Preview

Lex russica

Расширенный поиск
Том 73, № 3 (2020)
Скачать выпуск PDF

ЧАСТНОЕ ПРАВО / JUS PRIVATUM

9-19 1827
Резюме
В статье анализируются вопросы толкования и применения презумпции согласия супруга в сделках с общим имуществом супругов. Презумпция согласия супруга на осуществление сделок с общим имуществом рассмотрена в контексте ее соотношения с принципом равенства супругов, в том числе в имущественных правоотношениях. Рассматривается судебная практика по указанной проблеме, включая решения Верховного Суда РФ. Отмечаются практические проблемы в сфере применения указанной нормы права. Автор приходит к выводу, что правовое регулирование законного режима имущества супругов, действующее в настоящее время, имеет ряд недостатков, которые не только нарушают права сособственников указанного имущества, но и, с нашей точки зрения, зачастую противоречат нормам законодательства. В частности, нынешняя судебная практика применения нормы, установленной абзацем 1 п. 2 ст. 35 СК РФ, противоречит как конституционной норме, установленной ст. 35 Конституции РФ, в части защиты интересов собственника, так и нормам самого Семейного кодекса РФ, устанавливающим принцип равенства супругов, в том числе в имущественных правоотношениях (ст. 21, 31, 35). В статье даны обоснованные предложения по совершенствованию законодательства, а именно абз. 1 п. 2 ст. 35 СК РФ предлагается изложить следующим образом: «При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга. Указанное предположение распространяется исключительно на правоотношения супругов с третьими лицами».

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / JUS PUBLICUM

20-32 1599
Резюме
В статье анализируется федеральное законодательство, а также практика правоприменения, связанные с такой мерой конституционно-правовой ответственности главы субъекта РФ, как отрешение от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия. В работе рассматриваются эволюция правового закрепления и применения данной конституционно-правовой санкции за период с 2005 г., основания и механизм ее реализации, а также целый ряд проблем, связанных с практикой ее использования в России. Автором выделены пробелы и коллизии законодательства (противоречие оснований этой конституционной санкции магистральным и базовым правовым принципам прямого народовластия и презумпции невиновности), проанализированы «неопределенность» (выявлена юридическая фиктивность оснований утраты доверия) и «аморфность» ее применения (несоответствие процедуры привлечения к ответственности принципам федерализма, нормам уголовно-процессуального законодательства и внутренняя коллизия норм закона — «коррупционных» оснований утраты доверия). Предложена иная модель применения такой санкции, как отрешение от должности главы субъекта, а именно: лишение Президента права отрешать губернатора субъекта в связи с утратой доверия за коррупционные проступки, как противоречащей основам федеративного устройства и правовой природе института высшего должностного лица субъекта. Предложено возложить право на применение данной санкции на высший представительный (законодательный) орган субъекта Федерации, оставив за Президентом России право отрешать губернатора от должности за издание правовых актов, не соответствующих Конституции и федеральным законам (подтвержденное судебным решением), и неисполнение решений Конституционного Суда РФ.
33-44 666
Резюме
Принятие экологически необоснованных градостроительных решений приводит к существенным экологическим проблемам на соответствующих территориях, вызывая массовые нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду вследствие ухудшения ее состояния или отдельных природных объектов. В статье проведен анализ правовых механизмов обеспечения экологических прав человека при осуществлении градостроительной деятельности с точки зрения оценки их эффективности. Показана связь градостроительных и экологических правоотношений, рассмотрены объективные и субъективные экологические факторы градостроительной деятельности, обоснована необходимость учета экологических факторов на стадии территориального планирования, показано место и значение градостроительной деятельности в механизме обеспечения экологических прав человека и гражданина. Рассмотрены конституционные основы обеспечения экологических прав человека и гражданина при осуществлении градостроительной деятельности, показана их реализация в принципах градостроительного законодательства. Выявлена экологическая составляющая правового регулирования градостроительной деятельности, рассмотрено соотношение базовых понятий градостроительного и экологического законодательства, таких как «право граждан на благоприятную окружающую среду», «благоприятные условия жизнедеятельности», «устойчивое развитие территорий»; проведен анализ установленных Градостроительным кодексом РФ правовых механизмов учета экологических факторов и требований в процессе территориального планирования как основополагающего вида градостроительной деятельности, в том числе на стадии обоснования и подготовки проектов документов территориального планирования публичных образований Российской Федерации и на стадии согласования проектов между органами государственной власти и местного самоуправления. Показан декларативный и формальный характер соответствующих процедур, обоснован вывод об отсутствии в действующем градостроительном законодательстве реальных правовых механизмов учета экологических факторов и требований при территориальном планировании, предложены пути совершенствования правового регулирования обеспечения экологических прав при осуществлении градостроительной деятельности.
45-54 756
Резюме
В июне 2019 г. на официальном сайте Правительства РФ была опубликована концепция нового Кодекса РФ об административных правонарушениях, введение в действие которого планируется на 1 января 2021 г. Указанная концепция указывает на то, что факторами, снижающими эффективность действующего КоАП РФ, являются в том числе проблемы в правоприменительной практике на стадиях возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, и содержит общие ориентиры реформирования КоАП РФ и акценты на отдельные проблемные моменты, требующие разрешения при его предстоящей модернизации. В то же время затрагивает она, как представляется, далеко не все проблемные вопросы, требующие своего устранения. Так, анализ административно-юрисдикционной практики первой инстанции показывает, что протокол об административном правонарушении рассматривается субъектами административной юрисдикции (причем как внесудебными, квазисудебными, так и судебными) как один из видов доказательств по делу об административном правонарушении. Более того, нередки случаи, когда такой протокол вообще является единственным доказательством, на основании которого выносится постановление о назначении административного наказания. А анализ административно-юрисдикционной практики второй и последующих инстанций (вплоть до Верховного Суда РФ) позволяет сделать вывод, что такой подход является оправданным и вполне законным. Но так ли это на самом деле? И насколько вообще правомерно и законно рассматривать протокол об административном правонарушении как юрисдикционный акт в качестве доказательства по делу об административном правонарушении? Поиску ответов на эти вопросы через призму осмысления функционального назначения и юридической (правовой) природы данного вида административно-юрисдикционных актов и посвящена настоящая статья.

НАУКИ КРИМИНАЛЬНОГО ЦИКЛА / JUS CRIMINALE

55-69 1005
Резюме
В статье рассматривается вопрос о сущности криминалистической характеристики преступления, ее необходимости и месте в криминалистической методике. Отношение научного сообщества к этой научной категории за полвека ее существования пережило радикальные изменения: от восторженного превознесения как универсального средства для раскрытия преступлений до бесполезного «фантома» криминалистики. Однако, вопреки критике со стороны ряда весьма именитых ученых, криминалистическая характеристика преступления из научного оборота не исчезла, прочно обосновавшись в криминалистической методике. Парадокс объясняется ее системной необходимостью в арсенале данного раздела криминалистики. Будучи единственным приемлемым обозначением эмпирических знаний о преступлении и способах его раскрытия, вырабатываемых криминалистикой, криминалистическая характеристика преступления не только составляет ядро частных криминалистических методик, но и определяет структуру всей криминалистической методики как раздела науки. Попытка отказаться от нее приводит к появлению различных субститутов, близких по содержанию, но менее удачных терминологически. В силу названных причин криминалистическая характеристика преступления не может быть отвергнута криминалистикой, несмотря на любую критику. Представляется, что «фантомом» является не сама идея криминалистической характеристики преступления, а метод, которым ее пытались «наполнить». Системно необходимый и удачно названный конструкт был неудачно методологически связан его создателями со статистическими измерениями корреляционных зависимостей между основными криминалистически значимыми признаками преступлений. Однако такие измерения малопригодны для построения частной методики расследования. «Наполнение» криминалистической характеристики преступления актуальными сведениями о преступной деятельности должно обеспечиваться всей совокупностью доступных для эмпирических наук методов, не ограничиваясь лишь статистическими измерениями связей между ее элементами.
70-79 1065
Резюме
Несмотря на длительное использование на начальном этапе досудебного производства отдельных форм взаимодействия следователя с органами дознания, в уголовно-процессуальном законодательстве некоторые аспекты их реализации до настоящего времени не нашли своего закрепления. Это вызывает необходимость исследования сложившейся ситуации и обоснования теоретических и практических положений, касающихся взаимодействия следователя с органами дознания в рамках проверки сообщения о преступлении, в том числе в свете планируемой цифровизации отечественного уголовного процесса. К формам взаимодействия, применение которых целесообразно на начальном этапе досудебного производства, предлагается относить две процессуальные формы (дачу письменных поручений органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий, получении объяснений, получение содействия при осуществлении следственных и иных процессуальных действий) и две формы организационного характера (совместное планирование и формирование следственнооперативной группы). В целях повышения эффективности уголовно-процессуальной деятельности на начальном этапе досудебного производства, обеспечения ясности языка уголовно-процессуального закона, соответствия его правоприменительной практике предлагается внести изменения в ч. 1 ст. 144 УПК РФ, дополнив ее правом уполномоченных должностных лиц и органов давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о получении объяснений, получать содействие органа дознания при осуществлении проверочных действий. При этом формулируется авторская позиция об исключении из общего перечня процессуальных действий, указанных в ч. 1 ст. 144 УПК РФ и проводимых уполномоченными субъектами проверки сообщения о преступлении, получения объяснений. Показано значение внедрения в уголовное судопроизводство электронного документооборота с точки зрения эффективности взаимодействия следователя с органами дознания на начальном этапе досудебного производства.

ТЕОРИЯ ПРАВА / THEORIA LEX

80-89 1337
Резюме
В статье анализируются философские и философско-правовые подходы к определению понятий «онтология права», «бытие права» в истории мировой правовой мысли. Автором проанализированы взгляды на онтологию права в истории Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. Так, учение о бытии являлось центральным для философско-правовых построений Античности, в Средние века онтология отождествлялась только с Богом, в эпоху Нового времени бытие права в зависимости от философско-правовой доктрины определялось либо как абсолютная идея, либо как проявление государственной воли, либо как субъективные права личности, либо как Божий промысел. Особое внимание уделяется анализу различных подходов к определению содержания онтологии (бытия) права в экономическом праве как новой инновационной составляющей российской системы права в эпоху информационного общества. Особое внимание уделяется трактовке онтологии права в естественно-правовой и позитивистских доктринах правопонимания, выделяются общие и особые черты содержания онтологии права в философско-правовых доктринах прошлого. В XIX—XX вв. появляется «новая философия», ориентированная на научно-технический прогресс, создающий новую экономическую реальность, когда бытие права представляется объектом онтологии в единстве трактовок объективного и субъективного, дающего возможность познать реальность в различных ее ипостасях. Правовое пространство как предмет философии права на современном этапе развития цифровой экономики фокусируется прежде всего на пропедевтике и характеристике права собственности как необходимом условии развития современного общества. Автор приходит к обоснованному выводу о том, что в рамках российской онтологии права необходимо применять конвергационный подход в целях упрочения социальной ориентированности российской экономики, основываясь на интегративном правопонимании.

ИСТОРИЯ ПРАВА / HISTORIA LEX

90-104 1227
Резюме
Статья посвящена нравственному аспекту уголовно-правовой доктрины выдающегося итальянского мыслителя, публициста, правоведа и общественного деятеля Чезаре Беккариа. Исследуя предысторию происхождения нравственных оснований права, автор обращается к самым истокам, так называемым мононормам, которые имели синкретичный характер и сочетали в себе нравственные, религиозные, правовые и иные охранительно-регулятивные начала. Процессы разделения труда и усложнение форм общественной жизни обусловили отделение нравственного регулирования, основанного на традиции, от собственно правового инструментария. В контексте воззрений западных и отечественных мыслителей исследуется ряд доктринальных подходов к определению соотношения нравственности и права, в результате чего делается вывод о том, что эти социальные регуляторы следует рассматривать в тесной взаимосвязи, так как они имеют общие корни, выполняют однопорядковые функции и в каждом конкретном случае регулируют поведение конкретного индивида. В рамках политико-правовых взглядов Чезаре Беккариа исследуются общие вопросы происхождения наказаний, их соразмерности с противоправными деяниями, незамедлительности применения наказания, цель наказаний, а также основания их назначения. Отдельно рассматривается нравственный аспект таких видов наказаний, как денежный штраф, бесчестье, изгнание и конфискация, смертная казнь, а также выявляются гуманистические начала таких мер пресечения, как пытка и взятие под стражу. В контексте учения Чезаре Беккариа о преступлениях исследуется признак вреда, который преступник причиняет нации, как основание квалификации того или иного деяния в качестве преступления. Важное место отводится градации преступлений на посягательства против общественного интереса и посягательства против личных и имущественных благ частных лиц. В контексте посягательств против публичных интересов исследуются преступления против общественного спокойствия и контрабанда. В рамках преступлений против интересов частных лиц анализируются поединки, а также нравственный аспект установления юридической ответственности за самоубийство. В заключение рассматривается отношение Чезаре Беккариа к вопросу предупреждения преступлений.

ГЕНОМ / GENOME

105-113 431
Резюме

В статье рассматриваются стратегические направления правового обеспечения пространственного развития Арктической экологической зоны Российской Федерации. Доказывается вывод, согласно которому ключевым принципом развития Арктики является принцип природосбережения и обеспечения баланса между хозяйственной деятельностью, присутствием человека и сохранением окружающей среды, в связи с чем действующие документы стратегического планирования, определяющие стратегические ориентиры пространственного развития Арктической зоны Российской Федерации, должны быть приведены в соответствие с базовыми документами государственного стратегического планирования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также в области национальной, экономической и иных видов безопасности. Также обосновывается вывод о необходимости разработки и принятия отдельной стратегии морского (акваториального) пространственного развития, содержащей ключевые виды экономической специализации в отношении отдельных акваторий, перспективные морские опорные зоны экономического роста, а также основные направления по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

По мнению авторов, для реализации задач, указанных в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации, необходимо в первую очередь определить статус всей Арктической зоны Российской Федерации (стратегический, экологический, экономический, социальный и др.), а также, учитывая особый международный и национальный статус Арктики, ее особое положение как полигона новых идей и эколого-экономических инвестиций, разработать и принять базовый закон «Об Арктической экологической зоне Российской Федерации» либо интегрировать экологические требования в разрабатываемый проект федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации».

КИБЕРПРОСТРАНСТВО / CYBERSPACE

114-120 2581
Резюме
В статье содержится критика появившейся сравнительно недавно точки зрения о том, что традиционные нормы права не могут применяться для регулирования общественных отношений в киберпространстве. Исследователи спорят, допустимо ли регулировать отношения, возникающие в связи с использованием компьютерных технологий, таких как оборот криптовалюты и иные отношения на платформе блокчейн, средствами права. Противники правового регулирования оборота криптовалют ссылаются на невозможность регулирования компьютерной технологии правовыми средствами. Известно, что отсутствие правового регулирования общественных отношений не менее пагубно, чем их зарегулированность. Автор анализирует классический, «модернистский», эклектический подходы к правовому регулированию общественных отношений в киберпространстве. По мнению автора, общественные отношения в веб-пространстве, включая те, которые возникают на платформе блокчейн, могут регулироваться не только национальными законами, но и двумя специальными новыми источниками права — компьютерным кодом (lex informatica) и особыми обычаями киберпространства (lex electronica). Регулирование по кодам и специальные обычаи, которые сосредоточены в сети Интернет, постепенно образуют наднациональное право киберпространства. Поскольку закон, алгоритмический код и специальные обычаи киберпространства являются разными источниками права, точка зрения тех исследователей, которые пишут о закате правового регулирования и о замене его регулированием по кодам, является необоснованной. Вывод об отмирании права при переходе договорных отношений в киберпространство является преждевременным. Выражение Лоуренса Лессига «Code is law» является верным в том смысле, что код – это только один из возможных источников права.

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / COMPARATIVE STUDIES

121-134 956
Резюме

Работа посвящена изучению прошлого, настоящего и будущего специализированных судов Республики Казахстан, а именно экономических, финансовых и административных судов. Актуальность темы исследования вызвана продолжающимися в РК судебно-правовыми реформами, одним вектором развития которых является специализация судов. Избранная тема актуализируется в условиях глобализации и активизации мер по повышению конкурентоспособности РК.

Теоретическая и практическая значимость темы исследования состоит в том, что на основе раскрытия причин, обусловивших необходимость образования специализированных судов, оценивается современное состояние судоустройства РК и прогнозируются тенденции его дальнейшего развития. На основе данного исследования, учитывая достижения и поражения, легкости и сложности, традиционную преемственность и международную имплементацию в судебном строительстве, можно принять действенные меры, направленные на развитие судоустройства. Автор описывает растянувшийся на три десятилетия собственный путь развития казахстанской государственности, по которому вел всех отец народа, лидер нации, первый Президент РК — Н. А. Назарбаев. Переосмыслить заслугу или переоценить вклад первого Президента РК в становление казахстанской государственности и развитие национального права, а также в объединение казахов очень сложно. Между тем показана социально значимая роль судебной ветви власти, проявляющаяся не только в защите прав, свобод человека и гражданина, а также законных интересов юридических лиц, но и в социально-экономической модернизации Казахстана. По итогам анализа истории возникновения, современного состояния и перспектив развития специализированных судов РК сделаны выводы, которые подтверждают их актуальность, востребованность и оправданность. Методологическую основу исследования составляют историко-правовой метод познания объективной действительности. Теоретическую основу исследования составили труды известных казахстанских ученых. Нормативную основу исследования составили указы первого Президента РК, конституционные, кодифицированные и законодательные акты РК, а также стратегические, концептуальные и программные документы о развитии РК. Эмпирическую основу исследования составляют региональные статистические данные о работе специализированных экономических судов в разрезе городов Нур-Султан и Алматы за 2016—2018 гг. Изучены данные социологического опроса по Республике среди лиц, участвовавших в судебных процессах специализированных экономических судов. Рассмотрены аналитические доклады и обзоры информационного характера о деятельности судов, в том числе о состоянии отправления правосудия специализированными судами РК за 2011—2018 гг. Для объективной оценки текущего состояния действующей нормативной правовой базы РК были взяты данные мировой статистики.

135-139 1070
Резюме
В статье анализируется процесс современной кодификации гражданского законодательства в Китае, приводится исторический обзор кодификации гражданского права в Китае, поднимаются проблемы частноправовой кодификации и анализируются политические, экономические и иные истоки этих проблем. Отмечается, что в традиционном Китае существовало только уголовное (публичное) право. Правовые традиции, основанные на верховенстве уголовного права, продолжались более 2 000 лет, пока в первые годы ХХ в. Китай не встал на путь модернизации правовой системы и кодификации гражданского права. В 1929—1930 гг. был принят первый в истории Китая Гражданский кодекс, построенный по модели швейцарской и германской цивилистических кодификаций, одновременно отражавший опыт японской, французской и советской кодификаций гражданского права. После основания КНР начался этап обширного заимствования советского социалистического права, в том числе гражданского. Однако попытки кодификации оказались неудачными, причинами чего послужили правовой нигилизм и отсутствие необходимого внимания со стороны власти. Переход от административно-плановой к свободной рыночной экономике побудил законодателя временно отказаться от идеи кодификации гражданского законодательства: вместо одного кодифицированного закона было решено принять несколько специальных. В XXI в. начался новый этап кодификации гражданского права в Китае. В 2002 г. был опубликован четвертый проект гражданского кодекса КНР, который без видимых причин канул в лету. В 2014 г. процесс кодификации гражданского законодательства стал активнее, а в 2017 г. была принята часть первая будущего Гражданского кодекса КНР. В соответствии с планом кодификации гражданского права в марте 2020 г. Гражданский кодекс КНР должен быть принят в целом.
140-150 603
Резюме
В статье рассматривается опыт Соединенных Штатов Америки по учету и классификации осужденных за преступления сексуальной направленности. Федеральный реестр представляет собой комплексный уголовно-правовой и административный инструмент профилактики преступности, имеет истоки в аналогичных реестрах штатов. Автор исследует принципы ведения реестра, основания для включения в реестр и исключения из него, объем данных, подлежащих опубликованию, периодичность обновления данных, проводит криминологическую характеристику института. В работе проанализирована прецедентная практика высших судов США относительно конституционности норм и принципов, образующих институт реестра, их ретроактивного применения, соответствия процедурным и материальным гарантиям справедливого судебного разбирательства. Автором сделан вывод о возможности введения аналогичного федерального реестра в России, но с учетом недостатков, выявленных в рамках исследования. В настоящее время усилия законодателя в указанной части очевидны (усиление уголовной ответственности за насильственные сексуальные преступления с установлением ограничения свободы, появление новых инструментов «сдерживания» в руках правоохранительных органов, например административного надзора). Однако меры не носят комплексного характера, часто взаимно пересекаются, не достигают заявленной цели (исполнение ограничений при административном надзоре после отбытия ограничения свободы). Автор полагает, что он может являться самостоятельным институтом, реализуемым со стадии исполнения приговора, доступным правоохранительным органам и потерпевшим, а в случаях, предусмотренных законом, — для социальных и образовательных учреждений, органов опеки, охраны семьи и детства.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / NOVUS LEX

151-159 925
Резюме
В статье с учетом последних изменений в уголовном законодательстве под критическим углом зрения анализируются признаки такого вновь введенного в Уголовный кодекс преступления, как склонение к самоубийству или оказание содействия самоубийству (ст. 110.1). Особое внимание уделяется способам склонения к самоубийству и содействия самоубийству с точки зрения их обоснованности, точности, содержательности и необходимости перечисления в уголовном законе. Приводятся примеры излишней детализации при формулировании отдельных криминогенных признаков, что противоречит принципам юридической техники. К ним относятся такие признаки, как уговоры, предложения, советы, указания, информация, обещание скрыть орудия или средства совершения самоубийства. Подробно рассматриваются квалифицированные составы этих преступлений с позиции их актуальности и отражения степени общественной опасности совершаемых деяний. Это утверждение относится к таким характеристикам потерпевших, отягчающим уголовную ответственность, как несовершеннолетний возраст, состояние беременности, материальная или иная зависимость от виновного. Предлагаются решения по квалификации спорных ситуаций, когда рассматриваемые преступления совершаются в отношении малолетних, невменяемых, лиц, страдающих психическими расстройствами. Рассматриваются случаи, когда изученные преступления могут совершаться преступным сообществом, предлагаются варианты квалификации содеянного. Особое внимание уделяется квалификации склонения к совершению террористического акта путем самоподрыва. В качестве дискуссионного поставлен вопрос об ответственности несовершеннолетнего лица, которое склоняет к самоубийству так же несовершеннолетнее лицо или содействует его самоубийству. Вносятся предложения по совершенствованию диспозиции уголовно-правовой нормы. Высказываются упреки в адрес примечания к ст. 110.2 УК РФ, в котором предусмотрены основания освобождения от уголовной ответственности при совершении исследуемого преступления, и предлагается новая редакция примечания, которое должно быть расположено после текста ст. 110.1 УК РФ с учетом особенностей не только основного, но и квалифицированных составов преступлений.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-5920 (Print)
ISSN 2686-7869 (Online)