Значение идей Д. И. Мейера для современного юридического образования
https://doi.org/10.17803/1729-5920.2019.153.8.017-026
Резюме
В статье анализируется взаимосвязь исторических и традиционных начал российского права и российского юридического образования. Показана актуальность идей профессора Д. И. Мейера в подготовке будущих юристов для современного юридического образования. Речь идет об обязательной связи юридической теории и практики в процессе обучения, что нашло свое отражение в представлениях Д. И. Мейера о практико-ориентированном образовании. Необходимой основой для развития идеи Д. И. Мейера о взаимосвязи практики и юридического образования является юридическая клиническая работа. Мнение Д. И. Мейера о том, что зависимость «меры свободы» от «юридических воззрений народа, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с законом нравственным, т.е. с понятиями о том, что справедливо и что несправедливо», актуально для развития клиентоориентированности современного юридического образования. Д. И. Мейер, как и его современники и последователи, обращал внимание на качество нормативных текстов, что актуально в том числе в связи с тем, что в юридических вузах должное внимание не уделяется такому направлению в образовании, как «норморайтер». Сегодня стала важной концепция соединения практики и теории в подготовке современного юриста, что требует обращения к наработкам Д. И. Мейера и другим нашим предшественникам по вопросу о соединении теоретических и практических начал в юридическом образовании. Невозможно стать высококвалифицированным специалистом в сфере юриспруденции с комплексом необходимых общекультурных и профессиональных компетенций без умения решать практические казусы; без апробирования полученных теоретических знаний на практике; без соответствующих знаний цифровых технологий в области юриспруденции; без умения писать нормативные тексты.
Об авторах
К. М. АрслановРоссия
Арсланов Камиль Маратович, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета
420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18
А. Г. Демиева
Россия
Демиева Айнур Габдульбаровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права юридического факультета
420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18
Список литературы
1. Алексеев С. С., Яковлев В. Ф. О модели юриста и обучении в юридических вузах // Правоведение. — 1976. — № 4. — С. 73—81.
2. Арсланов К. М. О значении практики в юридическом образовании: влияние трудов Д. И. Мейера и его последователей на формирование современной концепции // Научные воззрения профессора Г. Ф. Шершеневича в современных условиях конвергенции частного и публичного права (к 150-летию со дня рождения) : сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Казань, 1—2 марта 2013 г.) / под ред. Д. Х. Валеева, К. Рончки, З. Ф. Сафина, М. Ю. Челышева. — М.: Статут, 2014. — С. 32—36.
3. Арсланов К. М. О практической составляющей российского юридического образования (значение германского правового опыта) // Право и образование. — 2014. — № 6. — С. 47—54.
4. Арсланов К. М. Об использовании иностранного правового опыта при проведении научных цивилистических исследований // Методологические проблемы цивилистических исследований : сборник научных статей. Ежегодник. Вып. 3. 2018 / отв. ред. А. В. Габов, В. Г. Голубцов, О. А. Кузнецова. — М.: Статут, 2018. — С. 58—70.
5. Баранов В. М. Норморайтер как профессия // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2017. — № 6 (119). — С. 16—29.
6. Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи : Закат и падение Римской империи : в 7 т. — М.: Терра, 1997. — Т. 5. — 4480 с.
7. Горбатова М. К. Высшее юридическое образование в современной России: теоретико-правовые аспекты развития : дис. ... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2007. — 243 с.
8. Горюшкин З. А. Руководство к познанию российского законоискусства. — М.: Унив. тип., 1811. — Переплет 1 : Право соседское. — 391 с.
9. Демиева А. Г. О некоторых методологических проблемах преподавания гражданско-правовых дисциплин в высшей школе // Современный юрист. — 2018. — № 3 (24). — С. 138—147.
10. Дыновский К. Задачи цивилистического образования и значение его для гражданского правосудия. — Одесса : Славянская тип. Н. Хрисогелосъ, 1896. — 63 с.
11. Егоров С. А. Юридическое образование в России в первой половине XIX столетия // Новая правовая мысль. — 2002. — № 1. — С. 54—58.
12. Зиппуникова Н. Н. Юридическое образование и наука в императорской России // Вестник Удмуртского университета. — 2007. — № 6. — С. 163—174.
13. Мацкевич И. М. Субъекты законотворчества: к вопросу о норморайтерах и не только // Юридическая наука и практика : Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2018. — № 2 (42). — С. 333—340.
14. Мейер Д. И. О значении практики в системе современного юридического образования. — Казань : Типография Казанского университета, 1855. — 50 с.
15. Мейер Д. И. Русское гражданское право // URL: http://civil.consultant.ru/elib/books/45/ (дата обращения: 19.02.2019).
16. Рассохин А. В. Юридическое образование в пореформенной России : Вторая половина XIX — начало XX в. : дис. ... канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2004. — 252 с.
17. Сборник учебно-методических материалов по гражданскому праву / под ред. Е. А. Суханова. — 2-е изд. — М.: Де-юре, 1995. — 246 с.
18. Соколова А. А. Профессионализм в нормотворческой деятельности: перспективы и вызовы XXI века // Юридическая наука и практика : Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2018. — № 2 (42). — С. 340—343.
19. Томсинов В. А. Юридическое образование и юриспруденция в России в эпоху «великих реформ» (60-е — начало 80-х гг. XIX в.) : учебное пособие. — М.: Зерцало, 2013. — 300 с.
20. Томсинов В. А. Русский законоискусник Захар Аникеевич Горюшкин (1748—1821) // Закон. — 2009. — № 6. — С. 287—295.
21. Челышев М. Ю. О юридических конструкциях в Проекте изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации // Изменения в Гражданском кодексе Российской Федерации: новеллы гражданского законодательства 2012 : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (г. Казань, 15 июня 2012 г.). — М.: Юрист, 2012. — 484 с. — С. 79—86.
22. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. — М.: Юрист, 1995. — 576 с.
23. Шапп Ян. Основы гражданского права Германии. — М.: Бек, 1996. — 283 с.
24. Шугрина Е. С. Юридическая клиника в России: новое или хорошо забытое старое? // Актуальные проблемы российского права. — 2013. — № 7. — С. 898—906.
25. McGinnis J. O. Machines v. Lawyers. As information technology advances, the legal profession faces a great disruption // City Journal. — Spring, 2014. — URL: https://www.city-journal.org/html/machines-vlawyers-13639.html (дата обращения: 04.03.2019).
26. Schapp J., Schur W. Einführung in das Bürgerliche Recht. — 4. Auflage. — München : Verlag Franz Vahlen, 2007. — 272 S.
Рецензия
Для цитирования:
Арсланов К.М., Демиева А.Г. Значение идей Д. И. Мейера для современного юридического образования. Lex russica. 2019;(8):17-26. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2019.153.8.017-026
For citation:
Arslanov K.M., Demieva A.G. Dmitriy I. Meyer's Ideas and their Significance for Contemporary Legal Education. Lex Russica. 2019;(8):17-26. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2019.153.8.017-026