Preview

Lex russica

Расширенный поиск
Том 76, № 2 (2023)
Скачать выпуск PDF

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / JUS PUBLICUM

9-21 401
Резюме

Работа посвящена вопросам, связанным с анализом правотворческой и правоприменительной деятельности с позиции теории соотношения субъектов конституционного права, разработанной автором настоящего исследования. Основываясь на позициях авторитетных ученых, автор планомерно доказывает тезис о том, что весь правотворческий процесс на любом из уровней необходимо выстраивать исходя из реальных потребностей общества, на основе тех соотношений субъектов, которые уже существуют. Менять устоявшиеся связи при помощи создания новых документов, применения организационных мер со стороны публичной власти представляется нецелесообразным и неэффективным. Имея некоторый опыт работы в федеральном органе исполнительной власти, автор сталкивался с тем, что деятельность по созданию новых правил поведения заранее планируется, а по истечении определенного периода дается соответствующий отчет. Плановость нормотворчества также представляется порочной практикой, поскольку порождает возникновение ненужных требований и норм к лицам, повседневно занимающимся определенной деятельностью, стабильность которой только повышает ее эффективность. Кроме того, устоявшийся строгий позитивистский подход к исполнению законодательства, безусловно, имеет положительные стороны и позволяет обеспечить законность и правопорядок, однако у граждан должны быть в распоряжении инструменты воздействия на правовые акты в том случае, если действующие нормы не работают или работают не так, как это изначально задумано. Некоторые предложения в этой части содержатся в тексте предлагаемой читателю статьи.

22-32 388
Резюме

Рассмотрена проблема формирования правотворчества Республики Крым как подсистемы правотворчества Российской Федерации в современных условиях. Проанализированы исторические этапы развития законодательства Крыма от референдума 1991 г. до принятия новой Конституции Республики Крым в 2014 г., изучены факторы, способствующие повышению эффективности правотворческих технологий.

Используя методы синтеза и сравнения, а также формально-юридический метод, автор выделяет две модели развития законодательства субъектов Российской Федерации. Значительное внимание уделено нормотворческой политике в регионах, определена роль решений Конституционного Суда РФ в совершенствовании регионального законодательства.

С позиции теории организации автор рассматривает правотворчество как более высокую ступень развития правотворческой деятельности и своеобразную форму юридической деятельности. Значительное внимание уделено исследованию концепций взаимодействия систем правотворчества Республики Крым и Российской Федерации.

Правотворчество субъектов Российской Федерации представляет собой составную часть единого правообразующего процесса федеративного государства. Республика Крым, как и другие субъекты России, наделена правотворческой компетенцией. При этом региональное правотворчество должно быть логическим продолжением федерального, должно учитывать региональные особенности. И ни в коем случае не запутывать, не усложнять, не противоречить, не дублировать.

33-45 378
Резюме

Целью исследования является выработка рекомендаций, направленных на устранение недостатков современной международной валютной системы. Предложен проект ее реформирования, во-первых, обеспечивающий объективное отражение курсом национальной валюты экономического состояния эмитирующего ее государства и, во-вторых, позволяющий устранить непропорциональное использование доллара США в международной торговле. При его разработке автор исходил из предположения о том, что реформа международной валютной системы на основе консенсуса невозможна: «бенефициары современного валютного порядка» будут активно защищать свои национальные интересы в ущерб интересам большинства членов международного сообщества. В сложившихся условиях единственным способом преобразования международной валютной системы являются односторонние действия отдельных государств. При этом двигателем реформы должна стать коммерческая выгода частных субъектов внешнеэкономической деятельности: скорректировать международную валютную систему посредством установления новых правил, не обеспечивающих извлечение дополнительной (хотя бы минимальной) прибыли для агентов международной торговли, нереалистично. Исходя из данных предпосылок, автор формулирует модель односторонней — возможной к применению отдельно взятым государством — модернизации системы расчетов и системы таможенно-тарифного регулирования при осуществлении импорта товаров. Реализация данной модели должна сформировать на внутреннем валютном рынке спрос на национальную валюту государства-импортера, пропорциональный его доле в международной торговле. Последовательное увеличение числа государств, применяющих данную модель, позволит, опираясь на рыночные принципы, создать новую международную валютную систему, устранив ее основные недостатки, в том числе свести роль доллара США в международной торговле до адекватного значения, отражающего современное состояние американской экономики. При проведении исследования использованы аналитический и статистический методы, метод экономико-правового моделирования.

46-55 395
Резюме

В статье рассматриваются проблемы привлечения к административной ответственности за рекламу услуг по подготовке и написанию работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации. В последние годы происходит увеличение количества организаций, осуществляющих незаконную деятельность по подготовке курсовых и дипломных работ, научных статей, кандидатских диссертаций. К сожалению, как показывает практика, территориальные органы Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации не всегда выявляют состав правонарушения в действиях подобных организаций.

В качестве причин названы отсутствие высокого уровня квалификации специалистов на местах; сложности проведения лингвистической экспертизы, обязательной при фиксации и выявлении скрытой рекламы; отсутствие отработанного механизма привлечения к административной ответственности. Авторами предлагаются меры, необходимые для устранения указанных проблем и совершенствования деятельности правоприменительных органов государственной власти.

В частности, авторы убеждены, что в отдельном письме Федеральная антимонопольная служба РФ должна обязать свои территориальные органы устанавливать признаки противоправной рекламы в ходе проведения проверок по соблюдению Федерального закона «О рекламе» и привлекать к административной ответственности граждан, должностных и юридических лиц, осуществляющих рекламу услуг по написанию научных работ. К данной работе сто́ит также привлекать органы полиции и Федеральной налоговой службы, наделив их соответствующими полномочиями.

ЧАСТНОЕ ПРАВО / JUS PRIVATUM

56-67 488
Резюме

Параллельный импорт как инструмент развития международной торговли и повышения доступности товаров в разных странах, а также в каком-то смысле инструмент международной конкуренции порождает целый ряд правовых вопросов, от решения которых зависит стабильность торговых отношений, доступность товаров на рынках разных государств, соблюдение интеллектуальных прав правообладателей. Авторы анализируют правовые подходы к параллельному импорту и проблематике исчерпания прав в государствах евразийского региона на примере России, Армении, Казахстана, Азербайджана, а также в ЕАЭС. Отмечается, что какое-либо нормативное закрепление понятия «параллельный импорт» на международно-правовом уровне отсутствует. Каких-либо международно-правовых основ, позволяющих правообладателю воспрепятствовать введению международного принципа исчерпания прав в полном объеме в конкретном государстве, нет. Стандарты существенного различия при реализации международного принципа исчерпания прав представляются допустимыми к нормативному закреплению лишь в случаях, когда существенно различающиеся товары правообладателем распространяются как минимум в двух государствах и когда-либо ввозились правообладателем или с его согласия для распространения в государство, вводящее параллельный импорт. Даже в этом случае введение стандартов существенного различия остается на усмотрение государства, вводящего международный принцип исчерпания прав. Региональный принцип исчерпания исключительных прав в рамках ЕАЭС, как представляется, может служить важным механизмом комплектования рынков товаров и услуг в государствах — членах ЕАЭС, восполнения недостающих товаров на рынке государств — членов ЕАЭС, повышения конкуренции и оптимизации цен на товары в регионе.

В то же время следует обязательно предусмотреть возможность использования международного принципа исчерпания исключительных прав, четко устанавливая перечень товаров (товарных знаков), подпадающих под его действие.

68-80 329
Резюме

Теоретические представления о соотношении частноправового и публично-правового в деятельности автономных учреждений сегодня не относятся к очевидным, что зачастую порождает необъективные научные суждения по многим актуальным вопросам. Вопрос о реальном поиске оптимального соотношения публичных и частноправовых аспектов и их корреляции применительно к автономным учреждениям в науке фактически не ставился и не разрешался. Способность к самостоятельному имущественному обеспечению своей текущей деятельности посредством участия в гражданско-правовых отношениях, как правило, исследуется обособленно от норм публичного права, создавая небезошибочное научное представление об исключительно цивилистическом содержании нормоустановлений, определяющих правосубъектность автономных учреждений. Автор обращается к проблеме дуализма в определении их статуса, предпринимая теоретическую попытку координации публичного и частноправового в указанной сфере.

В ходе исследования автор демонстрирует системное переплетение частных и публичных начал при анализе статуса автономных учреждений. При этом обнаруживается отсутствие устоявшихся теоретических ориентиров для исследования отношений, в которых участвуют анализируемые субъекты. В этом, по мнению автора, кроется основная причина негативного характера научных исследований последних лет, посвященных изучению такого субъекта правоотношений.

В то же время, осознавая, что целью всякого научного исследования является обнаружение передовых и прогрессивных проблем, автор считает необходимым при последующем анализе и исследовании такого субъекта правоотношений, как автономное учреждение, учитывать дихотомию и конвергенцию положений публичного и частного права.

КИБЕРПРОСТРАНСТВО / CYBERSPACE

81-90 532
Резюме

Цифровизация различных сфер общественных отношений, в том числе их правового регулирования, в последнее время стала чем-то вроде «притчи во языцех». Не один десяток работ, многие из которых носят достаточно фундаментальный характер, затрагивает проблемы цифрового развития права в целом и уголовно-процессуального в частности. Однако сложно отрицать, что вопросы влияния искусственного интеллекта на развитие правосудия стали предметом широкого обсуждения сравнительно недавно. Что касается предиктивных технологий, то работ российских ученых-правоведов, их изучающих, найдется во много раз меньше, нежели в зарубежных государствах. В основном правосубъектность искусственного интеллекта воспринимается как нечто негативное, хотя вовсе отрицать идеи постепенного проникновения данной высокой технологии в правовую действительность было бы неправильно. Данное исследование является попыткой автора поучаствовать в дискуссии о допустимости применения предиктивных технологий и искусственного интеллекта при отправлении правосудия по уголовным делам.

В работе обосновывается тезис, что стремительная цифровизация в сфере отправления правосудия по уголовным делам не должна идти вопреки реализации права на доступ к правосудию граждан, а должна служить важным средством достижения транспарентности уголовного процесса.

Опираясь на базовые постулаты построения российского уголовного процесса, автор критически осмысливает место искусственного интеллекта и предиктивных технологий с позиций вспомогательных элементов или полноценной замены судьи-человека, рассуждает о поиске оптимального баланса их применения в целях повышения качества правосудия по уголовным делам. Несмотря на определенную консервативность уголовного процесса и кажущийся сюрреализм размышлений о полноценном сосуществовании уголовного правосудия с предиктивными технологиями и искусственным интеллектом, автор считает это направление весьма перспективным, требующим дальнейшего изучения и осмысления во благо развития человека, общества и государства.

91-100 714
Резюме

В статье анализируется становление и развитие Единого цифрового рынка ЕС, а также особенности правового регулирования деятельности онлайн-платформ на территории ЕС с учетом судебной практики, сформированной Судом ЕС. Делается вывод о том, что правовое регулирование нормативными правовыми актами ЕС не всегда достаточно с точки зрения гармонизации национальных правил в сфере цифрового рынка, в связи с этим особая роль отводится Суду ЕС по толкованию нормативных правовых актов ЕС и устранению пробелов в праве. Автор делает вывод о том, что Европейская комиссия по вопросам Единого цифрового рынка достаточно часто использует формат сообщений для трансляции своих решений, что свидетельствует об отсутствии у нее исполнительных полномочий на уровне ЕС. То же справедливо и для ЕЭК, функционирующей на уровне ЕАЭС. Правовые акты ЕС, регулирующие деятельность онлайн-платформ и цифрового рынка в целом, более детализированы — в отличие от тех правовых актов, которые действуют в ЕАЭС и являются по своей сути программными, обозначающими актуальные вопросы и общие векторы развития. Договор о ЕАЭС создает нормативную правовую основу для реализации программы по созданию Единого цифрового рынка ЕАЭС. В связи с этим ЕАЭС следует повышать интенсивность взаимодействия в рамках правового регулирования общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, создавать универсальные концепции и модели, опираясь на опыт ЕС (в частности, концепцию «знай своего бизнес-клиента»), учитывая специфику региона ЕАЭС, повышая роль Суда ЕАЭС в вопросах формирования общей правовой модели функционирования Единого цифрового рынка. С учетом новой реальности политических и экономических отношений создание и развитие Единого цифрового рынка ЕАЭС является важным направлением обеспечения цифрового и экономического суверенитета.

ИСТОРИЯ ПРАВА

101-112 326
Резюме

В статье рассмотрены нормативные основы и теоретические взгляды ученых досоветского и современного периодов на понятие и содержание обвинения (уголовного преследования) как функции прокуратуры Российской империи после судебной реформы 1864 г. Показано соотношение в деятельности прокуратуры этой функции и функции надзора. Проанализирована юридическая терминология, относящаяся к уголовному преследованию. Показан двойственный подход исследователей к понятию этой функции как определенного «требования» или «деятельности». Рассмотрено содержание первоначального и окончательного обвинения и связанные с ним дискуссионные вопросы, в частности об осуществлении прокурорского уголовного преследования на стадии предварительного следствия. Показана связь между досоветской и современной наукой в подходах к анализу функции обвинения.

Сделан вывод о том, что в результате судебной реформы 1864 г. на прокуратуру была возложена новая для нее функция обвинения, которая стала главной в ее деятельности. Законодательство в содержание функции обвинения включало «обнаружение преступлений и преследование виновных», однако понятие преследования не определило. В связи с этим наука и ведомственные нормативные акты прокуратуры в содержание уголовного преследования в широком смысле включали почти всю деятельность прокурора в уголовном процессе. Такое преследование прокурор возбуждал путем возбуждения уголовных дел и в ходе предварительного следствия осуществлял посредством прокурорского надзора. Уголовное преследование в отношении конкретных лиц прокурор возбуждал или непосредственно при возбуждении уголовного дела, или опосредованно в ходе надзора за производством следствия, или непосредственно в стадии предания суду по делам, по которым следствие не проводилось. Несмотря на то что первоначальное обвинение прокурор возбуждал не по всем уголовным делам, на стадии предания суду свое окончательное обвинение он формулировал по всем делам, по которым считал вину обвиняемого доказанной.

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / COMPARATIVE STUDIES

113-121 257
Резюме

В науке конституционного права отсутствует универсальный теоретический подход к конституционным правоотношениям, каждое государство самостоятельно определяет цели, объект и субъект конституционных правоотношений. Причем одни и те же субъекты в условиях разных национальных правовых систем могут выступать как объектами, так и субъектами правоотношений. Народ в этих концепциях конституционных правоотношений не рассматривается как равноправный участник данных правоотношений. Его роль во всех представленных концепциях ограничена как по кругу лиц, так и по возможностям вступать в конституционные правоотношения в роли субъекта. Можно утверждать, что, несмотря на разность подходов к объектному и субъектному составу правоотношений, в Германии, Великобритании и во Франции такие правоотношения между органами государственной власти могут существовать только в нормально развивающемся государстве (государстве, не испытывающем давления какого-либо кризиса или эпидемии).

Такой вывод автором был сделан на основе анализа основных концепций правоотношений, которые в российской юридической науке принято относить к конституционным правоотношениям. Выбор автором концепций, разработанных в Германии, Великобритании и Франции, обусловлен широким распространением в мире научных взглядов, сформированных в рамках национальных научных школ этих государств, а также влиянием философии права Германии и Франции на становление конституционных правоотношений в России.

Особое внимание автор обращает на распространенность взглядов Карла Шмитта на формирование конституционных правоотношений в Европе и Северной Америке в части нетерпимости инакомыслия, допущения конституционной диктатуры, усиления исполнительной власти за счет законодательной власти.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / PROBLEMA PRINCIPALE

122-133 461
Резюме

Дилемма, которая стоит перед человеком, состоит в том, что, хотя человек и осознаёт то, что, с одной стороны, поддержание его жизни полностью зависит от существования природных живых существ, с другой стороны, он также хочет использовать (usus), эксплуатировать (fructus) и даже злоупотреблять (abusus) ими. Эта дилемма возникла после того, как отношение к живым существам как к «ресурсам» привело к исчезновению многих из них, показав, что этот источник не бесконечен. Неоспоримым фактом является то, что живые существа являются единственными источниками устойчивости жизни всех организмов. Однако это ни в коем случае не означает, что их можно использовать, эксплуатировать и злоупотреблять ими по своему усмотрению. Ибо в природе существует чудесный круговорот, который можно кратко охарактеризовать как «эффект бабочки»: планета, на которой мы живем, подобна замкнутому контуру; ни один организм не исчезает, а просто гниет, растворяется и трансформируется в другой организм.

Давайте посмотрим на воду: из облака она попадает на землю в чистом виде; она образует реки, озера, моря и океаны; она поглощается почвой; после поглощения оттуда растением через его корни она смешивается с другими химическими веществами, которые в них содержатся и в таком виде хранятся как фрукты, привлекая животных и людей; после переваривания в их телах эти вещества превращаются в кровь, путешествуют по венам; через различные выделения и потоотделение или гниения тел после смерти они возвращаются обратно в почву; затем эти вещества испаряются, формируя новое облако. Давайте взглянем на кислород: он присутствует, помимо воздуха, везде, где существует вода, компонентом которой он является вместе с парой атомов водорода — это такой чудесный состав: пара горючих газов вместе с газом для горелки, вместо того чтобы вызывать пожар, создают жидкость для огнетушителя; она разлетается повсюду вместе с другими газами; в результате постоянного вдыхания животными и людьми, а растениями — только ночью, она соединяется с другим атомом кислорода и одним углеродом и превращается в двуокись углерода; возвращается обратно в свою первоначальную форму в результате процесса фотосинтеза растений в дневное время.

Следовательно, почва, образованная минералами и органическими материалами, солнце, воздух и вода — все вместе делает возможной жизнь растений, животных и людей. Растения дают возможность жить почти всем животным и человеческим существам, а животные дают возможность жить большинству людей и некоторым растениям. Эти два природные существа, помимо воды, должны потребляться как единственный источник пищи для продолжения человеческой жизни. Так же, как это происходило с начала времен, точно такие же частицы в этих организмах формируют тело человека, который употребляет их в пищу. Затем они снова трансформируются обратно в свои первоначальные состояния, чтобы появилась новая оболочка, которая примет новую душу после смерти человека.

Живые существа, которые мы сейчас рассматриваем в качестве пищи, исчезают только до размера частиц, что ясно видно в случае с вымершими живыми существами — как растениями, так и животными. Этот факт позволяет сделать вывод, что мы должны защищать их, то есть прекратить их уничтожать, по крайней мере, ради нас самих. Наиболее часто используемым правовым инструментом для такой защиты является метод, основанный на наказании, при котором предусмотренные действия, как правило, запрещены законодателем, а те, кто их нарушает, подвергаются наказаниям, предписанным судами. Два наиболее важных недостатка этого метода заключаются в наложении санкций на непредвиденные действия и в обеспечении того, чтобы предусмотренные санкции служили возмещению ущерба живым существам. Существует альтернативный метод, который используется в нескольких странах и устраняет вышеупомянутые недостатки: наделение живых существ правосубъектностью. В соответствии с этим; во-первых, может быть предъявлен иск о возмещении ущерба, нанесенному живому существу, независимо от того, предусмотрено это законодателем или нет; во-вторых, суд рассматривает фактический ущерб, причиненный живому существу, вместо заранее определенной фиксированной суммы, как в случае штрафа; в-третьих, компенсация, определенная судом, служит для возмещения ущерба, причиненного живому существу. Такое изменение точки зрения по отношению к ним имело бы огромное значение для упрощения и осуществления метода их защиты.

В этой статье мы рассматриваем новый вид правосубъектности под названием «природная правосубъектность» и которую мы, по аналогии с «общественным договором», определяем как «договор с живым существом», что позволит природным живым существам иметь свои собственные права.

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА / PRO ET CONTRA

134-144 249
Резюме

Российской системе социальной защиты последних лет свойственна хаотичность проводимых реформ, имеющих основной задачей подчас решение сиюминутных экономических проблем. Повышение уровня социальных выплат или введение новых происходит, как правило, для наиболее активной и недовольной на текущий момент части населения. Так, в 2019 г. под влиянием общественных объединений родителей детей-инвалидов компенсационная выплата для этой категории граждан была увеличена до 10 000 руб., в то время как выплата ухаживающим за иными категориями нуждающихся (например, за пожилыми родственниками) осталась на уровне 1 200 руб. в месяц.

Очевидное отсутствие общих принципов предоставления государственной помощи, основанных на понятных обществу этических нормах, вызывает недовольство и недоверие населения. В статье сделана попытка указать на несоответствие законодательства морально-этическим нормам в сфере долговременного ухода, выявить недостатки и выработать некоторые предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Так, было предложено: 1) поддержать внедряемую в пилотных проектах ряда субъектов Российской Федерации идею наделения лиц, осуществляющих уход за родственниками, статусом социальных работников; 2) поднять размер выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход, до минимального размера оплаты труда, поскольку компенсационные выплаты по своей природе призваны заменить отсутствующий заработок; 3) устранить неоправданную дифференциацию выплат в зависимости от статуса лиц, нуждающихся в уходе; 4) предусмотреть возможность осуществлять трудовую деятельность на условиях неполного рабочего времени при осуществлении ухода, установив справедливые ограничения с учетом размеров компенсационных выплат и получаемого дохода, и др.

145-157 525
Резюме

В статье представлены результаты исследования наиболее важных изменений в деятельности ОВД (полиции) после реформы 2011 г. Характеризуется успешность реализации принципов открытости и публичности деятельности полиции, построения доверительных отношений полиции и общества, улучшение имиджа ОВД, отмечается интенсификация информационно-пропагандистской работы. Анализируется мнение полицейских о распространенности неправомерного и противоправного поведения среди сотрудников. Отмечая тенденцию снижения фактов такого поведения, среди ее детерминант автор называет более активное выявление нарушений служебной дисциплины и правонарушений. В качестве важного преимущества современной деятельности полиции рассматривается внедрение и развитие электронного документооборота, совершенствование нормативной правовой базы, ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств. Положительной тенденцией признается и повышение уровня образования сотрудников полиции, однако активное внедрение дистанционной формы обучения существенно снижает его качество. Удовлетворительной остается система медицинского и пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел. В числе основных проблем, снижающих эффективность профессиональной деятельности полицейских, называются излишний документооборот, несовершенство законодательства, слабая материально-техническая база, плохое взаимодействие подразделений и служб между собой, недостаточная численность сотрудников и их большая загруженность. Последнее, по мнению сотрудников органов внутренних дел, является наиболее серьезным фактором, находящим свое выражение в несоответствии служебной нагрузки установленным нормам, в выполнении служебных обязанностей в период отпуска, в необоснованном распределении служебных обязанностей. Решение указанных в статье проблем организации и осуществления профессиональной деятельности полицейских необходимо для эффективного противодействия преступности и повышения авторитета полиции в обществе.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)
ISSN 2686-7869 (Online)