Lex russica. 2025;78(4):25-33. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2025.221.4.025-033
For citation:
Vishnevskiy A.A. Amendments to Consumer Credit Advertising Laws. Lex Russica. 2025;78(4):25-33. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2025.221.4.025-033