Preview

Lex russica

Расширенный поиск
Том 75, № 2 (2022)
Скачать выпуск PDF

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / JUS PUBLICUM

9-23 410
Резюме

В работе предпринята попытка продемонстрировать (на основе международно-правового и внутригосударственного опыта), что именно федеративное устройство способствует успешному решению национального вопроса, сближению многочисленных этносов на основе полного учета их исторических, социально-экономических, культурно-языковых и духовно-религиозных особенностей. На основе изучения практического опыта деятельности управленческих структур федеративных государств, анализа научных трудов отечественных и зарубежных авторов, ряда докладов Венецианской комиссии делается вывод: не существует единой модели федерализма; в каждой стране он обладает своими особенностями с учетом исторического и современного этапов развития. В этой связи не может быть и некоего единого, унифицированного подхода к решению вопросов самоопределения народов субъектов федерации. Особое внимание автором уделено размышлениям академика О. Е. Кутафина, посвященным проблемам федерализма и российской государственности.

В статье обосновывается положение о необходимости в условиях асимметричности федеративного устройства России уделять большое внимание пропорциональному развитию регионов при безусловном сохранении единства и целостности страны. По мнению автора, суть современной корректной трактовки права на самоопределение в том и состоит, чтобы каждое территориальное сообщество создавало такую модель развития экономической и социально-культурной жизни, такую систему управления, которые, соответствуя демократически выраженной воле большинства населения соответствующей территории, отвечали бы его потребностям и нуждам, гарантировали индивидуальные права человека и не противоречили общим интересам государства. Только такой подход способен обеспечить реализацию интересов этнических, религиозных и иных групп, претендующих на самоопределение в рамках материнского государства.

Раскрываются основные факторы осуществления права на самоопределение в зависимости от численности соответствующих этносов, компактности их расположения, уровня социально-экономического и культурного развития, национальной самоидентификации и духовности. При этом, исходя из принципа государственного суверенитета, являющегося незыблемой основой современного международного права, урегулирование проблем внутреннего устройства, предоставление территориальным единицам автономного статуса являются прерогативой государств.

24-33 368
Резюме

Исследуются причины использования доллара США в качестве расчетной единицы при осуществлении внешнеэкономической деятельности, выявляются недостатки, которые не позволяют применять российский рубль в международной торговле. Разработан организационно-правовой механизм, позволяющий перейти к использованию российского рубля при оплате иностранными покупателями отдельных продуктов российского экспорта. Указанный механизм исходит из рыночных принципов функционирования и реализуется на условиях отсутствия административного принуждения к его применению. Последствия использования механизма рассмотрены в контексте реализации Российской Федерацией денежно-кредитной политики.

В работе применены аналитический и структурно-логический методы исследования, производится финансово-правовое моделирование процессов частичного замещения российской валютой иностранных валют при осуществлении внешнеэкономической деятельности отечественными экспортерами. Предлагается создать механизм краткосрочного предоставления рублевой ликвидности иностранным покупателям отдельных продуктов российского экспорта, предполагающий обмен иностранной валюты на российскую в целях оплаты конкретных внешнеторговых контрактов. Стимулирование к его использованию следует осуществлять средствами таможенно-тарифного регулирования. Функционирование механизма предоставления ликвидности предполагается наладить с применением организационных возможностей Банка России (либо в рамках его структурного подразделения, либо в форме самостоятельной организации, контролируемой Центральным банком Российской Федерации). Для апробации действия и последствий использования указанного механизма необходимо провести эксперимент на ограниченном товарном рынке, соответствующем выделенным критериям. Потенциальным результатом действия механизма предоставления рублевой ликвидности должно стать значительное увеличение спроса на российский рубль на внутреннем валютном рынке, что вызовет укрепление его курса и позволит для компенсации дефляционного эффекта осуществить снижение ключевой ставки Банка России в целях стимулирования экономического роста.

НАУКИ КРИМИНАЛЬНОГО ЦИКЛА / JUS CRIMINALE

34-45 805
Резюме

В статье на основе взаимосвязанных положений ст. 35 и 210 УК РФ рассмотрены критерии выделения такой формы соучастия, как преступное сообщество (преступная организация). При проведении исследования учтено разнообразие точек зрения отечественных ученых, освещавших проблемные вопросы содержания и квалификации организованной преступной деятельности. В контексте постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» и ряда судебных решений обобщены наиболее типичные признаки данного криминального объединения.

На базе анализа стадий построения преступного сообщества (преступной организации) отмечается малая вероятность квалификации прерванного создания этой формы соучастия как неоконченного преступления. Основная практическая сложность заключается в установлении и доказывании ее неотъемлемых уголовно-правовых аспектов (признаков) на всех этапах формирования. Это относится, во-первых, к оценочному признаку устойчивости группы лиц (их консолидированности), являющемуся базовой характеристикой организованного соучастия. Во-вторых, обязательно единое руководство двумя и более организованными группами либо наличие в такой группе обособленных подразделений, осуществлявших свою деятельность в составе преступного сообщества (преступной организации). Поэтому квалификация ролей его организаторов и участников возможна лишь в случае доказанности иерархии управления консолидированным объединением соучастников, включенных в структурные подразделения, что, в свою очередь, сопряжено с их деятельностью по достижению целей, предусмотренных ч. 4 ст. 35 УК РФ. Следовательно, привлечение виновных лиц к уголовной ответственности по ч. 1 и 2 ст. 210 УК РФ фактически обусловлено доказыванием подготовки или совершения ими запланированных преступлений как членами указанных групп.

46-55 1111
Резюме

Одним из важнейших направлений уголовной политики представляется повышение эффективности норм уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних. В работе ставится цель исследования уголовно-правовых норм, дифференцирующих ответственность в зависимости от возраста лица, совершившего преступление, и практики его применения. Проведенное с применением исторического и сравнительного методов исследование показало, что количество преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет, в УК РФ постоянно растет — с 20 в 1997 г. до 33 в 2021 г. Полученные в ходе исследования результаты подтверждают, что практику установления уголовной ответственности за совершение преступления с 14 лет или снижения уже установленного возраста с 16 до 14 лет по мотивам одной лишь опасности такого преступления нельзя считать обоснованной. Еще один вывод, который сделан по итогам исследования, заключается в том, что российскому законодателю следовало воспользоваться рекомендацией Модельного УК для государств — участников СНГ и закрепить норму о том, что в случаях, предусмотренных законом (например, за должностные или воинские преступления), уголовной ответственности подлежит только лицо, достигшее более старшего, чем 16 лет, возраста. Отказ от включения непосредственно в ст. 20 УК РФ третьего возраста (помимо 16 и 14) уголовной ответственности привел к тому, что суды, в частности, не применяют положения о «возрастной невменяемости» к лицам, достигшим на момент совершения преступления 18 лет, но имеющим отставание в психическом развитии, что при определенных условиях может рассматриваться как проявление дискриминации по признаку возраста.

56-63 557
Резюме

В статье исследуются внутренние психологические особенности коррупционера, его основная движущая сила (мотивация). Автор статьи отмечает, что внутренняя мотивация личности проявляется в ее потребностях. Невозможность удовлетворения основных потребностей и интересов легальным путем подталкивает личность к выбору коррупционной модели поведения. В качестве основного primum mobile коррупционера автор называет эгоизм, корысть и иной личный интерес.

Интерес к мотивационной направленности отдельного вида преступности в криминологической науке является широким и безграничным. Это связано с тем, что primum mobile преступника формируется вместе с личностью преступника. При этом формирование primum mobile во многом зависит не только от внутренних характеристик личности, но и от внешних факторов, которые оказывают на нее воздействие. По мнению автора, обстоятельства, влияющие на формирование primum mobile коррупционера, должны быть устранены путем идеологического и социального воспитания личности с обязательным созданием и применением системы раннего порицания коррупционных взглядов и ориентиров. Процесс самореализации личности и удовлетворения основных потребностей и интересов должен исключать коррупционную модель поведения.

Автор указывает на очевидную необходимость расширения мер, направленных на противодействие коррупционной деятельности. В целях реализации эффективных мер, гарантирующих антикоррупционную безопасность Российской Федерации, необходимо минимизировать или исключить любую возможность приобретения благ, удовлетворения потребностей и интересов личности с помощью коррупционных практик. Процесс самореализации личности и удовлетворения основных потребностей и интересов должен стать максимально доступным и прозрачным, а также должен исключать коррупционную модель поведения.

ИСТОРИЯ ПРАВА / HISTORIA LEX

64-76 363
Резюме

Статья посвящена основным принципам политико-правовой трансформации экономики в доктрине кубинского социализма. Сам кубинский социализм рассматривается в трех ипостасях: как социально-политический строй, как общественное движение и как политико-правовая доктрина. В статье подчеркивается системообразующее значение экономики как объекта политико-правовых трансформаций; отмечается особая гибкость соответствующей концепции, позволившая в ситуации ограниченности природных ресурсов и масштабной экономической блокады найти множество верных решений поставленных задач; выводятся современные основополагающие принципы экономического строительства, служащие ориентиром для принятия как сегодняшних политико-экономических решений, так и для определения экономической стратегии будущего.

Экономическая проблематика в политико-правовой доктрине кубинского социализма во все времена имела системообразующий характер, оказываясь одним из основных слагаемых, опираясь на которое указанное учение могло объяснять сложнейшие политико-правовые процессы настоящего и осветить горизонты будущего. Гибкость экономической мысли, свойственная кубинским революционерам, в синтезе с ее глубокой ценностной ориентированностью позволяла в труднейших условиях экономической блокады принимать верное решение и уверенно идти вперед. Благодаря указанному обстоятельству кубинский социализм как общественный строй показал удивительную устойчивость на протяжении более чем шести десятилетий, меняясь и трансформируясь в соответствии с требованиями времени и стремительно меняющейся мировой реальности. В настоящее время экономическая доктрина Острова свободы продолжает свое видоизменение и обогащение, находя всё более эффективные, комплексные и системные решения в ответ на глобальные вызовы современности, порождаемые бурными волнами двадцать первого столетия.

ГЕНОМ / GENOME

77-89 344
Резюме

В статье рассмотрены вопросы о целесообразности внесения изменений в гражданское законодательство в связи с развитием аддитивных технологий либо о возможности эффективного применения действующих норм права к регулированию «инновационных» гражданских отношений. Революционным элементом технологии трехмерной печати является оцифровка объектов материального мира, связанная с созданием их цифровых прототипов. Трехмерная цифровая модель (CAD-файл) может быть легко изменена, распространена и воплощена в виде физического объекта посредством его печати на 3D-принтере. Это порождает новые риски нарушения исключительных прав на объекты патентного права. В иностранной научной доктрине развернулась дискуссия относительно возможности квалификации создания и оборота цифровых моделей запатентованных продуктов (изобретений) в качестве прямого (direct infringement) или косвенного (indirect infringement) нарушения исключительного права. В работе сделан вывод, что российское патентное право оказалось не готовым к вызову, порожденному развитием технологии трехмерной печати, поскольку ему неизвестна концепция косвенного нарушения (indirect infringement) исключительного права. В российской правоприменительной практике ограничительно трактуется концепция прямого нарушения (direct infringement) патента.

Исследован вопрос о допустимости патентования технических решений в сфере биопринтинга. Сделан вывод, что в российском праве отсутствуют принципиальные препятствия для патентования технических решений в сфере биопринтных технологий. Российское законодательство прямо допускает возможность патентования «продуктов природы», а также способов и методов лечения, что отличает российский подход от американского и европейского. В случае нивелирования риска генетической нестабильности плюрипотентных клеток технология создания биопринтных органов человека будет соответствовать требованиям гражданского законодательства, в частности требованиям о соответствии патентуемых технических решений общественным интересам, принципам гуманности и морали.

90-100 340
Резюме

В странах Европейского Союза существует тенденция к нормативному обеспечению охраны прав граждан при обработке генетической информации в таких сферах жизни общества, как здравоохранение, наука, труд и страхование. В России такая охрана прав граждан обеспечивается исключительно при предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.

В результате исследования установлено, что генетическая информация является элементом объектов разнообразных конституционных прав человека и гражданина (например, права на здоровье, права на тайну частной жизни, достоинство личности и т.д.), соответственно, может выступать объектом комплекса различных по отраслевой принадлежности правоотношений: конституционных, гражданских, трудовых и т.д. В этой связи сделан вывод о том, что охрана прав граждан в России при обработке генетической информации в таких сферах жизни общества, как здравоохранение, наука, труд и страхование, должна иметь комплексный (межотраслевой) характер. При этом не требуется принятие общего закона, который обеспечивал бы соответствующую охрану прав граждан во всех перечисленных сферах жизни общества. Достаточно внести точечные изменения в законы, регулирующие общественные отношения по обработке генетической информации в рамках той или иной сферы. Безусловно, центральное место среди таких законов должен занять Федеральный закон «О персональных данных». Его нормы имеют «сквозной» характер и подлежат применению ко всем общественным отношениям, так или иначе связанным с обработкой генетической информации. Кроме этого, в России существует сфера жизни общества, которая непосредственно связана с обработкой генетической информации, но не подвергается законодательной регламентации, — это научные исследования с использованием биологических образцов человеческого происхождения. Авторы статьи предлагают по аналогии с законодательством Европейского Союза принять новый федеральный закон «Об исследованиях биологических образцов человеческого происхождения».

101-107 513
Резюме

Достижения в сфере биотехнологий повышают уровень жизни человека и улучшают ее качество, открывают новые возможности социальной деятельности, в том числе для бизнеса, а также используются в процессе противодействия преступности. В статье анализируются проблемы, связанные с изучением следов — веществ биологического происхождения человека, вопросы сбора и хранения геномной информации, формирования такого направления, как ДНК-криминалистика. Автор рассматривает вопрос о криминальных угрозах, связанных с использованием биотехнологий, включая преступления, совершенные с использованием биологического оружия, биотерроризм, а также анализирует криминальное использование биотехнологий, включая сферу вспомогательной репродукции человека. В статье определены возможности криминалистики в процессе обеспечения противодействия использованию биотехнологий при совершении преступных посягательств. Речь идет прежде всего о выработке мер по предупреждению преступлений в этой сфере, создании методик расследования преступлений, совершаемых в этой области, представлении эффективных технических, тактических и методических рекомендаций по проверке значимой с криминалистических позиций информации.

Автор обосновывает точку зрения о том, что дальнейшее развитие биотехнологий невозможно без надлежащего правового регулирования, без защиты от криминальных рисков. Высокий уровень злоупотреблений, в том числе преступного характера, в сфере геномных исследований детерминирует потребность в формировании научной основы для выработки мер реагирования на криминальные риски в сфере искусственной репродукции человека, а также мер противодействия преступной деятельности в этой области. Ввиду этого, по мнению автора, назрела необходимость принятия отдельного федерального закона о вспомогательных репродуктивных технологиях.

КИБЕРПРОСТРАНСТВО / CYBERSPACE

108-120 431
Резюме

Цифровая трансформация (digital transformation) адвокатской деятельности и адвокатуры предполагает нахождение, отбор, выработку подходов, обеспечивающих перевод данных об объектах, связях и процессах реального (аналогового) мира, относящихся к соответствующей предметной области, в виртуальный (цифровой) формат. Поэтому весьма важно, чтобы описание свойств объектов, связей и процессов, подлежащих цифровизации (digitalization), было машиночитаемым (machine-readable), а «доцифровой» (аналоговый) образ таковых укладывался в парадигму информационных технологий (information technology, IT) для последующего преобразования этого образа в цифровую форму. Цифровая трансформация адвокатской деятельности и адвокатуры не является самоцелью. Ключевым является вопрос о качестве квалифицированной юридической помощи (КЮП). Вопрос качества КЮП необходимо решать на системной основе, учитывая при этом такие функции менеджмента качества, как планирование качества (quality planning), обеспечение качества (quality assurance), управление качеством (quality control), улучшение качества (quality improvement). Разработка тематики качества (надлежащего качества) квалифицированной юридической помощи предполагает формирование на надлежащей методологической основе некоей теоретической модели с последующим ее воплощением в нормативной (нормативно-правовой) базе экосистемы адвокатуры и реализацией в корпоративной практике. Одну из таких моделей предлагает автор. В основу модели положен так называемый процессный подход. В статье описывается сущность процессного подхода, представляется сама процессная модель качества КЮП и дается общая характеристика ее элементов. Процессная модель позволяет взглянуть на оказание КЮП через призму используемого в IT процессного подхода: дает возможность планировать оказание, оказывать и анализировать результаты оказанной КЮП в парадигме данного подхода. Автор отмечает высокий аналитический потенциал процессной модели качества квалифицированной юридической помощи и ее практическую полезность.

121-131 578
Резюме

В статье проанализированы правовые подходы к разрешению ключевых проблем реализации прав человека в условиях массовой эксплуатации в общественном пространстве систем искусственного интеллекта (ИИ). В рамках исследования акцент сделан на особенностях правовой регламентации применения систем искусственного интеллекта для удаленной биометрической идентификации личности. Применение данных систем в настоящее время только начинает обретать нормативную правовую базу и правоприменительную практику в большинстве стран. В исследовании проанализированы несколько различных моделей правового регулирования, которые характерны для отдельных стран и регионов, таких как Великобритания, США, КНР, ЕС и Россия.

В Великобритании допускается использование систем распознавания лиц в реальном времени в общественных пространствах, однако набор сценариев и ситуаций их использования существенно ограничен законодательством и правоприменительной практикой. В США как на федеральном, так и на уровне штатов отсутствуют общие нормы, формирующие единый правовой подход к регулированию рассматриваемой области. В EC разработан проект Регламента о гармонизированных правилах в отношении ИИ (Artificial Intelligence Act), которым предполагается установление запрета на использование систем ИИ для удаленной биометрической идентификации физических лиц в режиме реального времени в общедоступных местах. В КНР отсутствует специальное нормативное регулирование данной сферы общественных отношений. Развитие данных систем в КНР подконтрольно государству, что в силу высокой централизации власти приводит к риску нарушения прав человека и создания атмосферы тотальной слежки за гражданами без каких-либо законодательно установленных рамок и ограничений. В России государство активно разворачивает данные системы на федеральном и региональном уровнях при отсутствии специализированной нормативной правовой базы. Права человека защищены лишь общими нормами Конституции РФ и законодательства, правоприменительная практика направлена преимущественно на обеспечение интересов государства.

132-147 896
Резюме

Положения о систематизации законодательства, прежде всего об инкорпорациях и кодификациях, активно разрабатываются европейской и отечественной юридической наукой около двух веков (XIX век нередко характеризуется юристами как век кодификаций). Основы отечественной теории систематизации законодательства заложены еще российской дореволюционной юриспруденцией. Многие положения, содержание которых уточнялось в 60–80-х гг. XX в., почти в том же виде используются и в настоящее время. Современная теоретическая и отраслевая юридическая наука, законодательство (законы о нормативных правовых актах, действующие на постсоветском пространстве, их проекты) исходят из важности правосистематизирующей деятельности, ее отдельных разновидностей (инкорпорация, кодификация, консолидация). Между тем развитие правосистематизирующей практики и юридической науки, в том числе и в современных условиях цифровизации общественных отношений, существенно трансформирует традиционное содержание теории систематизации законодательства. Кодификация не без оснований все чаще рассматривается в качестве разновидности правотворческой, а не правосистематизирующей деятельности. Значение инкорпорированных сборников падает, их функции берут на себя справочно-правовые системы (как официальные, так и неофициальные), ставшие основной формой и систематизации, и инкорпорации законодательства. Недостаточно ясны характеристики консолидации, отличающие ее от кодификации и правотворчества. Общее понятие «систематизация законодательства» вполне может быть ограничено только внешней обработкой нормативного материала. Все, что связано с так называемой внутренней систематизацией (кодификация и аспекты правотворчества в консолидации законодательства, составление в результате систематизации единого нормативного правового акта, отмена ранее действовавших актов), может быть перенесено в теорию правотворчества и рассмотрено в ее рамках. Предметное поле теории систематизации законодательства модифицируется, это влечет изменения в содержании основной терминологии, используемой и в науке, и в законодательстве.

148-158 866
Резюме

Целью подготовки статьи выступает анализ правового регулирования и судебной практики цифровизации судебного разбирательства уголовных дел. В современных условиях стремительно развивающиеся технологии внедряются во все сферы человеческой жизнедеятельности. С одной стороны, технологии облегчают и упрощают процессы, с другой — влекут необходимость решения специфических задач, которые не возникали до начала их использования. Уголовное судопроизводство, являясь деятельностью многогранной и сложной, затрагивающей наиболее значимые права человека, такие как право на жизнь и свободу, неприкосновенность жилища, требует наиболее тщательного подхода и осторожности при применении цифровых технологий. Однако сущность уголовного процесса сама по себе не исключает целесообразности оптимизации расследования уголовного дела, его рассмотрения и разрешения судом путем цифровизации. Уголовно-процессуальное законодательство включает немногочисленные нормы, регламентирующие применение технологий при производстве по уголовному делу. Законопроект, которым предлагается внести нормы, регламентирующие дистанционное судебное разбирательство, не касается уголовного судопроизводства, что свидетельствует о постепенной и осторожной цифровизации данной сферы правоприменения. Одновременно судебная практика диктует необходимость детальной регламентации использования цифровых технологий в уголовном процессе. Следует внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, предусмотрев основания и порядок дистанционного участия в судебном заседании посредством веб-конференции для свидетеля, специалиста, эксперта. Современный уровень развития цифровых технологий позволяет использовать их без негативного влияния на качество процесса, сократив при этом судебные расходы, сроки рассмотрения дел и обеспечив защиту прав участников уголовного судопроизводства.

ЮБИЛЕЙ / LIBER AMICORUM

159-163 417
Резюме

В статье анализируется вклад в развитие науки уголовного права доктора юридических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, почетного работника юстиции Российской Федерации, почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации, профессора кафедры уголовного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Самвела Мамадовича Кочои. Автор убежден, что развитие современной юридической науки и ее авторитет всецело зависят от ученых, которые, обладая многогранными талантами, широтой взглядов, научной смелостью, своим самоотверженным трудом, новаторской деятельностью преображают жизнь, воплощают идеи в реальность.

Сферу научных интересов профессора С. М. Кочои составляют проблемы уголовно-правовой охраны собственности. Учитывая складывающиеся новые социально-экономические отношения в России, профессор С. М. Кочои в своих научных трудах доказывает, что защита собственности является одной из приоритетных задач уголовно-правовой политики, от реализации которой зависит экономическая мощь государства и благополучие его граждан. Кроме того, особое внимание ученый уделяет проблематике терроризма и экстремизма, а именно вопросам ответственности за преступления, совершенные запрещенной в России международной террористической организацией «Исламское государство», в том числе за преступление геноцида в отношении народа езидов на севере Ирака.

В статье посредством биографического описания жизненного и творческого пути профессора С. М. Кочои предпринята попытка отразить наиболее значимые периоды жизни ученого, достигнутые им научно-просветительские и общественно-политические результаты, а также показать образ человека, исследователя, который своим кропотливым трудом, пытливостью ума прославляет отечественную уголовно-правовую науку, вносит достойный вклад в ее развитие.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)
ISSN 2686-7869 (Online)