Preview

Lex Russica. Закон русский

Расширенный поиск
№ 9 (2017)

ТЕОРИЯ ПРАВА / THEORIA LEX

9-21 17
Аннотация
Рассмотрена проблема различия социологического и юридического правопонимания, выявлены объективный характер такого различия и одновременно необходимость минимального понятийного консенсуса для развития социологии права (социологической юриспруденции). Показано, что такой консенсус возможен на базе рассмотрения права как должного и сущего, диалектического подхода к праву, выделения юридического и иного социального права, рассмотрения сущности права. Промежуток между «правом в книгах» и «правом в жизни» может быть освоен с помощью системы координат (формальные нормы (должное) - социальные институты (сущее); юридическое право - иное социальное право). Такая схема отвечает как предмету интересов социологов, так и практическим потребностям юристов. Она соответствует стремлению к пониманию родства, взаимозависимости различных регуляторов (социальных институтов), выявлению социальных аспектов юридической деятельности, степени эффективности права, взаимосвязи юриспруденции с другими гуманитарными науками. Эту схему можно дополнить еще одной координатой, в рамках которой отражается степень достижения в праве формального равенства субъектов.

ИЗ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

22-35 19
Аннотация
. С момента учреждения в России прокуратуры Петром I в 1722 г. прокуроры, в отличие от ранее созданной фискальной службы, были нацелены не столько на выявление нарушений законов, сколько на их предупреждение. В дальнейшем прокуратура переживала разные времена, менялись структура прокуратуры и компетенция прокурорских работников, а также степень влияния прокуратуры на состояние законности в государстве. Тем не менее деятельность прокуратуры практически всегда была направлена в том числе на недопущение нарушений законов. При этом слова о предупреждении (предотвращении, профилактике и т.п.) нарушений в законодательстве о прокуратуре, как правило, прямо не указывались, но предупредительная направленность ее деятельности вытекала из возложенных на прокуроров обязанностей, суть которых как раз и заключалась в обеспечении следования поднадзорными им органами и лицами требованиям законов. В настоящей статье со ссылками на конкретные положения нормативных правовых актов исследуются вопросы истории деятельности российской прокуратуры по предупреждению нарушений законов с момента ее учреждения до наших дней. При этом отмечается, что в последнее время данная направленность деятельности прокуратуры становится все более востребованной. Автором также предлагается нормативно закрепить приоритетность такого подхода в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации».
36-46 15
Аннотация
В статье поднята проблема субъективных ограничений принципа «свободы торговли», провозглашенного в Российской империи во второй половине XIX в. Хронологические рамки статьи охватывают 1880-е гг., когда на смену либерализму Александра II, пришел реакционный курс Александра III, направленный на укрепление самодержавия и обеспечение общественной безопасности. Представленные документальные обоснования официальных лиц, формировавших государственную политику в период политической реакции и «контрреформ» Александра III, - Н.Х. Бунге, Н.П. Игнатьева, Д.А. Толстого, И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте - дают представления о мотивах ужесточения законодательных ограничений в отношении лиц иудейского вероисповедания. Автор показал, что в отличие от средневековых гонений на евреев по причинам религиозного характера, в конце XIX в. этому народу стали предъявлять претензии нравственного и, как следствие, - экономического и политического порядка. Помимо расширения законодательных ограничений в отношении лиц иудейского вероисповедания, ведущих торговый промысел как в черте общей еврейской оседлости, так и во внутренних губерниях Российской империи, ограничения повсеместно усиливались и на уровне реализации действовавшего законодательства. Решение вопросов о торговых правах лиц иудейского вероисповедания все более смещалось из законодательной сферы к административному регулированию.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

47-55 20
Аннотация
Автор рассматривает проблему перспектив сохранения института государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом тенденции к унификации законодательства в целом, необходимости учета специфики отраслевого правотворчества, направленной на сокращение промежутка времени между принятием акта и началом его вступления в силу, а также в связи с развитием механизмов федерального конституционного контроля и надзора, в том числе практики усиления роли прокуратуры и органов юстиции в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Приведены примеры возникающих нормативных коллизий, затрудняющих возможность функционирования указанного правового инструмента, обобщены встречающиеся в юридической литературе точки зрения относительно способов предупреждения возможности опубликования, вступления в силу и реализации незаконных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ. На основе анализа теоретического и нормативного материала автором внесены предложения по разрешению указанных в статье проблем, возникающих в практической деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. В частности, обосновывается целесообразность рассмотрения вопроса о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части закрепления норм о государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и соотношении с официальным опубликованием и вступлением в силу указанных актов.
56-63 12
Аннотация
На примере транспортных правонарушений в Уголовном кодексе Республики Казахстан 2014 г. автор констатирует необъективный подход законодателя к разграничению административных и уголовно-правовых деяний в процессе правовой реформы. Отмечается, что ряд транспортных правонарушений был ошибочно отнесен к уголовным проступкам без учета способа их совершения, характера вредных последствий и других значимых юридических признаков. Обосновывается вывод о том, что главным критерием разграничения преступлений, уголовных проступков и административных правонарушений являются степень и характер их общественной опасности. Данный критерий должен лежать в основе законодательного определения об административном правонарушении (ст. 25 КоАП Республики Казахстан) и учтен при построении системы транспортных уголовных правонарушений. Существование в административном законодательстве деликтов в сфере семейно-бытовых отношений, общественного порядка и нравственности, прав и свобод несовершеннолетних, обеспечения безопасности движения транспорта, охраны труда и других административных проступков привело к забвению их уголовно-правовой природы, неверной оценке различного характера и степени общественной опасности правонарушений и ошибкам в правоприменительной деятельности. В этой связи предлагается разработать Кодекс «мелких» правонарушений или малозначительных проступков, который наряду с Уголовным кодексом должен быть признан источником уголовного права.
64-72 19
Аннотация
Анализируется современное российское законодательство в сфере адаптации и интеграции мигрантов. Показаны проблемы адаптации и интеграции трудовых мигрантов в современной России, разрешение которой позволит оптимизировать происходящие правовые и социально-экономические процессы, будет содействовать более глубокому изучению правовой, экономической, социальной, культурной структуры современного российского общества, вырабатыванию грамотной миграционной политики с учетом современных реалий. Проведен теоретико-методологический анализ понятия «интеграция». Указывается, что использование интеграционной модели взаимодействия трудовых мигрантов и принимающего государства является наиболее оптимальным. Признается необходимость расширения участников интеграционных процессов за счет включения не только государства, но и активно негосударственных образований. Исследуются вопросы разграничения полномочий между различными территориальными уровнями осуществления публичной власти в сфере адаптации и интеграции. Предлагается принять федеральный закон о социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, который бы определил систему органов, регулирующих данные отношения и полномочия каждого из них. Существенным вектором развития законодательного регулирования считается необходимость более четкого разграничения полномочий органов публичной власти в области адаптации и интеграции трудовых мигрантов. В заключение для эффективного функционирования института адаптации и интеграции трудовых мигрантов предлагается принять ряд мер.
73-85 16
Аннотация
В статье рассматривается проблема правоприменения в силу высокой степени пробельности в системе процедурных правовых норм в Трудовом кодексе Российской Федерации, в частности в нормах об ответственности работника за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей. В рамках отрасли трудового права виды ответственности работника объединяет их трудоправовой характер. Основанием для привлечения к ней выступает единый для материальной и дисциплинарной ответственности работника дисциплинарный проступок, за некоторыми исключениями. Однако независимо от институционального закрепления норм об ответственности работника перед работодателем трудовое законодательство очень неподробно описывает процедуру привлечения работника к такой ответственности, в связи с чем возникает множество, иногда довольно незначительных на первый взгляд, но в совокупности существенных для разрешения конкретного спора, проблем правоприменения. Делая анализ норм трудового законодательства, научной литературы и судебной практики, можно выявить достаточно большое количество проблем, возникающих при привлечении работника к трудоправовой ответственности, наличие многочисленных оценочных понятий, процедурных ошибок работодателей. В связи с этим ставится вопрос о пересмотре действующего законодательства с целью объединения в рамках одного института норм об ответственности работника перед работодателем и включения в него понятия «процедура привлечения работника к трудоправовой ответственности» либо «процедура привлечения работника к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей», установления также единой или общей процедуры проведения дисциплинарного (служебного) расследования с формированием доказательственной базы (дела) в письменной форме. Единая процедура привлечения работников к ответственности в сфере трудовых отношений должна выйти за пределы одной или двух статей. В Трудовом кодексе Российской Федерации следует создать главу или группу норм, содержащих процедурные принципы и правила, детально регламентирующие привлечение работников к трудоправовой ответственности.

ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

86-92 25
Аннотация
Судебный штраф характеризуется не только уголовно-правовыми особенностями как мера уголовно-правового характера и процессуальным порядком возложения, но также специальными правилами исполнения. В статье на основе Федерального закона «Об исполнительном производстве» анализируются функции судебного пристава-исполнителя и лица, освобожденного от уголовной ответственности на основании ст. 76.2 УК РФ. С привлечением материалов судебной практики рассматриваются правила установления срока уплаты судебного штрафа. Делается вывод о том, что с учетом срока для вступления постановления суда в законную силу и для обеспечения возможности его обжалования срок должен устанавливаться не предельной датой, а количеством дней, исчисляемых со дня вступления постановления суда в законную силу. Анализируются отличия судебного штрафа от штрафа - уголовного наказания. Предлагается в постановлении или определении суда сначала разъяснять освобождаемому лицу обязанность представления сведений об уплате судебного штрафа, а затем - последствия неуплаты. На основе условного характера данного вида освобождения от уголовной ответственности рассматривается конструкция уклонения от уплаты судебного штрафа. Утверждается, что неуплата судебного штрафа должна безусловно, независимо от причин уклонения, влечь отмену решения об освобождении от уголовной ответственности. Предложено регулировать исполнение судебного штрафа не Законом «Об исполнительном производстве», а Уголовно-исполнительным кодексом РФ.
93-106 38
Аннотация
В статье анализируется соотношение апелляционного и кассационного производства по уголовным делам. Проводится сопоставление объекта и предмета апелляционного и кассационного пересмотра. Автором выделяются критерии, в том числе установленные ЕСПЧ и Конституционным Судом РФ, позволяющие отграничить апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела от кассационного пересмотра. Рассматриваются особенности возбуждения апелляционного и кассационного производства, а также их влияние на эффективность пересмотра судебных решений. Анализируются особенности организации судебной системы, обеспечивающие кассационный пересмотр судебных решений. Выделяются факторы, которые позволят Верховному Суду РФ в большей степени обеспечить единство судебной практики и законности. Отмечается значение для системы контрольно-проверочных стадий уголовного процесса принципа правовой определенности как основы истинности судебного решения. В качестве границы между апелляционным и кассационным производством определяются возможность отдельной проверки фактических обстоятельств уголовного дела и правовых вопросов, воздействие указанных факторов на участие в заседании судов апелляционной и кассационной инстанций осужденного, оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено; основания отмены или изменения судебного решения; процедура пересмотра судебных решений; принимаемые судами апелляционной и кассационной инстанций решения. Проводится сравнительный анализ особенностей поворота к худшему в суде апелляционной и кассационной инстанций. Рассматриваются соотношение сроков апелляционного и кассационного обжалования, а также влияние последнего на оценку ЕСПЧ российского кассационного производства в качестве неэффективного средства правовой защиты. В результате эффективным средством правовой защиты, подлежащим исчерпанию на основании п. 1 ст. 35 ЕКПЧ, признается апелляционный пересмотр судебных решений. Исследуются специальные полномочия Председателя Верховного Суда РФ и его заместителя при кассационном пересмотре судебных решений (ч. 3 ст. 401.8 УПК РФ). Выделяются признаки кассационного производства, указывающие на его экстраординарность, которая позволяет обеспечить правовую стабильность и правовую определенность.
107-115 16
Аннотация
Согласно официальным статистическим данным сегодня в России ежегодно в среднем около 60 % преступлений расследуются, а затем и рассматриваются судами с применением форм уголовного судопроизводства, предполагающих компромисс сторон обвинения и защиты. Содержание норм, регламентирующих такие формы судопроизводства и особенности их реализации в практической деятельности, дают основания многим представителям юридического сообщества отмечать снижение качества расследования и судебного разбирательства, обращать внимание на связанные с этим нарушения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Обращается внимание на то, что применение рассматриваемых форм уголовного производства зачастую ведет к нарушению прав и законных интересов участников процесса. Указывается, что подобного рода обстоятельства обусловлены не столько конструкцией норм, регламентирующих правоприменительную деятельность в порядке гл. 32.1, 40, 40.1 УПК РФ, но и практикой их применения. Отмечается, что, несмотря на длительный период существования уголовно-процессуальных институтов, предполагающих компромиссные процедуры, исследователи не уделяют достаточно внимания криминалистическому обеспечению рассматриваемых форм судопроизводства. Автор указывает, что именно криминалистика может повысить качество расследования по рассматриваемым категориям уголовных дел путем создания соответствующих прикладных рекомендаций. Акцентируется внимание на необходимости криминалистического обеспечения реализации следователем прав и законных интересов потерпевшего по уголовным делам с перспективой рассмотрения судом в особом порядке. Обосновывается необходимость создания криминалистических рекомендаций по преодолению имеющегося и прогнозируемого противодействия уголовному преследованию путем достижения компромисса между сторонами обвинения и защиты на основе норм уголовнопроцессуального, а также уголовного закона. Предлагается авторское определение принципа компромисса, аргументируется необходимость включения его в число принципов реализации криминалистических методик. Утверждается, что криминалистическое обеспечение компромиссных процедур может способствовать повышению качества расследования, обеспечению реальной защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в связи с чем является перспективным направлением научных исследований.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

116-126 13
Аннотация
В статье рассматривается важный теоретический вопрос, который является отправным и касается подхода к пониманию права евразийской интеграции с точки зрения международно-правовой науки и его места в системе международного права. Неразрывно связана с этим и проблема форм институционализации евразийской интеграции. Основной предстает дилемма: является ли современное интеграционное объединение международной организацией в ее «классическом» очертании или это специфическое образование, которое не может быть поставлено в один ряд с международными межгосударственными организациями. На первый план в таком ракурсе выступает вопрос о наличии либо отсутствии у интеграционных объединений международной правосубъектности. Особый акцент в данной связи получают взгляды, выраженные на этот счет в отечественной доктрине.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

127-133 16
Аннотация
В статье анализируются теоретические, практические и компаративистские особенности правовой защиты при обжаловании ограничительных мер Европейского Союза. Рассматриваются правовые основы применения ограничительных мер и отдельные специфические правовые положения. Уделяется внимание отдельным механизмам и способам правовой защиты третьими странами от применения ограничительных мер со стороны Европейского Союза.

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА / PRO ET CONTRA

134-147 15
Аннотация
Статья посвящена определению понятия «экологическое преступление», являющегося дискуссионным. Автором подробно рассматриваются все имеющиеся в литературе подходы к установлению сущности указанного деяния, выявлению его типичных признаков и формулированию соответствующей дефиниции. Раскрыто содержание видового объекта преступления, в качестве которого предлагается признавать экологическую безопасность - совокупность общественных отношений, характеризующих функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, естественных элементов среды обитания (условий существования) человека, исключающее причинение вреда его здоровью, собственности и иным жизненно важным интересам. Экологическая безопасность характеризует благоприятную окружающую среду, не испытывающую на себе негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий. Исходя из этого, экологическое преступление определяется как общественно опасное, виновное, уголовно наказуемое деяние, которое посягает на экологическую безопасность (благоприятную окружающую среду) и влечет (или создает угрозу наступления) предусмотренные уголовным законом последствия. В статье также рассматриваются спорные вопросы предмета экологического преступления. Автор приходит к выводу, что предметом экологического преступления выступает окружающая среда как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Признание в качестве такового жизненно важных интересов человека, правил охраны окружающей среды, встречающееся в литературе, ошибочно, что влечет за собой как искажение сути указанных обстоятельств, так и их значения в составе преступления вообще и экологического в частности.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

148-155 14
Аннотация
Центральной частью очерка является установление соотношения границ экзистенциального «я» человека и права в свете философии экзистенциализма. При этом обращено внимание на сложившееся к настоящему времени различие между jus и lex. Для философии экзистенциализма это важно, потому что она исследует essential и existential. Точнее - бытие человека, его сущность и существование. Применительно к этому поставлен вопрос о том, существуют ли общезначимые и обязательные основания права или оно есть выражение силы и традиций. С этой целью предпринят краткий экскурс в историю правовой мысли, начиная с античной Греции до наших дней. Философия экзистенциализма - весьма сложный феномен в общей линии познания. В очерке дается авторское понимание этого направления. Важное место выделено для характеристики феномена свободы. Подчеркивается ограниченный характер интерпретации свободы как познанной необходимости, культивировавшейся в советское время и все еще применяемой и сейчас. Человек, осуществляя свое экзистенциальное «я», реализует собственную свободу, совершает поступки, в ходе которых наталкивается на различные барьеры. Стремясь преодолеть их, человек может причинить вред другим людям. Здесь-то и вступает в действие lex (закон), очерчивающий границы, пределы поступкам.

НАУЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

156-186 19
Аннотация
В статье освещены результаты работы II Интерактивного круглого стола, посвященного актуальным проблемам правового регулирования и практики деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Представлена палитра мнений ведущих в данной сфере экспертов, а также выводов и рекомендаций, направленных на создание благоприятного предпринимательского климата, формирование образовательной среды подготовки кадров для малого и среднего бизнеса. Обнародованы результаты анкетирования, проведенного в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и показавшего, что у студентов и аспирантов имеется потенциал для самостоятельного осуществления предпринимательской деятельности, однако необходима дополнительная работа для привлечения учащихся к сфере малого предпринимательства. Учет результатов проведенных опросов позволит совершенствовать содержательное наполнение учебных дисциплин, связанных с правовым регулированием малого предпринимательства, а также методику их преподавания. Сделан вывод о том, что закрепленные в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года принципы правового регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства в целом социально справедливы, но их реализация будет весьма затруднительной. Обращено внимание на то, что в России создана солидная инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующая мировому уровню и включающая в себя несколько институтов развития. Вместе с тем большинство проблем, в основном финансового характера, не устранено. В этой связи предложено сместить акцент с государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России на поддержку диверсификации экономики, которая во многом достигается за счет создания прослойки крепкого малого и среднего бизнеса. Подчеркнуто, что задача поддержки малых и средних предприятий не должна ограничиваться поддержкой отдельных субъектов предпринимательской деятельности, это задача построения сильной самодостаточной экономики России.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)