Preview

Lex russica

Расширенный поиск
Том 75, № 12 (2022)
Скачать выпуск PDF

ЧАСТНОЕ ПРАВО / JUS PRIVATUM

9-20 324
Резюме

В статье исследуется одно из направлений применения права, методологическим инструментарием которого является индивидуализированный подход к нормам права с последующим их расширительным толкованием применительно к конкретным правовым ситуациям. Подобным образом определяется вектор нормотворческой деятельности в отношении транспортировки сырой нефти и продуктов ее переработки полностью морским путем. В работе не только отражены основные доктрины правопонимания, но и представлена оценка их правоприменительного потенциала, способности влиять на формирование отраслевых, межотраслевых институтов права. Рассматривается финансовое посредничество и хеджирование, которое выполняет те же дилерские функции, но с гораздо меньшими затратами, чем классические банковские институты. Особый интерес для автора представляет реализация института производного кредитного инструмента в правоприменительной практике. В работе рассмотрено такое явление, как противостояние естественного и позитивного права в контексте предпринимательской деятельности. Перевозка партий нефтепродуктов рассматривается как возмездное пользование имуществом. Позитивистское правопонимание видится автору не менее важным. В работе выявлено, насколько оно может послужить основанием для принятия управленческих решений по рыночным рискам, рискам изменения портфелей финансовых инструментов, рискам вероятных убытков.

Операции с цифровым активом вполне обоснованно относятся к сфере хеджирования, если сохраняется причинно-следственная связь между видами базисного актива и стратегией хеджирования, с применением цифровых примеров. Коллизионные привязки к закону валюты платежа, срокам и объемам выплат рассматриваются как в русле стратегий хеджирования, так и утилитарно в контексте совершения записи о переходе прав. Автором делается вывод о предназначении коротких и длинных позиций нетто-активов, хеджируемых против лимитов маржинальной торговли, если обеспечение сделки по транспортировке нефти будет признано недостаточным. Коммерсанты получают заемный капитал под залог своего собственного.

Управленческие решения обеспечивают последовательность идентификации всех актуальных рисков, позволяют привлекать для формирования заемного покрытия исключительно лицензированных контрагентов, регулярно пополняя резервы ликвидных средств при проведении операций с виртуальными валютами, иными обезличенными (в персональном отношении) активами. Управленческие решения рассматриваются как одно из мерил стоимости, хеджирование сходно кредитному договору, так как имеет общую с ним цель — добиться обязательности транша для тех производных финансовых инструментов, которые неизменно сохраняют высокий уровень ликвидности и волатильности.

21-30 341
Резюме

В статье предложено теоретическое обоснование стандартов ESG в качестве потенциальной модификации принципов права в сфере создания и ведения социально ответственного бизнеса. Рамки традиционных дискуссий о степени участия государства в экономике, а также о государстве как субъекте частноправовых отношений могут быть несколько расширены за счет постановки общетеоретического вопроса практической направленности о том, каковы грани и пределы взаимодействия и взаимовлияния собственно правовых и иных социальных регуляторов и насколько может быть полезен кумулятивный эффект их регулирующего воздействия для целей устойчивого развития, которые на сегодня являются общепризнанной перспективой для всего человечества. Будучи принципами устойчивого развития в преломлении к созданию и ведению бизнеса, стандарты ESG обладают качеством социальной нормативности, но в настоящее время находятся на такой стадии функционирования, когда единообразное понимание ключевой терминологии еще не достигнуто, что обусловливает разные подходы к формированию и урегулированию данной сферы. В статье проведен анализ понятия стандартов ESG, а также их составляющих в аспекте сопоставления с принципами права. Точки соприкосновения стандартов ESG и частноправовых принципов обусловлены их общей природой как базовых мировоззренческих предписаний. Показано, что устойчивость, системообразующий характер и функционал, будучи параметрами стандартов ESG, крайне сближаются с принципами частного права, согласуются с ними, что дает возможность эффективно сочетать различные способы нормативного урегулирования предпринимательской деятельности, отвечающей современным запросам и ожиданиям общества. Эта задача особенно актуальна для России с учетом высокой регуляторной нагрузки на бизнес, а также негативных стереотипов массового сознания в восприятии предпринимательства как такового.

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / JUS PUBLICUM

31-42 311
Резюме

В контексте развиваемой автором конституционно-правовой концепции ответственного делегирования власти народом в статье рассматривается ряд теоретических и практических вопросов, значимых для современного этапа развития местного уровня единой системы публичной власти в России. Сформулированы следующие ориентированные на практическую реализацию положения:

1) в ближайшей перспективе возможно рассмотреть вопрос о разработке по инициативе Российской Федерации новых концептуальных документов, содержащих международные стандарты в области организации и осуществления местного самоуправления, основанных на самобытном российском опыте, что может способствовать выходу нашей страны на позиции международного лидерства в сфере установления соответствующих правовых стандартов;

2) своевременным, актуальным и значимым в доктринальной и нормотворческой плоскостях является стратегический поворот от сконцентрированности местного самоуправления преимущественно на вопросах местного значения, задачах локального характера к его органичной встроенности в единый, эффективно работающий механизм достижения национальных целей развития в масштабах всей страны и продвижения национальных интересов;

3) современная стратегия развития местного самоуправления должна включать широкий спектр положений, предполагающих опору на сплочение местных сообществ и консолидацию их усилий для ответственного участия в решении местных и общегосударственных задач; в этом ключе должно развиваться понимание категории «местное сообщество»;

4) особо актуально системное развитие кадрового потенциала муниципальной службы, в том числе создание стимулирующих механизмов, способствующих привлечению на службу в органы местного самоуправления квалифицированных кадров.

Изложен ряд конкретных предложений, соответствующих этим векторам.

43-51 366
Резюме

В статье впервые проанализированы федеральные конституционные законы о вхождении в состав Российской Федерации новых ее субъектов — Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей — в части регулирования территориальной организации местного самоуправления. Автором дана оценка предстоящих преобразований, высказаны и обоснованы предложения о необходимости расширения системы муниципальных образований в новых субъектах РФ за счет включения в нее поселений как территорий местного самоуправления. Реализация такого положения будет соответствовать Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и позволит населению сельских и других населенных пунктов более активно участвовать в местном самоуправлении.

В статье раскрываются принципы территориальной основы местного самоуправления и выясняются возможности их сохранения в условиях осуществляемых преобразований местного самоуправления, обусловленных внесением в 2020 г. поправок в Конституцию РФ. Автор характеризует закрепленные в законодательстве процедуры обеспечения изменения границ муниципальных образований, преобразования и упразднения муниципальных образований, анализирует нормы соответствующих законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов, конкретизирующих порядок решения территориальных вопросов местного самоуправления, иллюстрируется процесс укрупнения муниципальных образований на примере Московской области. Отмечается, что в РФ сложилось трехуровневое правовое регулирование муниципально-территориального устройства, включающее федеральное и региональное законодательство и муниципальные правовые акты. Это позволяет максимально полно определить материальные полномочия органов публичной власти в данной сфере местного самоуправления и определить процессуальный порядок их обеспечения. С учетом полученных результатов анализируется проект федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» с целью выявления степени устойчивости сложившейся системы территориальной организации местного самоуправления. Автор резюмирует, что принятие названного законопроекта не повлечет ее существенного изменения, ее принципов и не изменит порядок решения вопросов территориальной организации муниципальной власти.

НАУКИ КРИМИНАЛЬНОГО ЦИКЛА / JUS CRIMINALE

52-62 487
Резюме

Цели наказания, закрепленные в ч. 2 ст. 43 УК РФ, фактически должны выступать одним из ключевых ориентиров для правоприменителя при индивидуализации наказания. Вместе с тем существующая конструкция справедливо критикуется как абстрактная и лишенная практического смысла. Цель статьи состоит в выработке рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства в части регламентации ориентированных на практику целей наказания. Для достижения поставленной цели: доказана неуместность причисления норм о целях наказания к декларативным нормам; указано на некорректность указания в качестве целей наказания восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения новых преступлений, а также на стабильное невыполнение цели исправления осужденных с учетом показателей рецидивной преступности в России (с 2008 по 2021 г.); аргументирована точка зрения о целесообразности нормативного закрепления двух целей наказания (с учетом требований унификации (корреляции с задачами УК РФ), а также объективных возможностей и ожидаемых результатов): безусловное и полное восстановление нарушенных преступлением прав и исправление осужденного. С учетом специфики существующей системы видов наказаний, фактически делающей недостижимой первую из указанных целей, предложена корректировка норм, регламентирующих отдельные виды наказания (по существу — включение в исключительно фискальный характер существующих наказаний реституционных начал): первоочередное возмещение ущерба, причиненного потерпевшему, и лишь при полной (или максимально возможной в конкретных обстоятельствах) компенсации всех нарушенных прав потерпевшего возмещение в бюджет государства. Отстаивается точка зрения о том, что цель исправления осужденного, несмотря на труднодостижимость (особенно уголовно-правовыми средствами), необходима, поскольку обладает некоторым регулятивным потенциалом.

63-76 322
Резюме

В статье рассмотрены проблемы законодательной регламентации и правоприменительной практики, возникающие в связи с представлением результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД): расширительное понимание направлений использования результатов ОРД; попытки нормативного обоснования принуждения к представлению результатов ОРД; проблемы в рассекречивании судебных решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Отмечается, что для преодоления проблем, возникающих в ходе осуществления данных отношений, и регламентации отношений в этой сфере требуется научное осмысление принципов представления результатов ОРД. С этой целью предложена концепция допустимости представления результатов ОРД, включающая понятие допустимости и основные условия, опосредующие этот процесс. Под допустимостью представления результатов оперативно-розыскной деятельности понимается возможность их передачи, определяемая органом, осуществляющим данную деятельность, на основе оценки их информационного содержания с учетом порядка и направлений использования, а также ограничений, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Условиями допустимости являются: во-первых, информационная готовность результатов ОРД, оцениваемая с учетом требований ведомственных нормативных актов; во-вторых, представление результатов ОРД с учетом предусмотренных законом направлений; в-третьих, соблюдение порядка преставления результатов ОРД, предусмотренного законодательством; в-четвертых, соблюдение запретов и ограничений на распространение информации. С учетом судебной практики и результатов анкетирования рекомендован ряд поправок в законодательство, регламентирующее оперативно-розыскную деятельность. В качестве вывода отмечается, что предложенная авторами концепция допустимости представления результатов ОРД может служить ориентиром для последующих изменений в законодательстве, что позволит упорядочить отношения в сфере представления результатов ОРД. 

ИСТОРИЯ ПРАВА / HISTORIA LEX

77-95 433
Резюме

Статья посвящена проблеме соотношения правовых категорий ius gentium и ius naturale в контексте политико-правовой мысли Западной Европы XVII в. Богатое историческими событиями XVII столетие, известное в отечественной историографии как «бунташный век», становится переломным моментом не только в истории всей европейской цивилизации, но и в истории философской мысли и политической науки, на пересечении которых складывались учения о государстве и праве. XVII век — время системного кризиса феодальной социально-экономической формации и крепко связанной с ним традиционной религиозной идеологии — дает импульс к развитию капиталистических экономических отношений в Западной Европе, что сопровождалось резким ростом новизны в сфере философской и политической мысли. В XVII в. видными европейскими политическими мыслителями довольно много внимания уделялось теоретическому освещению проблем естественного состояния, общественного договора, а также анализу категорий свободы и справедливости. Происходил постепенный отход от методологии перипатетизма, сопровождавшийся пересмотром интеллектуального наследия античной политико-правовой мысли, хотя в то же время европейские политические мыслители и правоведы продолжали широко использовать терминологию классического римского права, но уже в модифицированном смысловом поле. Одной из важнейших сфер приложения античного правового наследия становится область международных отношений, тесно связанная с дальнейшей интенсификацией международной коммерции, религиозной реформации, а также правовым механизмом объявления войны и заключения мира. В регулировании международных отношений активно применялись те известные с Античности, но сильно трансформировавшиеся к Новому времени правовые системы, которые по давно сложившейся традиции именовались ius gentium и ius naturale. Таким образом, статья освещает довольно неоднозначную проблему соотношения ius gentium и ius naturale в западноевропейской политико-правовой мысли XVII столетия.

96-111 772
Резюме

На основе проведенного исследования значимых вех государственно-правового осмысления государственного контроля (надзора) в разные исторические периоды показано, что рассмотрение государственного контроля (надзора), муниципального контроля и общественного контроля в их системном единстве во взаимосвязи с вопросами совершенствования и повышения качества государственного и муниципального управления в современной России опирается на давние государственно-правовые традиции в отечественной правовой науке и практике государственного строительства как дореволюционного, так и советского периодов. В работе делается вывод о том, что в настоящее время совершенствование правового регулирования и конституционно-правовых подходов к осмыслению и организации государственного контроля (надзора), муниципального контроля и общественного контроля в России продолжается, при этом современные векторы заданы концепциями «Государства для граждан», клиентоцентричности государственного управления и расширением риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Отмечается, что в перспективе можно будет вернуться к ранее обсуждавшейся идее кодификации законодательного материала с целью придания нормативной базе контрольно-надзорной деятельности еще большей стабильности и систематизированности, соответствующей ее исключительно важному значению в системе современного российского законодательства. Высказывается точка зрения о необходимости при сохраняющейся конституционно-правовой основе системного научного осмысления контрольно-надзорной деятельности развивать правовое учение о ней в качестве межотраслевой дисциплины и плоскости для междисциплинарных исследований, поскольку именно такой подход способен дать существенный синергетический эффект для дальнейшего научно проработанного развития контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / JUS GENTIUM

112-129 479
Резюме

Проблема реализации и международно-правового сопровождения специальных операций является закономерной, исторически обусловленной и фактически выходящей из конвенциональной сферы действия международного права. По сути, это формирующийся международный обычай, основанный на практике государств в отстаивании национальных интересов в условиях конкурирующей юрисдикции, легализации ресурсов «теневой» экономики, распространения Даркнета, освоения новых способов и средств ведения войны и ее пропаганды. Транснационализация организованной преступности, ее связи с международным терроризмом, коррупцией, киберпреступностью, попытки строить национальные системы безопасности за счет безопасности других, деструктивная идеология национального доминирования, сопровождаемая «приватизацией» государственного суверенитета негосударственными субъектами, обосновывает практику реализации специальных операций против действующих и вновь создаваемых экзистенциональных вызовов и угроз безопасности государств.

Институализация некоторых видов международных специальных операций очевидна, базируется на положениях Устава ООН, многосторонних и двусторонних соглашениях, соотносится с деятельностью региональных систем безопасности (Организация Договора о коллективной безопасности — ОДКБ, Организация Североатлантического договора — НАТО, Лига арабских государств — ЛАГ, Организация американских государств — ОАГ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе — ОБСЕ и др.). Уникальность специальных операций в каждом конкретном случае, невозможность их абсолютного правового урегулирования, особенно в военно-политической сфере, ставит вопрос о необходимости пересмотра ряда положений Устава ООН как малоэффективных, формировании новых (однополярных) региональных механизмов контроля за их реализацией, активизации специальных научных исследований в данной сфере.

КИБЕРПРОСТРАНСТВО / CYBERSPACE

130-144 987
Резюме

В статье раскрываются особенности и гражданско-правовое значение аккаунтов в социальных сетях. Доказывается, что аккаунту в соцсети свойственны признаки объекта гражданских прав: способность удовлетворять частные имущественные и личные неимущественные интересы субъектов; дискретность; юридическая привязка; наличие нормативно-функциональной связи с системой гражданского права. Показывается, что интеграция аккаунтов в систему гражданского права происходит на следующих уровнях: 1) гражданская правосубъектность обладателя аккаунта; 2) гражданско-правовые основания приобретения права на аккаунт в социальной сети; 3) гражданско-правовая сущность действий по использованию аккаунта, произведению «распорядительных» актов; 4) гражданско-правовой режим результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые возникают в рамках функционирования аккаунта; 5) гражданско-правовые последствия использования аккаунта, варьируемые в зависимости от специфики действий субъекта; 6) гражданско-правовые способы защиты прав на аккаунт и на охрану информации, содержащейся в нем; 7) гражданско-правовая ответственность, применяемая в случае нарушений прав обладателей аккаунтов либо совершения ими правонарушений. Поддерживается тезис о применении принципов гражданского права во взаимодействии с принципами информационного права в системе правоотношений, возникающих по поводу использования аккаунта. Показывается дифференциация правового статуса обладателя аккаунта (пользователя) в разрезе относительных и абсолютных правоотношений. Определяются признаки оборотоспособности аккаунта, раскрывается инструментальное значение аккаунта как правового средства достижения целей субъектов. Выявляются проблемы правовой гарантированности имущественных и неимущественных интересов пользователей в случае применения публично-правовых ограничительных мер к социальным сетям. Ставится вопрос о необходимости международно-правового регулирования отношений в сфере трансграничного функционирования социальных сетей. Делаются выводы об особенностях гражданско-правового режима аккаунтов в соцсетях. Обосновывается необходимость применения договорных инструментов для обеспечения имущественных и неимущественных интересов обладателей аккаунтов.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КНИГИ И РЕЦЕНЗИИ / INDEX LIBRORUM

145-153 574
Резюме

В рецензии представлены наиболее важные положения монографии Е. Н. Тонкова, Д. Е. Тонкова «Правовой реализм» (СПб.: Алетейя, 2022. 464 с.) и их оценка. Рецензируемая работа интересна не только глубоким историческим освещением зарождения и эволюции правового реализма в США, Скандинавии и России, но и анализом его современного состояния. Правовой реализм, по мысли авторов, сегодня является одним из наиболее актуальных для постсовременной юриспруденции направлением в научной мысли Франции, Италии, США и других стран, включая постсоветскую Россию. Актуальность правового реализма обосновывается не только поиском «третьего пути» в правопонимании (между юридическим позитивизмом и концепцией естественного права), но и преодолением пропасти между догматической теорией права и юридической практикой. В первом разделе содержится подробное описание и разбор основных положений (идей) родоначальников правового реализма США — К. Ллевеллина и Д. Фрэнка (в том числе с позиций современных их интерпретаторов), а также концептуализация этого течения с позиций сегодняшнего дня. Приводятся отличительные признаки движения (но не школы, на чем справедливо настаивают авторы) правового реализма. Особый интерес представляет анализ и концептуализация проблемы правовой определенности и судебного активизма с позиций американских правовых реалистов, излагаемых на страницах монографии.

Во втором разделе монографии анализируются основные положения скандинавского правового реализма — наследие А. Хэгерстрема, В. Лундштедта, К. Оливекроны и А. Росса. Пожалуй, наибольший интерес у многих читателей вызовет содержание третьего раздела монографии, посвященного российскому правовому реализму. Изучение относительно недавнего исторического прошлого нашей страны чрезвычайно важно для юриста, по мнению авторов, потому, что современное состояние правопорядка во многом определяется этим прошлым. Анализ доктрины как источника права, множественности правовых систем, включая индивидуальные нормативные системы и неизбежность конфликтов между ними, — одно из лучших мест в рецензируемой монографии. Анализу современных постклассических концепций правового реализма Б. Лейтера, Б. Таманахи, М. Тропера, Б. Бикса и других посвящен четвертый раздел монографии, который, несомненно, вызовет значительный интерес у читателя, как и замечательная монография в целом.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)
ISSN 2686-7869 (Online)