Preview

Lex Russica. Закон русский

Расширенный поиск
№ 2 (2018)

ИСТОРИЯ ПРАВА

9-29 15
Аннотация
В статье делается попытка выявить и проанализировать воздействие революционной идеи, взятой на предельно глубинном онтологическом уровне ее существования, на процессы государственного и правового строительства. «Революционный мир», или идеология революции, реализуется в действующих правовых нормах и правовой политике. Пробный анализ позволяет обнаружить некий общий для всех исторических революций алгоритм и закономерности. Уточняя правовые различия в оценках таких явлений, как «бунт», «мятеж», «восстание» и т.п., возможно более определенно очернить и легальные рамки самого феномена революции. Политические аспекты этого явления становились определяющими при оценке революционных действий и преобразований, в зависимости от результатов революционной борьбы определялась и ее легитимность. Что касается легальных оснований революции, то их относительный характер был очевиден. Изменяющаяся юридическая терминология, посредством которой отписывались действительные революционные акты и события, в определяющей степени зависела от фактического соотношения сил и позиции законодательной власти. Борьба властей обозначала начало революционного этапа развития, на котором существенным образом менялись принципы государственного управления, формы правления и правовая система государства. Стремление к обновлению сочеталось с применением учредительного и правоустанавливающего насилия. Закономерным итогом борьбы становятся гражданская война и наступление диктатуры, которые также в определенной степени могут быть описаны на языке права и юриспруденции. Революция, которая презентовала на глобальную значимость и перманентность, превращалась в мощную историческую силу, оказавшую влияние на становление всех современных мировых государственных и правовых систем.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

30-44 14
Аннотация
В юридической сфере конфликт нередко начинается с конфликта правовых идей и концепций, которые можно определить как противоречие в правовой системе, выражающееся в противопоставлении одних правовых идей и концепций другим. Влияние конфликтов правовых идей и концепций особенно сильно в обществах, которые можно отнести к «идеократическим». В статье рассматриваются основные характеристики конфликтов правовых идей и концепций, уровни подобных конфликтов, возможные причины, их конструктивные и деструктивные аспекты. Отмечается, что если некоторые идеи и концепции могут более или менее удачно сосуществовать, то другие по своей природе вынуждены конкурировать за право стать доминирующими. В качестве характерного примера в статье рассматривается конфликт правовых идей о том, к какой правовой системе относятся страны постсоветского пространства. Рассматривается конкуренция на постсоветском пространстве идей о следующих правовых семьях: романо-германской правовой семье, англосаксонской правовой семье, славянской правовой семье, постсоветской правовой семье, правовой семье мусульманского права, византийской правовой семье, евразийской правовой семье. Как пример конфликта правовых идей и концепций на фундаментальном научном уровне рассматривается конкуренция правовых парадигм. Предлагается авторская классификация правовых парадигм на нормативизм и метанормативизм, обосновывается наличие парадигмального вопроса, в зависимости от ответа на который определяется принадлежность той или иной правовой идеи или концепции к правовой парадигме. В свете развиваемой автором концепции правовых парадигм и их конкуренции рассматривается проблематика интегративной концепции правопонимания. В статье предлагаются два основных способа разрешения конфликтов правовых идей и концепций - либо из конкурирующих концепций выбирается та, которая имеет наибольший конструктивный потенциал, либо на базе конкурирующих концепций вырабатывается новая концепция, соединяющая в себе наиболее позитивные черты всех конкурирующих концепций. Обосновывается, в частности, что концепцией, способной консолидировать современное российское общество, примирить либеральные и консервативные векторы его развития, может стать концепция «прогрессивного консерватизма», или своего рода «ретрофутуризм» на новый лад. Эта идеология подразумевает всестороннее инновационное развитие экономики и современных технологий («формы» социальной жизни) при сохранении традиционного, консервативного подхода к социальным и духовным ценностям («сути» социальной жизни).

ПРАВО И ЭКОНОМИКА

45-56 18
Аннотация
Настоящая статья посвящена рассмотрению вопросов правового регулирования платежной системы Банка России. В работе определяется, что платежная система Банка России является центральным элементом национальной платежной системы, что обусловливается общим объемом переводимых через данную систему денежных средств, ее ролью в поддержании стабильности национальной платежной системы и организации безналичных расчетов. На основе проведенного исследования выделены элементы (подсистемы), которые в своей совокупности составляют платежную систему Банка России. В статье проанализированы особенности организации и функционирования платежной системы Банка России, заключающиеся в нормативном закреплении правил данной платежной системы, совмещении Центральным банком РФ функций оператора платежной системы, оператора по переводу денежных средств и оператора платежной инфраструктуры, использовании целого комплекса сервисов по переводу денежных средств и т.д. В работе уделено особое внимание грядущим изменениям в механизме правового регулирования платежной системы Банка России, которые связаны с принятием Положения Банка России от 06.07.2017 № 595-П «О платежной системе Банка России». Определено, что новое положение направлено на модернизацию механизма перевода денежных средств посредством внедрения новой технологической платформы, совершенствование категориального аппарата, расширение круга участников данной платежной системы, а также внесение иных изменений в порядок организации и функционирования платежной системы Банка России, которые будут способствовать повышению стабильности как самой платежной системы Банка России, так и национальной платежной системы в целом. Кроме того, в статье исследуются система управления и полномочия структурных подразделений Центрального банка РФ по управлению платежной системой Банка России, состав ее участников, анализируется специфика проведения расчетов, изучаются виды расчетных документов, применяемых при осуществлении перевода денежных средств в различных сервисах платежной системы Банка России, приводятся статистические данные, позволяющие оценить место платежной системы Банка России в национальной платежной системе.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

57-64 14
Аннотация
В представленной статье автор обосновывает вывод, что внедрение принципа добросовестности в гражданское законодательство обусловливает то, что право на защиту субъективного гражданского права должно конструироваться не в качестве его элемента, а как самостоятельное гражданское право. При недобросовестном осуществлении права на защиту неблагоприятные последствия предусматриваются только для данного права, вследствие чего лицу отказывают в защите субъективного гражданского права. В отношении защищаемого субъективного гражданского права неблагоприятные последствия не наступают. При включении права на защиту в само субъективное гражданское право в качестве элемента неблагоприятные последствия должны были бы наступать в отношении всего субъективного права, что не будет способствовать стабильности гражданского оборота.
65-77 14
Аннотация
Статья посвящена одной из актуальных и наиболее дискуссионных проблем современной российской юридической науки - исследованию проблем построения судебного права. Осуществленный автором анализ судебных реформ последних лет показал, что они проводятся весьма хаотично и несогласованно, часто в интересах сложившейся политико-правовой ситуации. Причина этого видится в отсутствии, во-первых, системности в их подготовке и осуществлении; во-вторых, восприятия судебной власти как единой организации, состоящей из тесно взаимосвязанных между собой элементов; в-третьих, комплексного подхода в реализации реформы судебного законодательства. Помочь в преодолении такого положения дел могло бы развитие концепции судебного права, дающего целостную картину правового регулирования деятельности судебной власти в ее организационных, правоприменительных и правотворческих аспектах. Автором изучены основные подходы к пониманию судебного права, на основе которых осуществляется попытка определить его систему. Проанализированы работы таких специалистов в области судебного права, как И.Я. Фойницкий, Н.Н. Полянский, М.С. Строгович, В.М. Савицкий, А.А. Мельников, Э.М. Мурадьян, А.П. Гуськова, Н.Г. Муратова, М.Н. Марченко. В работе делается вывод о том, что систему судебного права могут составить три группы норм, объединенные в общую (включающую в себя в основном положения о судоустройстве), особенную (состоящую из судопроизводственных норм) и специальную (регулирующую исполнение судебных актов) части. В статье также дается анализ некоторых проблем реформирования правовых положений, составляющих отдельные части системы судебного права. В основу построения системы судебного права, по мнению автора, должны быть положены принципы, определяющие организацию и функционирование судебной власти, среди которых: приоритет прав и свобод человека и гражданина, принцип разделения власти, принцип независимости судебной ветви власти, принцип единства судебной власти, принцип законности, принцип гласности. Проводится анализ этих принципов.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

78-93 14
Аннотация
Современная система государственного управления в области лесных отношений требует пересмотра существующих и выработки новых теоретико-правовых положений и концептуальных подходов, обеспечивающих достижение баланса экономических и социальных ориентиров лесопользования наряду с сохранением экологического потенциала лесов. В условиях интенсификации использования лесов управленческая деятельность охватывает сложный комплекс общественных отношений, включая не только лесопользование, воспроизводство, охрану и защиту лесов, но также лесной комплекс, в состав которого входят лесное хозяйство и лесопромышленные отрасли экономики по заготовке и переработке древесины. Соответственно, государственное управление в области лесных отношений необходимо рассматривать во взаимосвязи с управлением лесным комплексом. Аналогичным образом необходимо подходить к пониманию и правовому опосредованию государственной лесной политики, составляющей основу государственного лесоуправ-ления. Наряду с использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов в сферу государственной лесной политики необходимо включать лесной комплекс. Такой подход требует совершенствования документов стратегического планирования и других политико-правовых документов, в которых получила объективированное выражение государственная политика в области лесных отношений и лесного комплекса, взаимоувязки и согласования содержащихся в них положений. Институциональная основа государственной лесной политики также требует применения комплексного подхода при дальнейшем совершенствовании системы управления в указанных областях. Нуждаются в уточнении компетенция и полномочия специально уполномоченных органов государственной власти РФ и субъектов РФ в области лесных отношений и лесного комплекса. В числе ключевых проблем регионального лесоуправления - лесничества и лесопарки, являющиеся основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. В условиях отсутствия в Лесном кодексе РФ понятий «лесничество» и «лесопарк» субъекты по-разному определяют их правовой статус, включая организационно-правовую форму, структуру, компетенцию и полномочия. Наряду с определением правового статуса лесничеств и лесопарков, правового положения лесничих, необходимо совершенствование деятельности по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). Требуется также решение проблем осуществления функций государственного управления в области лесных отношений, таких как лесоустройство, разработка, утверждение и реализация лесных планов, информационное обеспечение лесоуправления, лесная сертификация и др. В целях повышения инвестиционной привлекательности использования лесных участков необходимо совершенствование правового обеспечения многоцелевого лесопользования. Эффективность государственного управления в области лесных отношений и лесного комплекса требует совершенствования лесного и смежного (природоресурсного, экологического, налогового и др.) законодательства.

ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

94-104 26
Аннотация
В статье на основе анализа судебной практики раскрываются условия ответственности мажоритарного акционера за ненадлежащее определение выкупной цены акций в рамках процедуры принудительного выкупа акций (ст. 84.8 Закона об акционерных обществах). Суды рассматривают убытки, подлежащие возмещению миноритарному акционеру в случае занижения выкупной цены акций, исключительно в качестве меры ответственности, в связи с чем при рассмотрении дела установлению подлежат следующие юридически значимые обстоятельства: противоправность действий мажоритарного акционера, наличие убытков, причинно-следственная связь между допущенными мажоритарным акционером нарушениями и убытками миноритарных акционеров, вина мажоритарного акционера. В статье рассматриваются особенности установления данных обстоятельств, анализируется современная правоприменительная практика. Особое внимание обращается на необходимость учитывать презумпцию добросовестности поведения участников гражданских правоотношений при установлении противоправности действий мажоритарного акционера. В связи с этим авторы ставят вопрос о квалификации поведения мажоритарного акционера в ситуации, когда он определил выкупную цену акций в точном соответствии с действующим законодательством, но на основании отчета, в котором оценщиком были допущены существенные нарушения. В статье рассматривается вопрос о возможности привлечения мажоритарного акционера к ответственности за нарушения, допущенные третьим лицом - оценщиком. Авторы анализируют судебную практику по вопросу установления причинно-следственной связи и предпринимают попытку объяснить выявленные в ней противоречия. По мнению авторов, ответственность мажоритарного акционера требует наличия вины, а к рассматриваемым в работе отношениям подлежат применению общие положения Гражданского кодекса РФ, в частности, ст. 401 и 10. В работе сформулирован ряд положений судебной практики, связанных с исследованием отчета оценщика, на основании которого мажоритарным акционером производился выкуп ценных бумаг. Авторами анализируются наиболее часто используемые способы доказывания занижения выкупной цены акций, а также недобросовестности мажоритарного акционера в рамках процедуры принудительного выкупа акций.
105-118 15
Аннотация
В статье рассматривается правовая природа судебного решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов, его особенности по сравнению с решениями суда по другим категориям дел. Данное решение является актом обязательного официального нормативного толкования и в таком качестве рассматривается и как правоприменительный акт и, в определенных случаях, как акт правотворчества. Выявленная правовая природа судебного решения позволяет очертить пределы его законной силы: распространить ее на мотивы суда, а также в отношении производных или повторных нормативных правовых актов; констатировать, что субъективные пределы законной силы решения суда по делам об оспаривании нормативных правовых актов охватывают круг лиц, отношения с участием которых урегулированы оспоренным нормативным правовым актом.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

119-128 20
Аннотация
Состояние окружающей среды в целом и негативное воздействие на нее вооруженных конфликтов в частности, являются вопросами, требующими решения. Влияние данных факторов на права человека очевидно. Целью настоящей статьи является анализ норм международного права и практики для определения возможности защиты касающихся окружающей среды прав человека в связи с вооруженными конфликтами. Анализ международно-правовых норм показывает дефицит специальных норм, предусматривающих защиту касающихся окружающей среды прав человека в связи с вооруженными конфликтами. Объем норм международного права, предусматривающих прямую защиту права человека на здоровую окружающую среду, крайне ограничен. В основном они представляют собой нормы «мягкого права» и не обладают юридически обязательной силой либо же в самых общих формулировках закреплены в отдельных региональных инструментах. Существующее состояние международно-правового регулирования данного вопроса диктует необходимость обращения к практике международных судебных и несудебных органов. В данном контексте практика Африканской комиссии по правам человека и народов, Межамериканской комиссии по правам человека, Европейского Суда по правам человека, а также акты, принятые конвенционными органами по правам человека, касающиеся защиты отдельных прав человека вследствие причинения ущерба окружающей среде, могут быть релевантными. Анализ такой практики и актов показывает, что защита касающихся окружающей среды прав индивида возможна в контексте других прав человека, а именно: права на жизнь, права на достаточный жизненный уровень, права на наивысший достижимый уровень здоровья, права собственности и др. В целом защита касающихся окружающей среды прав человека в контексте других прав человека возможна и в условиях вооруженных конфликтов с учетом особенностей последних. Следовательно, такой подход может обеспечить защиту касающихся окружающей среды прав человека в связи с вооруженными конфликтами.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

129-139 36
Аннотация
В статье предложена оригинальная классификация принципов правового регулирования трансграничных авторских отношений, включающая три вида групп руководящих норм, вычлененных на основании ряда существенных критериев: системообразующие принципы, специальные материально-правовые и специальные коллизионные принципы. Подробному исследованию подвергнута группа специальных коллизионно-правовых принципов, структурно включающих следующие два вида основных регуляторов: закон государства, где испрашивается охрана произведения (lex loci protectionis), и закон государства происхождения произведения (lex loci origins). Осуществлен анализ трансграничных авторско-правовых отношений не только с позиций разрозненных в силу национального режима международно-правовой охраны систем национального права и сепаратно регулируемых ими авторских отношений, как это отражено в большинстве современных научных исследований в сфере авторского права. Автор настоящего исследования использует системный подход, который позволил выявить общие фундаментальные основы регулирования соответствующих групп отношений в масштабе сообщества государств - участников системы международной охраны авторских прав. Анализ осуществлен через действие норм международных соглашений по авторскому праву в тандеме с национальными правопорядками государств, участвующих в этих соглашениях, а также одновременно через сравнительный анализ авторского права современных государств между собой. Выявленные системные регуляторы - принципы правового регулирования трансграничных авторских отношений - в условиях пробельности коллизионного и даже материально-правового регулирования в отдельных институтах авторского права могут выполнять функцию юридических ориентиров.

ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО

140-147 16
Аннотация
В статье рассматривается положение женщин - суррогатных матерей из низших каст Индии, которое обусловлено законодательным регулированием суррогатного материнства. Низкая стоимость услуг суррогатных матерей и законодательное регулирование, выгодное для генетических родителей, привлекают клиентов из-за рубежа, сделав Индию мировым центром суррогатного материнства. Последствиями этого является униженное положение суррогатных матерей, их незащищенность, что противоречит декларируемым демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Индии. Защита демократических ценностей и закрепление старой кастовой системы характерны для Индии, что также закреплено в законодательстве. В ноябре 2016 г. был представлен новый билль, запрещающий суррогатное материнство на коммерческой основе. В настоящее время билль находится на рассмотрении. В статье показано, что, если билль будет принят, он хотя и решит некоторые проблемы, связанные с униженным положением суррогатных матерей, но не решит проблем, связанных: 1) с автономией суррогатных матерей; 2) защитой прав женщин низших каст, прибегающих к работе суррогатной матерью. Кроме того, билль может вызвать новые социальные и экономические проблемы. Во-первых, внедрение билля сильно ударит по «репродуктивному туризму» в Индию, серьезно сократив отрасль. Во-вторых, запрет на суррогатное материнство на коммерческой основе оставит без работы немалую часть медицинского персонала ЭКО-клиник. Новый билль потребует немалых сил органов исполнительной власти и полиции, поскольку запрет распространяется на хорошо развитую отрасль в медицине, получившую международную известность. В противном случае внедрение билля может спровоцировать появление теневого рынка суррогатного материнства. В статье приводится ряд альтернативных мер с целью решить проблемы, вызванные «репродуктивным туризмом», такие как диагностика, оказание медицинской помощи суррогатным матерям после родов, контроль за содержанием суррогатных матерей и защитой их прав. Подобные меры уже давно и успешно используются в сфере экспериментов с участием людей и имеют международную законодательную основу.

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА / PRO ET CONTRA

148-159 18
Аннотация
Криминология - юридическая наука, обоснованно претендующая на формирование собственной отрасли права. Криминологическое законодательство как система международных, федеральных и региональных нормативных правовых актов криминологического содержания и направленности существует и активно развивается. Предметом криминологического права как отрасли законодательства являются общественные отношения, урегулированные нормативными правовыми актами в связи с изучением и анализом негативных социальных явлений и процессов криминологической экспертизой нормативных правовых актов; установлением и реализацией мер по обеспечению мер безопасности личности, общества и государства от угроз криминального характера; организацией комплексной деятельности государств, национальных органов власти, общественных организаций, религиозных объединений и граждан по противодействию общественно опасным деяниям, негативным социальным явлениям и процессам. Выделяются три вида криминологических правоотношений, образующих в своей совокупности предмет криминолого-правового регулирования: 1) экспертно-аналитические правоотношения, возникающие между государственными органами и субъектами антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, между заказчиками и исполнителями криминологических исследований; 2) профилактические отношения, существующие между субъектами деятельности по устранению (ограничению) криминогенных факторов и объектами профилактического воздействия; 3) охранительные правооотношения, возникающие в публичной и частной сферах в связи с обеспечением криминологической безопасности, субъектами которых выступают государственные органы, корпорации, иные бизнес-структуры. В современных условиях криминологическое законодательство и криминологическое право призваны сыграть интегрирующую роль для иных отраслей права при решении проблем криминализации общественных отношений, коррупции, экстремизма, терроризма, наркотизма, транснациональной организованной преступности. Повышение значимости криминологии в современном мире, обусловленное тотальной криминализацией общественных отношений, указывает на важность уточнения ее предмета. Традиционное понимание предмета криминологии как науки о преступности, ее причинах, личности преступника, предупреждении преступности явно устарело. В предмет криминологии следует включить основы анализа негативных социальных явлений и процессов и организации противодействия преступлениям и иным правонарушениям (аналитическую разведку), а также криминологическое законодательство и криминологическое право.

ИМЯ В НАУКЕ

160-170 14
Аннотация
Статья посвящена анализу взглядов ученого-юриста конца XIX - начала XX в. М.М. Ковалевского на судебную власть. В своих многочисленных работах, посвященных государственно-правовой проблематике, он рассматривает такие вопросы, как роль и значение суда в государстве, функции судебной власти и основополагающие принципы правосудия. В результате анализа воззрений М.М. Ковалевского на судебную власть приходим к следующим выводам. Во-первых, Российское государство, заимствуя зарубежный опыт в устройстве судов, не являлось «рабским подражанием» иностранным образцам. Правовые институты, как, например, институт мировых судей, а также принципы правосудия внедрялись с учетом национальных особенностей, сохраняя самобытность и обычаи русского народа. Во-вторых, М.М. Ковалевский не мыслил правового демократического государства без независимого суда, учрежденного на началах равенства перед законом и судом, несменяемости судей, гласности, состязательности, участия народа в отправлении правосудия. В-третьих, суд ученый рассматривает в качестве гарантии обеспечения личных прав, с одной стороны, и в качестве ограничителя государственной власти - с другой. Оценивая суд как главную гарантию прав человека и будучи рьяным защитником свободы, М.М. Ковалевский в то же время понимает, что, с одной стороны, правосудие есть гарантия свободы, а с другой - свобода может быть ограничена в интересах правосудия. В-четвертых, М.М. Ковалевский выступил за создание административной юстиции в государстве, акцентировав внимание на праве обжаловать действия должностных лиц, вплоть до министров, в суд, а также создании административных судов. Возможность обжаловать действия должностных лиц в суд он считал большей гарантией, нежели закрепление прав и свобод в декларациях. М.М. Ковалевским были подняты вопросы в сфере судебной власти, имеющие крайне важное значение для построения конституционного государства, многие из которых («свободный» суд, учреждение административных судов, ответственность должностных лиц перед судом, несменяемость судей) являются актуальными и в современной юридической науке.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)