Preview

Lex russica (Русский закон)

Расширенный поиск
№ 2 (2020)
Скачать выпуск PDF

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / PHILOSOPHIA LEX

9-24 93
Аннотация

Статья посвящена одной из фундаментальных проблем социальной науки — проблеме порядка. Когда социально обусловленный порядок начинает восприниматься как данность, происходит слияние его смыслов со смыслами, укорененными в космосе. Номос и космос начинают сосуществовать вместе. Порядок наделяется стабилизирующей силой, которая черпается из более мощного источника: космизация предполагает отождествление этого осмысленного мира с миром как таковым.

Власть и закон в своих действиях направлены на создание и сохранение порядка как системы. В самой системе складывается структура формирования техники, направленная как к поддержанию существующего порядка, так и к его изменению. Техника, подобно некоей анонимной власти, господствует над обществом, однако и само общество делает себя зависимым от техники тем, что вообще решается ее применить. Рождается особое пространство технологической власти, в котором выражены актуальные определяющие его структуру влияния. Власть и право приобретают в этом контексте качественно новые черты.

Техника власти может пониматься как своеобразная «демократия», нормироваться в соответствии с ее конститутивными предпосылками и вновь получать свое давно утраченное моральное обоснование.

ЧАСТНОЕ ПРАВО / JUS PRIVATUM

25-32 94
Аннотация

Условием проведения реквизиции является наличие чрезвычайных обстоятельств, которые следует понимать как обстоятельства, непредотвратимые при данных условиях. Гражданский кодекс РФ предоставляет государственным органам известную свободу в проведении реквизиций, поскольку вряд ли возможно перечислить все исключительные обстоятельства, когда экстренно могут потребоваться дополнительные технические средства или иное имущество как для предотвращения развития чрезвычайных ситуаций, так и для устранения их последствий.

Гражданско-правовая конфискация предполагает прекращение частной собственности и возникновение государственной собственности на конфискованное имущество. Поэтому нельзя признать конфискацией изъятие контрафактных материальных носителей согласно п. 4 ст. 1252 ГК РФ, поскольку изготовление их было совершено с нарушением закона и потому на них не возникло право собственности. В работе также обоснован вывод, что при национализации соответствующее имущество должно поступать не в собственность государства, а в общенародную собственность. По мнению автора, существующая в настоящее время государственная собственность не содержит в себе намеков на собственность всенародную, в связи с чем можно констатировать, что российский народ еще больше, чем ранее от имущества государства, отстранен от государственной собственности. Всенародная собственность послужит основой гражданского общества.

33-43 130
Аннотация

В течение последних лет вопросы применения законодательства в области персональных данных стали предметом внимания ученых-юристов. С развитием цифровых технологий особую актуальность приобретает проблема защиты персональных данных. Значение персональных данных настолько велико, что некоторые ученые квалифицируют их как нематериальные блага.

В целях защиты интересов граждан наше государство принимает меры по локализации данных о гражданах путем законодательного регулирования российского сегмента Интернета. Применяются также и такие меры, как право на забвение и обезличивание персональных данных.

Однако, как показывает практика, в том числе и судебная, имеющиеся средства защиты персональных данных являются недостаточными в условиях использования новых технологий. Вместе с тем практика применения законодательства о персональных данных выявляет ряд проблем, которые требуют своего решения. Много вопросов вызывает в практике деятельности государственных органов отнесение к персональным данным конкретной информации о физических лицах. Согласно действующей редакции ст. 3 Федерального закона персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). При этом закон не определяет, какие конкретно данные о физическом лице относятся к персональным данным. В силу такого широкого понимания персональных данных и возникают вопросы об отнесении к ним той или иной информации о физическом лице. В связи с этим важной теоретической задачей представляется определение критериев отнесения конкретных сведений о лице к персональным данным.

Особенно актуальными являются усиление ответственности за нарушение законодательства о персональных данных, определение приоритетов в вопросе обеспечения нейтральности Интернета, решение проблемы соотношения открытого режима общедоступных данных и необходимости защиты персональных данных. По мнению автора, необходимо обеспечить с помощью комплекса мер приоритет обеспечения защиты персональных данных граждан. Эта проблема приобретает особое значение в связи с подготовкой новых законов о цифровом профиле гражданина.

НАУКИ КРИМИНАЛЬНОГО ЦИКЛА / JUS CRIMINALE

44-62 224
Аннотация

Состязательный характер любого судебного разбирательства, свойственный правосудию и соответствующий его природе, проявляется в уголовном процессе при рассмотрении не только уголовных дел, но и так называемых дел судебного контроля, осуществляемого в досудебном производстве. В настоящей статье исследованы особенности состязательного построения судебно-контрольных производств в российском уголовном процессе, обусловленные назначением и предметом судебного контроля в досудебных стадиях. Автор анализирует специфику конфликтного отношения, сущность правового спора и субъектный состав процессуальных сторон по делам судебного контроля, а также особенности инициирования судебно-контрольных производств и распределения бремени доказывания между сторонами, раскрывает трансформацию процессуальных ролей основных участников состязательного судебного разбирательства при переносе спорного вопроса из основного производства по уголовному делу на рассмотрение в порядке судебного контроля в рамках обособленного производства. Рассмотрены также такие характерные для отдельных форм судебного контроля черты, как привлечение к участию в деле третьих лиц, имеющих в судебно-контрольном деле собственный интерес, и ограничение участия в судебном заседании заинтересованной стороны. Особо выделена проблема двусмысленного (с позиции принципа состязательности) процессуального положения прокурора в судебно-контрольных производствах, в которых самостоятельной стороной выступают следователь и (или) руководитель следственного органа, предложены альтернативные варианты ее устранения. Делается вывод о необходимости в ходе нормативного регулирования судебно-контрольных процедур и в практике правоприменения учитывать специфику дел судебного контроля и своеобразие проявления в них состязательного начала.

63-74 215
Аннотация

В статье обсуждается вопрос о специально-юридическом способе толкования норм уголовно-процессуального права. На примере уголовно-процессуального права автором обосновывается самостоятельный характер специально-юридического способа толкования, его отличия от грамматического и систематического (системного) способов толкования права, а также место данного способа среди других способов толкования. К предмету специально-юридического толкования относятся: специальные юридические термины, понятия, категории, юридические конструкции, типы (закономерности) правового регулирования, правила юридической техники, теоретические положения. Подавляющее большинство такого рода толкований осуществлены Пленумом Верховного Суда РФ и Конституционным Судом РФ, что обусловлено необходимостью единого понимания уголовно-процессуальной терминологии. В отличие от грамматического толкования, где проводится лингвистический анализ текста закона систематического, где при толковании учитывается место нормы в системной взаимосвязи с другими нормами, при специально-юридическом толковании главным источником информации являются юридические знания — знания закона и юридическая теория. Если специально-юридическое толкование осуществляется официальным органом, то, как правило, оно является нормативным. Также, основываясь на правовых позициях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, автором приводятся конкретные примеры «эволюции» правовых позиций от специально-юридического толкования до принятия и изменения правовых норм. Исследуется судебная практика, содержащая результаты специально-юридического толкования уголовно-процессуальных норм — юридические понятия и термины, определяющиеся одинаковыми словами, но имеющие разное значение в зависимости от отрасли права, в которой они используются. Приводятся также примеры определения отраслевой принадлежности нормы права посредством специально-юридического толкования.

75-91 89
Аннотация

Проблемы понимания уголовно-правовой охраны конкуренции являются весьма актуальной темой исследования. В доктрине уголовного права не существует единообразного мнения на этот счет. Однако появление общей концепции защиты конкуренции могло бы способствовать, в частности, более эффективному противодействию картелям, которые представляют угрозу экономической безопасности страны, а также иным противоправным формам ограничения конкуренции. Все имеющиеся позиции исследователей по вопросу необходимости самостоятельной уголовно-правовой охраны конкуренции можно разделить на две категории — одни авторы выделяют соответствующую группу преступлений против конкуренции, другие включают их в общую или специальную группу преступлений в сфере предпринимательской деятельности. В статье обосновывается авторская позиция относительно вопросов признания конкуренции самостоятельным объектом уголовно-правовой охраны и складывающихся вокруг нее проблем. Ответы на существующие в уголовном праве вопросы охраны конкуренции автор попытался найти в других сферах знания и пришел к выводу о том, что они могут быть обоснованы экономическим подходом к анализу понятия «конкуренция», связанных с нею как экономических, так и правовых процессов и явлений. Посредством изучения научных экономических воззрений имеющие место в науке уголовного права взгляды могут быть как подтверждены, так и опровергнуты. Помимо этого, способствовать решению отдельных вопросов может межотраслевой правовой подход. Так, наука конституционного, уголовного, гражданского и конкурентного права, а также правоприменение в этих сферах выработали и укрепили ряд идей регулирования экономических (предпринимательских) отношений и их защиты. Одна из них основывается на добросовестности поведения субъектов экономической деятельности, неотъемлемым элементом которой является конкуренция. Автор приходит к выводу, что необходимость уголовно-право- вой охраны конкуренции предопределена как Конституцией РФ, так и иными нормативными правовыми актами, и предлагает понимать в качестве ее объекта добросовестные конкурентные отношения.

92-105 121
Аннотация

Составы некоторых преступлений предполагают наличие у субъекта специальных признаков, указанных в диспозиции статьи Особенной части уголовного закона. Анализ этих признаков позволяет относить их к статусно-ролевым характеристикам личности, что обуславливает возможность использования социологической теории социальных статусов и ролей в целях криминологического изучения механизма умышленного преступного поведения и места в нем указанных характеристик. С учетом сложившегося представления об элементах механизма преступного поведения обосновывается влияние социального статуса и роли личности на ее нравственное формирование, возникновение и развитие криминальной мотивации, значение для конкретной жизненной ситуации и самого процесса совершения преступления. Вместе с тем автор воздерживается от вывода о наличии причинной связи между статусно-ролевым положением лица и совершением преступления, а взяв за основу социологические исследования, при- ходит к заключению о том, что социальный статус и роль предопределяют, с одной стороны, содержание и характер взаимодействий индивида с обществом, а с другой — оказывают влияние на личностные характеристики индивида, его потребности, систему ценностей, корректируя их. Иными словами, применительно к механизму умышленного преступного поведения социальный статус и роль имеют двоякое значение, поскольку выступают и внутренними условиями, и внешними факторами его совершения. Так, в качестве внутренних условий они обуславливают появление у личности таких особенностей, которые отражаются и на особенностях социальной перцепции, мотивообразования и целеполагания. А выступая в качестве внешних факторов, социальный статус и роль характеризуют конкретную жизненную ситуацию, в которой совершается преступление и которая, будучи осознанной виновным, также влияет на процессы мотивообразования и целеполагания.

ТЕОРИЯ ПРАВА / THEORIA LEX

106-124 75
Аннотация

Значение юридического прогнозирования заключается в исследовании правовых явлений и процессов, происходящих в них под влиянием экономических, политических, демографических, идеологических, международных факторов изменений, и в выработке предложений по оптимальному развитию законодательства для их последующего включения в планы законотворческих работ. Главная методологическая проблема юридического прогнозирования состоит в раскрытии сущности категории «правовая система и будущее», динамика которой предопределяет качество прогностических исследований на всех уровнях: стратегии развития российского законодательства; правовых учреждений; право- образования и правотворчества; правового поведения личности (социологический аспект прогнозирования). Представляя собой систему определенных теоретических принципов, форм и способов, а также гносеологических закономерностей получения вероятностных суждений о будущем состоянии правовых и государственных явлений и процессов, методология юридического прогнозирования направлена на повышение эффективности нормативных актов во всех отраслях права и обусловливает наиболее рациональные пути развития правовой системы в целом. В статье подвергается анализу состояние нормативно-правового регулирования в сфере охраны материнства, детства и семьи, социального обеспечения, трудовых правоотношений и некоторых других областях социальной действительности. Используя методы юридического прогнозирования, автор выстраивает социально-правовые институционально-отраслевые модели, основанные на учете политико-правовых, социально-экономических и духовных факторов, которые являются важными ориентирами совершенствования социальных правоотношений, правовых институтов и норм, и предлагает конкретные меры по модернизации законодательных установлений в социально-правовой среде, соответствующих происходящим в обществе социокультурным процессам и предполагаемым изменениям социокультурных условий в будущем на основе имеющих место либо предвосхищаемых социальных потребностей. Вывод: современный этап и социальная динамика общественного развития требуют неотложных законодательных мер по обеспечению достойного существования человека и реализации положения ст. 2 Конституции РФ о его правах и свободах в качестве высшей ценности.

125-132 74
Аннотация

В статье рассмотрена значимость антитеррористической функции государства, которая заключается в возможности нейтрализации основных угрозообразующих факторов противоправных посягательств на конституционный строй: 1) радикализм; 2) вражда и ненависть; 3) экстремизм; 4) терроризм. Целью статьи является поиск эффективного обеспечения всех направлений антитеррористической функции государства: 1) профилактика; 2) борьба; 3) ликвидация вредных последствий; 4) самообеспечение. Анализ категории «антитеррористическая функция государства» осуществляется в совокупности диалектического и системного методов исследования, а также путем концептуального подхода выделения новых форм осуществления. В ходе анализа в статье сформулирована и научно обоснована авторская позиция: обеспечение антитеррористической функции государства определяет социальное назначение и социальную значимость профилактики терроризма как первостепенного направления антитеррористической деятельности. В статье отражена актуальная особенность рассматриваемой функции — социально-политическая составляющая противодействия терроризму как точка соприкосновения противоборствующих субъектов. Трансформация проявлений терроризма, создающая угрозы индивидуальной, общественной, государственной, коллективной, региональной, международной безопасности, требует от антитеррористических субъектов действовать на опережение. Гражданин, защищенный от террористического воздействия, будет ожидать от государства продолжения такого безопасного состояния. При этом среднестатистический гражданин далек от возможности участия в укреплении антитеррористической функции государства. Обособленная совокупность государственных мероприятий представляет интерес в ходе систематизации функций современного российского государства. Современные террористы, используя достижения человечества, встраиваются в неуязвимый актор планетарного уровня. Попытки снижения данных проявлений до приемлемого уровня только лишь антикриминальными методами правоохранительных органов сравнимы с провалом и началом воспроизводства терроризма. Без комплексного подхода в антитеррористической сфере невозможно создать устойчивое развитие и условия для реализации национальных интересов. Данная система формируется, реализуется, оптимизируется, совершенствуется и гармонизируется под влиянием многих социально-политических факторов. Устойчивость изучаемой системы является условной в связи с изменчивостью воздействующих на ее процессы различных внешних и внутренних источников государственного управления.

КИБЕРПРОСТРАНСТВО / CYBERSPACE

133-140 81
Аннотация

Автор исследует юридические аспекты возникновения рисков сетевых пространств, когда закладываются правовые императивы перевозки и пребывания партии опасных грузов на борту судна. Делается вывод о сложности выбора права, подлежащего применению, в этой связи ориентиром могут послужить те материальные нормы, что составляют пространство операционного риска. Выбор их часто предшествует начислению активов чистой операционной прибыли. В то время как многообразие юридических фактов, с которыми приобретатель имущества по прибытии связывает свое право на подачу владельческого иска, формулируется либо в договоре подключения, либо присоединения. Поэтому выделены отдельные предпосылки возникновения предпринимательских, а также юридических рисков на стадии отказа от потребительского страхования в пользу имущественной его квалификации. Показано, какие обременения сопутствуют проблемам оптимизации расходов страхования от киберрисков, если страховые компании хотя и находят свое предложение выгодным для клиентов, однако основу риска финансовой потери все равно составляет восстановление утраченных данных. Страховщик вынужден распорядиться передовыми аналитическими разработками, такими как, предположим, блокчейн или очень распространенные сегодня смарт-контракты. Страхователи, в свою очередь, пользуются цифровой дистрибуцией, иными моделями виртуального сервиса, чтобы не только сократить до минимума затраты, но и получить конкурентные преимущества. Автор проанализировал нормы конвенционных актов о трансграничной морской перевозке опасных грузов. Исследованы Международные стандарты теле- и радиокоммуникаций ISO/IEC 11801 и ISO/IEC 27001 (ISMS — 2018 г.), делается вывод об отождествлении угрозы технологическим ресурсам и комплексной правовой стратегии владельческой защиты.

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / COMPARATIVE STUDIES

141-152 72
Аннотация

В статье рассматриваются полномочия судебной власти по обеспечению верховенства закона в сфере государственного управления и местного самоуправления, которые, по мнению авторов, заключаются в осуществлении судами функции судебного контроля. Наделение судебной власти функцией судебного контроля и расширение сферы его осуществления являются одним из механизмов, которые в условиях обеспечения верховенства закона необходимы для того, чтобы каждый мог реализовать свою конституционную свободу обжалования в суде незаконных актов, решений, действий либо бездействия органов государственной власти, их должностных лиц, государственных служащих. Очевидно, что в реализации второй институциональной реформы по обеспечению верховенства закона значительно усиливается роль судебной власти. На сегодняшний день верховенство закона в сфере государственного и местного самоуправления обеспечивается осуществлением судебного контроля судами общей, специальной и высшей юрисдикции, а также специализированными составами судов Республики Казахстан, в соответствии с законодательством РК о гражданском и уголовном судопроизводстве и об административных правонарушениях. Однако, как показало исследование, параллельно проводимые в Республике Казахстан административно-правовые и судебно-правовые реформы повлекли за собой, с одной стороны, усиление судебного контроля в сфере государственного управления и местного самоуправления, а с другой стороны, ограничение конституционного права на судебную защиту и свободу обжалования в суде. По мнению авторов, шаги по оптимизации судебных инстанций, заключающиеся в переходе от пятиуровневой судебной инстанции к трехуровневой судебной инстанции, не достигли своей основной цели — упрощение доступа к правосудию.

153-164 155
Аннотация

Институт соучастия в преступлении в целом представляет собой одну из наиболее проблемных сфер для уголовно-правовой доктрины и правоприменительной практики. Проблеме соучастия в преступлении, которое выступает в качестве одного из фундаментальных институтов уголовного права разных стран, уделяется повышенное внимание в юридической науке Китая и России, что объясняется в первую очередь важным значением данного института.

В китайском уголовном законодательстве вопросам соучастия в преступлении посвящены всего пять статей Общей части (ст. 25—29 УК КНР). Кроме того, во многих статьях Особенной части УК КНР подстрекательство, пособничество, а также приготовление, создание, руководство, участие в какой-либо преступной группе образуют оконченное преступление. Это такие составы преступления, как: подстрекательство к расколу государства (ч. 2 ст. 103), подстрекательство к свержению государственной власти (ч. 2 ст. 105), подстрекательство к осуществлению террористической деятельности (ст. 120), оказание финансовой помощи террористической деятельности (ст. 120.1), оказание помощи информационно-сетевой преступной деятельности (ст. 287.2), подготовительные действия к террористической деятельности (ст. 120.2), организация, руководство, участие в террористической организации (ст. 120), организация, руководство и активное участие в организациях мафиозного характера (ст. 294) и т.п.

В действующем УК РФ семь статей Общей части (ст. 32—36, ст. 63, 67 УК РФ) посвящены институту соучастия. Кроме того, групповое совершение преступления рассматривается в качестве квалифицированного или особо квалифицированного вида конкретных преступлений (например, ст. 105, 117, 158, 164 УК РФ) либо образует конститутивный признак отдельных преступлений (например, ст. 208, 209, 210 УК РФ, которые предусматривают уголовную ответственность за само создание формирования, банды или сообщества или участие в них).

В статье рассматривается китайское и российское уголовное законодательство в части нормативной регламентации института соучастия в преступлении, значительное внимание уделяется анализу уголовного законодательства Китая и России в сфере правовой регламентации понятия, формы соучастия, видов со- участников и принципов привлечения их к уголовной ответственности. В ходе исследования автор также предпринимает попытку проанализировать некоторые спорные вопросы, связанные с институтом соучастия в преступлении, такие как соучастие в неосторожном преступлении, опосредованное исполнительство, юридическая природа соучастия в преступлении.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / NOVUS LEX

165-173 118
Аннотация

В результате комплексного анализа содержания предусмотренных в ст. 246, 247, 250—252, 254 УК РФ общественно опасных последствий раскрыто их содержание, установлено отсутствие единого подхода к интерпретации отдельных последствий, системности в толковании отдельных терминов. Сделан вывод о том, что сформированная в большинстве указанных составов преступлений двухступенчатая система общественно опасных последствий существенно затрудняет правоприменительную деятельность. Выявлено, что одним из наиболее успешно применяемых составов указанных экологических преступлений является ч. 1 ст. 247 УК РФ, сформулированная как состав реальной опасности. Точное описание правовых конструкций, использованных при конструировании указанных составов преступлений, позволит определить de lege lata пределы квалификации, разграничить их между собой и отграничить от смежных составов административных правонарушений. Раскрыто содержание таких общественно опасных последствий, как: существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных, причинение вреда здоровью человека, существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, смерть человека, массовое заболевание людей, распространение эпидемий или эпизоотий, причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, иные тяжкие последствия. Предложения de lege ferenda включают в себя унифицированную систему общественно опасных последствий, которые могли бы универсально использоваться в рассматриваемых составах преступлений. Предлагаются следующие общественно опасные последствия. По частям первым: создание реальной угрозы причинения существенного вреда здоровью человека, окружающей среде, животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. По частям вторым: причинение вреда здоровью человека, существенного вреда здоровью человека, окружающей среде, животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. По частям третьим: причинение по неосторожности смерти человека. По частям четвертым: причинение по неосторожности смерти двум или более лицам.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)
ISSN 2686-7869 (Online)