Preview

Lex russica (Русский закон)

Расширенный поиск
№ 10 (2018)

ТЕОРИЯ ПРАВА / THEORIA LEX

9-17 12
Аннотация
В статье автор отвечает на вопрос о том, каким образом принципы права могут действовать в рамках функционирования правовой системы. Данный вопрос является важным аспектом проблемы определения понятия «принципы права», так как именно их действие определяет, какое влияние принципы права оказывают на общественные отношения, а следовательно, обуславливает необходимость подробного исследования принципов права и их роли в правопорядке. Автор анализирует как прямое воздействие принципов на правовую систему, так и их опосредованное влияние. Одной из ключевых проблем, поднятых в настоящей работе, является соотношение принципов права и позитивных норм.
18-29 13
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы теории и практики российского законодательства как института социального взаимодействия. Отмечается недостаточная социальная идентичность российского права и законодательства в аспектах стратегии экономического роста, структурной сбалансированности и системности. Исследуется концептуальная законотворческая роль Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г. Рассматриваются вопросы соотношения законодательства и правовой традиции, идеологической роли права в национальном и мировом правопорядке. Обоснована идея целостности отечественной правовой традиции, раскрыты ее исторические и правовые основания. В статье ставится проблема разработки социальной доктрины российского права как интеллектуальной основы интегративных правовых комплексов в евразийском и иных направлениях экономических и политических межгосударственных союзов.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

30-39 38
Аннотация
Статья рассматривает правовую регламентацию дистанционного труда в контексте трансформации трудовых отношений в современном мире и возникновения новых, нетипичных форм занятости. В статье приводится опыт регулирования дистанционного труда в Европейском Союзе. В частности, рассматривается рамочное соглашение социальных партнеров на уровне Европейского Союза, касающееся «телеработы», заключенное в 2002 г., а также трансформировавшиеся подходы к мобильному труду с помощью ИКТ, отраженные в документах Европейского фонда по улучшению условий труда и жизни (Еврофонда). Далее в статье дается оценка правовых норм о дистанционном труде в Российской Федерации. Выявляются дефекты правового регулирования дистанционного труда в России, осуществляемого главой 49.1 ТК РФ. В частности, автор предлагает устранить следующие проблемные аспекты правовых норм о дистанционном труде: невозможность заключения трудовых договоров о труде, носящем дистанционный характер лишь частично; необходимость защиты частной жизни работников путем закрепления права не быть на постоянной связи с работодателем в свободное от работы время (так называемое право быть офлайн); избыточная сложность оформления отношений о дистанционном труде посредством усиленной квалифицированной цифровой подписи; отсутствие норм, обеспечивающих возможность защиты коллективных трудовых прав работников; возможность увольнения дистанционных работников по основаниям, предусмотренным трудовым договором, не обоснованная объективной необходимостью; отсутствие правовых норм, касающихся дистанционных трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, и др.
40-49 4
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с правовой определенностью, которая, по мнению автора, является одним из существенных условий конституционности законодательства, а также естественным правом человека. Обращается внимание на то, что неопределенность не всегда является дефектом законодательства, а в ряде случаев служит своеобразным методом правового регулирования, поскольку предоставляет свободу правоприменителю для использования в конкретной ситуации гибкости правового регулирования с целью достижения оптимального результата. Однако чаще всего отсутствие определенности воспринимается как дефект законодательства, поскольку влечет противоречивую и произвольную правоприменительную практику, приводящую к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан. В статье обосновывается данный вывод. Автор раскрывает содержание определенности законодательства с точки зрения юридической техники сквозь призму правовых позиций Конституционного Суда РФ. Делается вывод о том, что неоднозначность и несогласованность юридических конструкций чаще всего обусловлена увеличением в нормативном материале количества научных терминов, специальных выражений, постоянным наращиванием общего количества актов «поправочного» характера. Предлагается наделить правом законодательной инициативы не отдельных депутатов, а группы депутатов количеством не менее 25. Наряду с этим, правом законодательной инициативы целесообразно наделить такие юридически состоятельные органы, как Уполномоченный по правам человека в РФ, Генеральный прокурор. Автор обращается к вопросу о том, что, несмотря на профицит законодательного регулирования, часть важных общественных отношений остается неурегулированной своевременно, что приводит к нарушению прав и свобод граждан, невозможности реализации норм Конституции. Анализируется практика Конституционного Суда РФ, помогающая преодолеть правовую неопределенность, исправить дефекты законодательства, однако, по мнению автора, это не способствует авторитету законодателя и закона.
50-57 266
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы использования результатов творческого труда в составе сложных объектов интеллектуальных прав в сфере шоу-бизнеса, театрального искусства, дизайна и пр. Автор отмечает необходимость правовой регламентации отдельных объектов творческого труда, которые вошли составной частью в сложный объект. Указывается, что с учетом развития цифровых технологий, зарубежного опыта необходимо проанализировать отечественную практику правовой охраны объектов творческого труда, которые вошли составной частью в сложные объекты (объекты авторских прав и патентных прав), с целью совершенствования правовой охраны авторов, возможности успешной коммерциализации созданных ими результатов интеллектуальной деятельности. Автор статьи приходит к выводу, что в условиях острой конкуренции между производителями (как российскими, так и зарубежными) защита отечественных авторов, способных создавать оригинальные и творческие модели, от копирования и заимствований их работы должна быть приоритетным направлением в поддержке и развитии отрасли легкой промышленности. В статье рассматривается возможность введения дополнительной охраны для промышленных образцов и отмечается, что предложенные механизмы правовой охраны должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации и отвечать международным стандартам защиты подобных изделий. В заключение отмечается, что внимание к правовой охране результатов творческого труда (в частности, к результатам творческого труда в составе сложных объектов интеллектуальных прав) является важным и актуальным для развития отечественной легкой промышленности и коммерциализации результатов творческого труда авторов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

58-69 29
Аннотация
Проведен комплексный анализ мнений ученых-правоведов, нормативно-правового регулирования и судебной практики по вопросу оказания физическим лицам услуг по изменению или улучшению их внешнего облика. Выявлен ряд проблем, связанных с защитой прав пациентов, подготовкой специалистов и лицензированием соответствующих организаций, оказывающих услуги в сфере медицинской косметологии. Сделан вывод о необходимости детальной нормативно-правовой регламентации условий договора о возмездном оказании косметологических услуг с включением в него конкретных, планируемых к проведению услуг и противопоказаний к ним, а также положений о конкретных результатах оказываемой услуги. На основе анализа законодательства разграничены понятия косметологических услуг и косметических услуг с точки зрения их отнесения к категории медицинских услуг. Особое внимание уделено критериям определения размера возмещения морального вреда вследствие некачественного оказания косметологических услуг. Наряду с имеющимися в науке и законодательстве, предложен дополнительный критерий - срок, требуемый для восстановления прежнего внешнего облика физического лица. В законодательстве Российской Федерации отсутствуют какие-либо возрастные ограничения на оказание косметологических услуг, в том числе пластических операций, для несовершеннолетних граждан. В связи с этим констатирована необходимость нормативного установления возрастных ограничений на некоторые виды услуг, связанных с изменением и (или) улучшением внешнего облика физического лица. С целью решения проблемы криминологического характера предложено установить на законодательном уровне требование для пластических хирургов о ведении фотоархивов пациентов.
70-84 12
Аннотация
В статье в очередной раз поднимается проблема возможности и форм использования в доказывании по уголовным делам сведений, полученных в ходе оперативнорозыскных мероприятий. Основываясь на результатах своих прежних исследований в области доказательственного права, анализируя нормы действующего законодательства, доктринальные позиции по данному вопросу, современную судебную и следственную практику, автор приходит к выводу, что сегодняшние научные подходы и обусловленные ими прикладные технологии формирования доказательств на базе результатов оперативно-розыскной деятельности носят псевдопроцессуальный, искусственный характер и фактически являются не более чем прикрытием оперативно-розыскной информации наиболее удобным видом доказательств без разбора их гносеологической природы и сущности. Автор предлагает своим коллегам признать, что единственно возможным вариантом решения проблемы использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности является легализация механизмов их прямого, непосредственного введения в уголовный процесс, без необходимости какого-либо мнимого, иллюзорного процессуального оформления. Учитывая возможные негативные последствия вносимых предложений, осознавая вероятные риски и потенциальную опасность бесконтрольности и вседозволенности сотрудников правоохранительных органов, автор одновременно формулирует критерии допустимости использования в доказывании сведений, собранных в ходе оперативно-розыскных мероприятий. Таковыми, по его мнению, являются: а) невоспроизводимость полученных результатов следственным или судебным путем; б) возможность проверки и оценки относимости, допустимости и достоверности полученных результатов уголовно-процессуальными средствами; в) существование строго формализованного режима проведения оперативно-розыскных мероприятий, не уступающего по уровню гарантий режиму, установленному уголовно-процессуальным правом.
85-97 61
Аннотация
Отечественный Закон о физической культуре и спорте четко не разграничивает предметы ведения «государственного регулирования» и «саморегулирования». Нормативные документы спортивных организаций не ограничивают их полномочия в части регламентации того или иного вида спорта. Таким образом, положения законодательства и нормативных документов спортивных организаций являются неконкретными, что приводит к неопределенности нормативного регулирования спорта. Это, в свою очередь, выливается в отсутствие пределов нормотворчества спортивных организаций. В такой ситуации права спортсменов нарушаются. Автор статьи формулирует принцип нормативной определенности в сфере спорта, под которым понимается существование таких положений национального законодательства, международных правовых актов, а также нормативных документов спортивных организаций, простое прочтение которых позволяет любому субъекту, который ознакамливается с ними, уяснить, какие конкретно права и обязанности имеет каждый из субъектов спорта, а также каков порядок их осуществления, какая ответственность за действие и/или бездействие может быть наложена на каждого из субъектов спорта, каковы пределы нормотворчества спортивных организаций, а также каковы полномочия государства в области нормативной регламентации того или иного вида спорта. Автор полагает, что концепция автономности спортивных организаций может существовать только в том случае, если это не приводит к нарушению прав и законных интересов спортсменов. По мнению автора, должны быть сформулированы пределы автономии спортивных организаций, под которыми следует понимать четко сформулированные положения национального законодательства о спорте, международных нормативных правовых актов или нормативных документов спортивных организаций, которые: а) развернуто, пункт за пунктом, разграничивают предметы ведения «государственного регулирования» и «саморегулирования»; б) устанавливают запреты для спортивных организаций на совершение действий (бездействие) и/или принятие решений, приводящих к злоупотреблению ими своими правами, и в) предусматривают механизмы контроля за спортивными организациями в части соблюдения ими положений национального законодательства о спорте, международных нормативных правовых актов.

ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

98-105 17
Аннотация
Статья посвящена характеристике нового вида гражданско-правовой ответственности - преддоговорной ответственности. Классическое деление ответственности в зависимости от способа ее возникновения на договорную и внедоговорную претерпело изменение. Связано это с дополнением Гражданского кодекса РФ новыми положениями, регламентирующими вопросы ведения переговоров о заключении договора, а также вопросам ответственности в связи c недобросовестным ведением переговоров, которые привели к наступлению убытков у одной из сторон. В рамках заявленной темы проведено исследование позиций в отношении института преддоговорной ответственности, сложившихся в доктрине гражданского права. В современной цивилистической науке существуют две основные точки зрения, которые формулируют преддоговорную ответственность в зависимости от природы договорных или внедоговорных обязательств. Отдельной является теория так называемого дуалистического взгляда на природу преддоговорной ответственности, предполагающего договорно-деликтный характер ответственности. В рамках данной статьи для более комплексного понимания исследуемого явления приведена и судебная практика по спорным моментам, возникающим при применении судами норм в сфере преддоговорной ответственности участников, вступивших в переговоры о заключении договора, но так его и не заключивших. Анализ судебной практики показал, что суды при рассмотрении дел, возникающих из спорных ситуаций, связанных с переговорами о заключении договора, исходят из того, что субъекты преддоговорных правоотношений должны придерживаться обязательного условия ведения переговоров о заключении договора - соблюдения принципа добросовестности. Несоблюдение данного принципа, приведшее к убыткам в имущественной сфере одной из сторон, предполагает в последующем ответственность другой стороны. Автор приходит к выводу, что преддоговорная ответственность представляет собой отдельный и особый вид гражданско-правовой ответственности, который закрепляется приведением авторской формулировки преддоговорной ответственности, исходя из ее особой правовой природы и специфических свойств субъектов преддоговорных правоотношений.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

106-115 5
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблемы обеспечения правопорядка на массовых спортивных мероприятиях посредством внедрения систем идентификации личности спортивных болельщиков. В статье показаны результаты исследования опыта 9 зарубежных государств: Аргентины, Болгарии, Бразилии, Испании, Италии, Польши, Словакии, Франции, Чили - по некоторым основным направлениям. В статье исследованы положения зарубежного законодательства, касающиеся сбора организаторами спортивных соревнований данных о зрителях, ведения информационных реестров, хранения информации о посетителях спортивных мероприятий.

ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО

116-129 56
Аннотация
В статье рассматривается зарубежный опыт регулирования криптовалют с момента начала их повсеместного использования на примере таких стран, как Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Канада, Австралия, Украина, Япония, Китай, страны Латинской Америки. Один взгляд на карту, высвечивающую статус криптовалют в мире, показывает, что большинство стран настроены позитивно-выжидающе, как, например, Венесуэла, США, Канада, Австралия, часть Евросоюза, а также такие гиганты финансово-технологической мысли, как Китай и Япония. Нейтральная позиция ряда стран (Европейский Союз во главе с Германией, страны Латинской Америки) обусловлена отсутствием выработанного законодательства, регулирующего криптовалютные отношения. В Эквадоре, Тайланде, Вьетнаме, Исландии и Бангладеш криптовалюты запрещены. Венесуэла стала первой страной в мире, создавшей свою национальную криптовалюту - Petro. Ее стоимость обеспечена запасами природных ресурсов страны, а цена привязана к баррелю нефти. С помощью Petro венесуэльское правительство рассчитывает в обход санкций США привлечь миллиарды долларов инвестиций и преодолеть экономический кризис. Национальная криптовалюта Венесуэлы построена на блокчейн-платформе. Ее можно использовать для расчетов внутри страны и обменивать на другие криптовалюты. Соответственно, для России международный опыт в сфере регулирования криптовалютных отношений и определения статуса криптовалюты как таковой обусловливает скорейшее принятие закона о регулировании криптовалютной деятельности и возможное появление национальной криптовалюты - крипторубля.
130-145 41
Аннотация
В случае учреждения обязательной медиации суд вынужден оценивать действия участников спора до и (или) в ходе медиативной сессии. Опыт США показывает, что выработка единых критериев надлежащего исполнения такой обязанности - трудная задача, судебной системе США пока не удалось ее решить. Требование о добросовестном участии (good faith participation) в медиации закреплено в законодательстве США и в локальных правилах судов. Поскольку стороны принимают участие в примирительной процедуре не по собственной воле, данное требование призвано стимулировать их относиться к ней взвешенно, исключить злоупотребления в ходе процедуры. Однако легального определения добросовестности не существует, оно не устоялось на уровне прецедентов, есть разногласия в доктрине. Судебная практика позволяет почти без оговорок признать в качестве признаков добросовестного участия наличие заблаговременно представляемых сторонами медиатору письменных пояснений по существу спора, явку на медиативную сессию и обеспечение участия такого представителя, который имеет достаточно полномочий для обсуждения и заключения соглашения. Такие аспекты, как участие в нескольких медиативных сессиях и продолжительность сессии, по-разному расцениваются судьями. Известны случаи, когда американские судьи квалифицировали односторонний отказ стороны от дальнейшего участия в медиации как основание для наложения санкций. По мнению большинства правоведов, требование о добросовестном участии лишь вредит медиативной процедуре, так как искажаются взаимоотношения между участниками медиации, усиливается состязательное начало, что противоречит природе медиации; наблюдается неявное принуждение сторон к заключению соглашения; появляется возможность для возникновения дополнительного судебного разбирательства - об ответственности за ненадлежащее поведение в ходе медиации; происходит размывание роли медиатора в связи с необходимостью оценивать действия сторон; неизбежен конфликт с принципом конфиденциальности процедуры.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ

146-156 17
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы женской преступности и права. Отражены особенности женщин-преступниц, связанные с исторически обусловленным местом женской преступности в системе общественных отношений, социальными ролями и функциями, биологической и психологической спецификой. Раскрыты динамика и тенденции развития женской преступности, в частности в конце прошлого столетия. Перечислены виды преступлений, совершаемых женщинами, к числу которых относятся насильственные деяния (убийство, и убийство матерью новорожденного ребенка в частности, причинение вреда здоровью различной степени тяжести, заражение венерической болезнью); хищения в форме краж чужого имущества, простые грабежи, мошенничество, присвоение и растрата; деяния в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов; разбойные нападения и вымогательство в составе соучастия. Выявлено новое преступление женщин - киллерство, т.е. убийство по заказу. Проводится сравнительный анализ женской и мужской преступности. Приводятся точки зрения специалистов в рассматриваемой сфере, а также собственная авторская позиция. Теоретические положения и собственные исследования подтверждены примерами из следственно-судебной практики. Проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие борьбу с указанным социальным явлением. Установлено, что женщины в состоянии алкогольного и наркотического опьянения значительно чаще совершают преступления, чем в трезвом состоянии. Обоснованы предложения по совершенствованию деятельности правоохранительных органов и общественности в противодействии женской преступности посредством совершенствования норм уголовно-исполнительного законодательства.

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

157-165 26
Аннотация
В статье рассматриваются формирование и развитие отечественной уголовно-правовой политики в сфере охраны жизни и здоровья человека. В основу исследования положены сравнительно-правовой и формально-юридический методы, позволившие на основе соотношения формулы правовой регламентации составов преступлений против жизни и здоровья проследить становление механизма уголовно-правовой защиты жизни и здоровья человека. На основе ретроспективного подхода сформулированы выводы о целях наказания, назначаемых за преступления против жизни и здоровья. Сделан вывод об особенностях уголовно-правовой политики государства в период его становления. С учетом происходящих в социально-экономической и политико-правовой сферах изменений прослежена эволюция уголовно-правовой политики, дан анализ факторов, детерминирующих механизм уголовно-правовой охраны жизни и здоровья. Отражен процесс последовательного нормативно-правового оформления в ходе развития российской государственности составов преступлений против жизни и здоровья. Определены методологические принципы охраны в России неприкосновенности жизни и здоровья личности. Обозначены проблемы реализации уголовно-правовой политики в сфере охраны жизни и здоровья, обусловленные адекватизацией мер уголовного наказания. Высказано мнение о принципах реализации уголовного наказания, сопряженных с необходимостью учета совокупности факторов: общественной опасности совершенного преступления и личности преступника, обстоятельств, влияющих на меру государственного принуждения, порядка и условия содержания осужденных. Эффективность уголовно-правовой политики в сфере обеспечения права человека на жизнь и здоровье требует совершенствования законодательной формулы, предполагающей согласованность критериев оценки и квалификации уголовно-правовых норм, дифференциацию наказания исходя из степени причиненного человеку, обществу и государству данными видами преступлений ущерба.
166-172 10
Аннотация
Статья посвящена исследованию роли запрещающих норм уголовного права в правовом регулировании в первые годы после установления в России советской власти. На основе анализа нормативных правовых актов, регулирующих уголовные правоотношения, и правовой доктрины этого периода авторы доказывают, что, несмотря на революционный характер советского уголовного права, большое место в нем занимает элемент преемственности. Это выражается как в формально-догматическом методе конструирования запретительных норм, так и в правоприменительной практике, где было разрешено использовать законы свергнутых правительств в случае их соответствия революционному правосознанию. В статье подчеркивается, что сочетание правовых традиций и инноваций - традиционное для России явление. Большевики не смогли сконструировать совершенно новое право. В своей основе советское уголовное право опирается на традиционный для российской цивилизации запретительный тип правового регулирования. Запретительный характер советского уголовного права периода «военного коммунизма» одновременно соответствовал архетипу патриархально-патерналистского государства, сформированному еще в Киевской Руси, и большевистской идее о необходимости разрушить «буржуазное» право и сформировать социалистическое, применение которого в переходный к коммунизму период будет обеспечиваться принудительной силой государства.

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА / PRO ET CONTRA

173-181 4
Аннотация
Оценка деятельности работника, коллектива, всей сложноорганизованной системы, к которой относится любой федеральный орган власти, является непростой проблемой. В последние годы становится все очевиднее, что существующие системы показателей не отражают объективную картину в анализируемой системе. Эффективность функционирования органов власти нередко вызывает у граждан множество вопросов, а законность деятельности отдельных должностных лиц, в том числе и руководителей, - сомнение. Все это не способствует повышению их имиджа, укреплению доверия. Органы власти периодически становятся объектом критики, коррупционных скандалов. Одной из причин является неэффективность критериев и показателей оценки деятельности как отдельных лиц, так подразделений в целом. Это предопределяется практикой формирования критериев и показателей оценки деятельности самими оцениваемыми структурами. В таких условиях закладывается ведомственная заинтересованность, ряд показателей неоднозначны - при определенных условиях они могут рассматриваться и как положительные, и как отрицательные. Вполне объективно ставится вопрос о совершенствовании данного инструментария. Ведомственная замкнутость и разобщенность государственных органов предопределяет и нормативно закрепляет дискретность статистических данных, оценивающих анализируемую структуру, отсутствие преемственности решаемых задач. Нет зависимости между эффективностью служебной деятельности работников и размером их материального стимулирования. Нередко критерии оценки создают иллюзию положительной динамики, показывают необъективную картину, тем самым усиливают риски и опасности, повышают степень латентности негативных процессов, что ведет к неправильным управленческим решениям. Отмечаются проблемы контроля деятельности органов власти по решению ими государственных задач, неинтегрированности их в общество. В статье в теоретическом и практическом плане рассматриваются основные подходы к оценке деятельности, обозначаются проблемы, обуславливающие неэффективность критериев и показателей, формулируются направления совершенствования правового и организационного обеспечения данной деятельности.

КНИЖНАЯ ПОЛКА



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)
ISSN 2686-7869 (Online)