Preview

Lex russica

Расширенный поиск
Том 76, № 10 (2023)
Скачать выпуск PDF

ЮБИЛЕЙ / LIBER AMICORUM

9-22 322
Резюме

Настоящая обзорная статья приурочена к одному из знаковых событий для всего юридического мира и сообщества ученых-конституционалистов — юбилею заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста РФ, почетного работника высшего профессионального образования РФ, доктора юридических наук, профессора Валериана Алексеевича Лебедева. Начало творчества В. А. Лебедева пришлось на непростой для развития российской государственности период реформ, смены парадигмы конституционно-правового развития и коренной перестройки базовых принципов обеспечения и защиты основополагающих прав и свобод человека и гражданина. В статье отмечаются основные вехи научного творчества В. А. Лебедева, связанные с исследованием проблем подлинного народовластия и суверенитета народа, приоритета развития в соответствии с Конституцией РФ и обоснования концепции суверенной демократии, функционирования конституционного механизма защиты прав личности, обеспечения принципа политического плюрализма, построения единой системы публичной власти и единой законодательной системы страны, реализации конституционной реформы. Отмечается критически важная роль научного творчества В. А. Лебедева для переходного и современного пути развития отечественной государственности, глубина и острый, проблемный характер его трудов, уникальная научная прозорливость ученого, не только предвидевшего конституционную реформу, но и раскрывшего ее ключевые понятия-новеллы, подводные камни и перспективы совершенствования конкретных конституционно-правовых институтов. Возможность изучения современных и прошлых научных работ В. А. Лебедева представлена в качестве особой ценности для современной науки конституционного права, поскольку предметом исследования в них являются ключевые понятия и категории теории российского конституционализма, от правильного понимания которых зависит возможность эффективной реализации конституционных принципов существования государства и общества.

ЧАСТНОЕ ПРАВО / JUS PRIVATUM

23-35 346
Резюме

В статье автор исследует процессы изменения законодательства России, которые отражают общие направления, тенденции, сформировавшиеся в обществе. Автором формулируется вывод, что, анализируя тенденции развития отечественного и зарубежного права, можно спрогнозировать основные направления развития законодательства, в том числе особенности применения принципа добросовестности.

В работе отмечается, что одной из тенденций, сложившейся в зарубежных правопорядках, является конституционализация частного права и усиление начал социализации права, выразившихся в эволюции принципа добросовестности. Другим направлением, сформировавшимся в праве, по мнению автора, является распространение принципа добросовестности в публичных правоотношениях, в силу чего этот принцип применяется, в частности, в налоговых отношениях.

В итоге проведенного исследования автор приходит к выводу, что в целях обеспечения единообразия конституционно-правового подхода применения принципа добросовестности, учитывая, что конституционные нормы, принципы и ценности должны выступать непосредственными регуляторами общественных отношений в рамках процесса социализации права, который осуществляется одновременно с постепенным размыванием разграничительной линии между частным и публичным правом, целесообразно распространять гражданско-правовые подходы применения принципа добросовестности, как наиболее эффективные и разработанные, на другие отрасли права, что будет соответствовать многоотраслевой природе данного принципа.

36-44 320
Резюме

Цифровые технологии стали неотъемлемой частью современной жизни. Оказание цифровых медицинских услуг является одной из форм деятельности практически любой медицинской организации. По этой причине актуальны проблемы выполнения медицинским работником своей трудовой функции. При осуществлении медицинским работником медицинского вмешательства с применением цифровых медицинских технологий должны быть приняты во внимание иные критерии оценки надлежащего выполнения им своей трудовой функции. Особенности данных критериев оказывают влияние на установление оснований привлечения медицинского работника к дисциплинарной ответственности.

Труд медицинских работников имеет особое социальное значение. В наши дни практически ни одно медицинское вмешательство не обходится без применения искусственного интеллекта, технологий искусственного интеллекта, роботов, приложений, ботов и др. Широкое распространение они получили в период введения дистанционных форматов труда и локдаунов, когда для дистанционного оказания медицинских услуг применялись различные программные средства.

В трудовом законодательстве закреплены общие основания привлечения медицинских работников к дисциплинарной ответственности, а также традиционные меры дисциплинарной ответственности. Полагаем, что привлечение к дисциплинарной ответственности медицинских работников имеет сильно выраженную специфику. Особенно ярко это проявляется в свете внедрения цифровых технологий в медицинскую деятельность.

На основе анализа современного законодательства и правоприменительной практики нами выявлены специальные основания привлечения к дисциплинарной ответственности медицинских работников, проанализированы типичные случаи нарушения трудовой дисциплины медицинскими работниками, а также выработаны рекомендации по тактике проведения дисциплинарного служебного расследования работодателем (медицинской организацией). Даны рекомендации к закреплению определенных условий в объяснительной записке медицинского работника.

НАУКИ КРИМИНАЛЬНОГО ЦИКЛА / JUS CRIMINALE

45-55 243
Резюме

В статье исследуется эффективность правовых механизмов противодействия коррупции. Проводится анализ экономической выгоды для «взяткополучателя» и «взяткодателя» при избрании различных моделей поведения в типовых ситуациях, классифицируемых по основанию инициирующей стороны, стадии реализации коррупционной сделки и др. Делается вывод, что причиной латентности взяточничества является экономическая выгода для сторон в заключении коррупционной сделки, а также в соблюдении ее конфиденциальности. Данное обстоятельство инициирует необходимость введения в законодательство и правоприменительную практику правовых механизмов, позволяющих экономически стимулировать физических и юридических лиц отказываться от предложения со стороны должностных лиц о даче взятки, уведомлять об этом правоохранительные органы и активно участвовать в процессуальных действиях, направленных на изобличение преступников. Вознаграждение может быть в денежной форме, при этом сумма должна быть существенно выше предполагаемой выгоды от пресеченной коррупционной сделки, и/или в форме предоставления государственной услуги (даже при отсутствии правовых оснований ее получения), и/или в виде отказа государственного органа в требовании исполнения гражданского долга. Автор сравнивает механизм, указанный в названии статьи, с добровольным отказом от совершения преступления, определяет его место в системе поощрительных норм, сравнивает с другими видами вознаграждения за помощь в раскрытии коррупционного преступления, а также проводит анализ зарубежного опыта. Автор предлагает дополнить ряд законодательных актов положениями, регламентирующими реализацию вознаграждения за деятельный отказ от совершения преступления.

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / JUS PUBLICUM

56-70 262
Резюме

В статье сформулирован авторский подход к понятию, видам, признакам целей государственной правозащитной деятельности. В самом общем виде правозащитная деятельность заключается в системе активных действий, осуществляемых государственными органами и организациями, а также институтами гражданского общества и международными организациями, направленных на восстановление нарушенных и создание надлежащих условий для реализации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также коллективных прав и публичных интересов групп граждан, коммерческих и некоммерческих организаций.

В науке предлагается выделять следующие виды правозащитных целей: общие и частные; основные и неосновные; конечные, промежуточные и непосредственные; объективно истинные и объективно ложные; реальные и нереальные; своевременные и несвоевременные; материальные и инструментальные. Имеющиеся научные наработки по данному вопросу, безусловно, представляют значительный интерес, однако в большей степени характеризуют правозащитные цели законодательства, а не правозащитной практики.

Предложены и детально охарактеризованы такие необходимые признаки правозащитной цели, как ее гуманизм, нравственная обоснованность, социальная обусловленность и юридическая значимость.

Сформулирована классификация видов правозащитных целей, предлагается выделять стратегические (общие) и тактические (частные); правоприменительные, правотворческие и «правопросветительские»; позитивные и естественно-правовые правозащитные цели.

В работе сделан вывод о необходимости всестороннего учета в законодательстве и правоприменительной практике целей правозащитной деятельности. Указано также, что необходимой характеристикой правозащитной деятельности является ее осуществление специфическими правовыми методами, которые строго регламентированы положениями действующих нормативных правовых актов или, во всяком случае, не противоречат им, а кроме того, не должны выходить за рамки этических норм и принципов.

71-81 296
Резюме

В контексте санкционных ограничений в отношении РФ, принятых в 2022 г., а также приостановления деятельности в РФ ряда иностранных компаний введение в российское законодательство возможности осуществления параллельного импорта по перечню товаров в целях обеспечения российских потребителей товарами, которые перестали быть доступными на рынке страны, уже может быть оценено всесторонне с учетом всех преимуществ и недостатков подхода. Исчерпание исключительных прав (exhaustion of intellectual property rights) известно в мире довольно давно как инструмент, направленный на обеспечение баланса интересов правообладателей, потребителей и импортеров, а также как инструмент обеспечения международной конкуренции. В конкретном государстве тот или иной режим исчерпания прав вводится с учетом экономических, политических основ функционирования государственной экономики, правовых и эволюционных предпосылок. В статье в обозначенном контексте формулируется ряд выводов и предложений по оптимизации правового режима параллельного импорта в России, рассматриваются таможенные аспекты проблематики, обосновывается целесообразность закрепления непосредственно международного принципа исчерпания прав в российском законодательстве и возможные траектории развития «перечневого» подхода к параллельному импорту. Формулируются общие подходы к охране интеллектуальной собственности в условиях санкций, а также предложения по решению проблем, связанных с использованием объектов авторских прав, принадлежащих правообладателям, приостановившим деятельность в России, следуя режимам санкций. Сформулированные выводы и предложения могли бы быть обобщены и учтены в Стратегии развития интеллектуальной собственности России — документе стратегического характера, который крайне необходим в целях систематизации и оптимизации мер по развитию подходов к охране и стимулированию создания интеллектуальной собственности в России.

82-94 306
Резюме

В статье автор предлагает разделить все обстоятельства, влекущие прекращение производства по делу об административном правонарушении, на три группы. Первая объединяет обстоятельства, которые надо расценивать как неустранимые процессуальные препятствия и при наличии которых данное конкретное производство невозможно в силу процессуальных препятствий, но при этом вопрос об ответственности правонарушителя может быть решен в другом деле. Во вторую группу автор предлагает включить обстоятельства, при наличии которых невозможно привлечение к ответственности из-за отсутствия для этого оснований. Прекращение производства по данным обстоятельствам делает повторное производство невозможным, при этом невиновность лица считается установленной. В третью группу вошли обстоятельства, при наличии которых правонарушитель, чья вина установлена, освобождается от обязанности претерпеть наказание, при этом вывод о противоправности его действий сохраняет силу.

Вторую и третью группу обстоятельств, при которых производство прекращается, автор предлагает считать, по аналогии с уголовно-процессуальным правом, реабилитирующими и нереабилитирующими соответственно. С обстоятельствами из каждой группы должны быть связаны одинаковые последствия — возможность или невозможность отнесения на лицо издержек по делу об административном правонарушении, взыскания в его пользу представительских расходов и компенсации ему ущерба, причиненного фактом административного преследования.

Автор полагает, что отсутствие законодательной регламентации этого вопроса порождает судебные споры и может отрицательно влиять на эффективность защиты прав лиц, в отношении которых безосновательно возбуждено дело о привлечении к административной ответственности.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / JUS GENTIUM

95-114 161
Резюме

Использование критерия «наилучшие имеющиеся научные данные» при установлении зонально привязанных инструментов хозяйствования является отражением сложившейся практики их учреждения. Широкое распространение данного критерия в многочисленных нормативных и рекомендательных актах сопровождается лишь предписаниями относительно повышения качества, надежности и доступности научной информации, без закрепления его юридического содержания. Цель исследования — выявить нормативное содержание критерия «наилучшие имеющиеся научные данные».

Становление критерия «наилучшие имеющиеся научные данные» связано с усилением природоохранного сотрудничества государств и является отражением принципа предосторожного подхода. Когда научные данные недостаточны и есть риск причинения вреда, необходимо действовать в соответствии с обязательством должной осмотрительности и требованиями предосторожности.

Практика применения исследуемого критерия позволяет выделить 3 его сущностных элемента: наилучший характер данных, научный характер данных и доступность (наличие) данных. Наилучший характер данных раскрывается национальными судами посредством ряда признаков: полнота информации, ее надлежащий характер, достоверность, принятие во внимание и оценка различных научных данных. Наличие «незначительных неточностей» не свидетельствуют о том, что данные не являются наилучшими. Доступность (наличие) данных подразумевает, что органы власти должны принимать решения на основе научных данных, полученных ими либо представленных научным сообществом на момент принятия решения. Наилучшие «имеющиеся» данные не означает наилучшие «возможные» данные. Органы власти не обязаны продуцировать новые научные данные. Научный характер данных подразумевает использование надлежащих, объективных, беспристрастных, прозрачных, окончательных, интерпретируемых данных, полученных с помощью надлежащих методов исследования, отражающих любые неточности и риски их использования, а также прошедших независимую экспертную оценку.

Международные и национальные судебные органы избегают формулирования определения научных данных и рассматривают вопросы, связанные с оценкой научного характера информации, сквозь призму требований к научным исследованиям.

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / COMPARATIVE STUDIES

115-124 185
Резюме

В современных условиях основным направлением технологической политики Российской Федерации является обеспечение технологического суверенитета. Создание критических и сквозных технологий собственных линий разработки и производство на их основе товаров, работ и услуг возможно только в условиях интеграции и кооперации научно-исследовательской и производственно-технической деятельности. Функционирование системы инновационной кооперации невозможно без непосредственного участия в ней государственных институтов развития, которые выполняют организующую роль, обеспечивают создание и развитие инфраструктуры.

В работе анализируется деятельность государственных институтов развития в странах Азии (Китайской Народной Республике, Японии, Республике Индии, Республике Казахстан и Республике Сингапур), их функции, в том числе по обеспечению коммерциализации научных исследований и трансфера технологий. Опыт выстраивания системы инновационной кооперации названных стран представляет непосредственный интерес, во-первых, ввиду наличия развитых экономических отношений между Российской Федерацией и рядом анализируемых стран, во-вторых, поскольку именно странам Азии удалось совершить технологический прорыв в достаточно короткие сроки.

Проведенный анализ показал, что государственные институты развития в анализируемых странах создаются в качестве государственных компаний, находящихся в подчинении правительственных структур, и выполняют функции по реализации государственных стратегий научно-технического развития. Направления деятельности рассматриваемых институтов зависят от уровня развития экономики и выбранного типа (характера) технологической модернизации. Государственные институты развития являются холдингами, при этом имеется тенденция к их объединению и укрупнению. Однако проводимые государствами реформы не всегда имеют положительные итоги.

КИБЕРПРОСТРАНСТВО / CYBERSPACE

125-134 1069
Резюме

Большие данные (big data) на современном этапе обладают значительной потенциальной ценностью, однако их гражданско-правовой режим остается неопределенным. Сегодня технологии больших данных неразрывно связывают с технологиями искусственного интеллекта. Кроме того, определение особенностей правового регулирования исследуемых отношений невозможно без решения такого аспекта проблемы, как защита личных неимущественных прав, поскольку именно информация о человеке, его предпочтениях, его персональных данных приобретает самостоятельное значение. Сложности в выявлении особенностей больших данных как объекта гражданских прав связаны с тем, что они включают в себя не только различные виды информации, но и технологические решения, направленные на ее сбор, хранение, обработку и анализ. На основе проведенного исследования нормативных источников, судебной практики и доктрины можно сделать вывод о том, что осуществление и защита прав на большие данные возможны в рамках отношений, складывающихся по поводу результатов интеллектуальной деятельности, в связи с чем использование информации, входящей в состав больших данных, и ее обработка могут быть осуществлены на основе лицензионных соглашений с правообладателем. В случае если передаются сведения, полученные в результате применения технологий больших данных, на основе проведенного анализа содержащейся в них информации, речь может идти о заключении договора оказания услуг по предоставлению информации. При определении гражданско-правового режима больших данных необходимо соблюсти баланс публичных и частных интересов. При осуществлении прав на большие данные правообладатель должен соблюдать личные неимущественные права лиц, информация о которых в итоге формирует большой объем данных, в том числе обеспечить конфиденциальность персональных данных, а в случае их распространения — получить согласие на это пользователя в установленном законом порядке.

135-145 493
Резюме

Одним из направлений цифровизации является введение цифрового исполнительного производства. В статье анализируются: специфика цифрового исполнительного производства в соотношении с предшествующим этапом защиты права — судебными и внесудебными порядками; проблемы устранения правовых и фактических ошибок, допущенных на этапе подтверждения права; совместимость механизма поворота исполнения с цифровым исполнительным производством. Оцениваются совместимость текущих правил исполнительного производства с упрощенным цифровым исполнительным производством и риски дополнительных бюджетных расходов, связанные с несовершенным механизмом поворота исполнения в цифровом исполнительном производстве. Выделены три варианта исполнительных производств, в которых могут быть задействованы информационные технологии: упрощенное обращение взыскания на денежные средства, обращение взыскания на иное имущество, обращение взыскания на цифровые активы. Обосновано, что упрощенное исполнительное производство, применяемое в отношении денежных взысканий, должно исключить возможность взыскания через банки и работодателя. На основании анализа статистических данных демонстрируется, что большинство взысканий потребует перехода из цифрового исполнительного производства в ординарное исполнительное производство, следовательно, необходимо решение проблемы регулирования вопросов предоставления срока на добровольное исполнение, взыскания исполнительского сбора, ареста имущества и т.д. В ординарном исполнительном производстве использование информационных технологий должно быть направлено на решение проблемы обнаружения имущества неисполняющего должника; это требует законодательных и технологических решений по перекрестному анализу информации, необходима единая база сведений о долговых обязательствах, имеющихся денежных средствах, имуществе лица и его расходах, совмещенная с базой, обеспечивающей возможность применения типичных запретов, лишения типичных льгот и преимуществ. Сделан вывод, что для продвижения национальной юрисдикции в трансграничных спорах необходимо развивать направление разрешения споров в отношении цифровых активов, и предложены конкретные меры для этого развития.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)
ISSN 2686-7869 (Online)